Навигация
Ассоциация «Сахалинстрой» — перезагрузка саморегулирования. Проект стандарта «Об организации наставничества»
Ассоциация «Сахалинстрой» — перезагрузка саморегулирования. Проект стандарта «Об организации наставничества»

Разработанный специалистами Ассоциации проект Стандарта направлен на экспертизу в региональные министерство образования и агентство по делам молодежи, во Всероссийский центр национальной строительной политики, в НП «Центральный институт труда», а также в Союз наставников России. «Сахалинстрой» предлагает строительным организациям Ассоциации выразить свое мнение и внести дополнения или изменения до 31 мая текущего года рабочую версию нового внутреннего документа.

Станларт наставничества.png

Ознакомиться с Проектом документа можно ЗДЕСЬ

Развитие института наставничества является важной составляющей достижения целей саморегулирования в строительстве: повышения качества и безопасности в строительстве, обеспечения исполнения обязательств по договорам подряда, решения «кадрового дефицита» в строительной и других областях экономики.
Ассоциация «Сахалинстрой» первый шаг в этом направлении сделала самостоятельно в 2019 году, выпустив в свет образовательный проект «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество». Проект объединил студентов строительных специальностей средних профессиональных учебных заведений Южно-Сахалинска, руководителей учебных учреждений, министерства строительства, ЖКХ, образования Сахалинской области, общественные организации, руководителей администрации города Южно-Сахалинска и был признал лучшей региональной практикой 2019 года в номинации «Наставничество на производстве».

5.jpg

Катализатором для дальнейшей работы Ассоциации стало плотное общение с одним из главных экспертов движения наставничества в России — директором НП «Центральный институт труда», заместителем председателя Союза наставников России Игорем Тюфяковым. На областной конференции, прошедшей в ноябре 2019 года в Южно-Сахалинске, он поднял важную тему о целевом предназначении института наставничества и об отличии процессов наставничества от процессов производственного обучения, производственной практики студентов и начинающих рабочих, процедур повышения квалификации специалистов.

2Q9A8828.jpg

В ноябре 2019 года проектная команда Ассоциации участвовала в работе Третьего Открытого Конгресса наставников России в Тюмени, где сахалинский проект был признан одним из лучших.

– Мы начали серьёзно изучать лучшие российские и мировые практики по этому направлению и взаимодействовать с ведущими специалистами. И часто наблюдаем подмену понятий в деятельности подготовки кадров на разных уровнях власти и предпринимательского сообщества из-за фактического отсутствия нормативной и специальной литературы по этому вопросу. Считаем, что необходимо разграничить понятия «наставник» и «мастер или инструктор производственного обучения», — рассказывает Валерий Мозолевский.
Мастер производственного обучения или тренер – штатный сотрудник организации, который осуществляет профессиональное сопровождение, обучение и консультирование стажеров/практикантов. А это весьма ответственная и специфическая деятельность. В настоящее время в крупных российских компаниях применяется методика TWI (Training Within Industry) – комплексная программа производственного обучения на рабочем месте, направленная на повышение производительности труда. На специально оборудованных площадках (в цехах) производственного обучения рабочих обучают штатные тренеры высочайшего класса. Большинство руководителей промышленных предприятий считают, что у них действует система наставничества. Однако, на деле – это производственное обучение.

IMG_1686.jpg

– Наставник – это человек, обладающий высокой квалификацией, большим профессиональным и жизненным опытом, готовый передать свои «особые знания» и «находки», вовлечь подопечного в профессиональную и общественную жизнь коллектива. Это учитель в широком смысле слова, но не преподаватель, не мастер производственного обучения. Одним из примеров такой практики может быть закрепление приказом руководителя наставника (без отрыва от своей основной работы) над новым квалифицированным (по формальным признакам и по отзывам со стороны) работником, который принимается на вакантную должность с испытательным сроком. После его прохождения наставник должен представить отчёт о результатах и исполнения плана наставничества с заключением о рекомендации принять нового работника на указанную должность, или об утверждении, что наставляемый не прошёл испытательный срок. По результатам исполнения данного поручения, наставник может получать денежное или иное вознаграждение в соответствии Стандарта или Положения организации.

Образовательный проект Ассоциации «Сахалинстрой» «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество» обладает синергией, объединяя наставничество специалистами Ассоциации над студентами — строителями и элементы производственной практики (производственного обучения) по согласованной с учебным учреждением программой.

IMG_0155.jpg

В 2019 году мы обучали студентов по программе «Строительный контроль проекта «Комфортная городская среда. Благоустройство общественных пространств, транспортная инфраструктура». В 2020 году переходим на следующий уровень и ставим перед студентами-волонтерами более сложные учебно-практические задачи. Расширится перечень изучения стандартов и других нормативно-правовых документов в строительстве. Например, в плане теории предстоит освоить нормативные документы по темам: «Организация строительной площадки», «Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов», «Правила подготовки к сдаче-приемке и вводу в эксплуатацию законченных строительством жилых зданий», «Устройство систем отопления, горячего и холодного водоснабжения жилых и социальных объектов», «Обслуживание многоквартирных жилых домов, как сложной инженерной системы».

IMG_1624.jpg

Когда участники проекта вместе с нами принимают участие в общественном строительном контроле по процедурам Ассоциации, в рейдах по благоустройству дворов и транспортной инфраструктуры города, в обсуждении проектов дворового благоустройства и скверов города, в заседаниях проектных и рабочих групп и Советов в Правительстве Сахалинской области – всё это относится к блоку наставничества в нашем Проекте. Мы помогаем студентам–строителям стать активными членами гражданского общества и найти свое место в профессии и жизни.

Анонс 2.jpg

Развитие института наставничества сегодня стоит в повестке дня во многих отраслях и сферах деятельности. Поэтому мы считаем, что необходимо в ближайшее время принять  «Стандарт организации наставничества» и внедрить его в деловой оборот не только в Ассоциации «Сахалинстрой», но и в регионе. Мы также предложим его для возможного использования всеми саморегулируемыми организациями строителей Дальневосточного Федерального округа и будем работать над созданием общероссийского Стандарта этой направленности вместе с Союзом наставников России, — заключил Валерий Мозолевский.