ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ЛИЧНОМУ КАБИНЕТУ ЧЛЕНА АССОЦИАЦИИ САХАЛИНСТРОЙ, ОБРАТИТЕСЬ В ПРИЕМНУЮ АССОЦИАЦИИ ПО НОМЕРУ 311045 ИЛИ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ NP@SSROS.RU ТАК-ЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ И НАПРАВИТЬ АНКЕТУ НА АДРЕС ADMIN@SSROS.RU

Валерий Мозолевский: чтобы строили нормально, строителям надо платить вовремя и сполна

Данный раздел содержит публикации в СМИ об Ассоциации «Сахалинстрой»

Следуя курсу на максимальную информационную открытость Ассоциация «Сахалинстрой» в постоянном режиме осуществляет работу по взаимодействию с средствами массовой информации регионального и федерального уровня.




Валерий Мозолевский: чтобы строили нормально, строителям надо платить вовремя и сполна 31.08.2016

Валерий Мозолевский: чтобы строили нормально, строителям надо платить вовремя и сполна

О проблемах и перспективах строительной отрасли в России и на Сахалине, о том, почему строят плохо, и как долго это будет продолжаться, о тех, кто достоин звания настоящего строителя, рассказал Валерий Павлович Мозолевский - руководитель Ассоциации «Сахалинстрой», региональной саморегулируемой организации в сфере строительства Сахалинской области. 

 Сколько лет существует объединение строителей на Сахалине, кем и почему оно было создано?

 Само объединение, как идея, как некоммерческое партнерство, было зарегистрировано 1 ноября 2008 года. Учредителями этого партнерства были три строительные организации - ЗАО СМУ ДЭМ, ЗАО СУ-4 и ООО «СКФ «Сфера». Это было связано с тем, что в 2007 году вышел закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а в 2008 году вышел закон № 148 - ФЗ, которым были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ во  выполнение Указа президента России 2003 года о реформировании административной системы в части  передачи некоторых государственных функций профессиональному строительному  сообществу.

В частности, функции допуска на рынок в строительстве были переданы саморегулируемым организациям. Этим было признано, что государство взяло на себя излишние функции в сфере экономики, что было изначально в советское время и оттуда перекочевало в рыночную экономику.

Саморегулирование, как способ организации отношений, появилось с момента появления жизни на земле, только вот в общественных и производственных отношениях оно зачастую заменяется государственным управлением. Почему? Птицы и звери объединяются в стаи и регулируют свою жизнь: когда и куда надо передвигаться, размножаться, охранять свою территорию обитания. Самое главное, цель у этих процессов в природе – защита интересов и прав субъектов объединений. В природе всё это просто и не требует доказательства.

Так и в человеческом обществе. Люди объединяются в сообщества с целью защиты своих законных интересов и прав. В своей истории люди объединялись в племена, селения, княжества, государства. И прошу обратить внимание на то, что любое общественное объединение в первую очередь характеризуется определённой территорией, которая имеет чёткие границы. Одна территория – одно саморегулируемое сообщество. Иначе – война до тех пор, пока не будет в пределах территории одного сообщества. Этот закон распространяется на весь живой мир.

Также и в экономических отношениях саморегулирование имеет давнюю историю. Когда в средние века появилось ремесленничество, зачатки промышленного производства, тогда и появились первые организованные формы профессиональных сообществ (цеха, гильдии). Мастера умеют что-то хорошо делать и стараются, чтобы то, что они делают, было хорошо, надёжно, красиво и безопасно. Люди их продукцию покупают. Вдруг появляется какой-то прохиндей, не умеющий производить эти товары также хорошо, но делает фактические подделки  и тоже продаёт.

Продавая некачественную продукцию, он, в восприятии населения, и на мастера бросает тень. Для того, чтобы защитить себя и своё производство, мастера объединялись в группы (цеха, артели) и просили поддержки, защиты и одобрения у власти: главы поселения, князя, феодала, короля. Ведь они торговали на его территории и этим обеспечивали приток денежных средств в казну города или государства. Ремесленники-мастера объявляли свои правила (стандарты) в изготовлении той или иной продукции, и предлагали всем, кто поддерживает их взгляды на профессионализм и мастерство, вступать в их союз, с условием, что новые участники будут принимать эти же нормы качества и безопасности. Цеха, гильдии контролировали деятельность своих членов и отвечали за свою «марку». Всем остальным, не участвующим в профессиональном сообществе, высочайшим повелением правителя производить и торговать подобной продукцией на данной территории было запрещено. Таковы штрихи   истории развития отношений в производственной сфере.

Если говорить о профессиональных сообществах у нас в России, то хочется вспомнить купцов. В те времена тем из них, кто принадлежал к гильдии, профессиональному купеческому сообществу, необязательно было контракт или договор подписывать, достаточно было купеческого слова.  Вот что значило принадлежность к купеческому союзу – гильдии!

Таким образом, люди, объединяясь в профессиональные сообщества, уже не только защищают свои интересы, но и предъявляют требования друг к другу по соблюдению этих самых профессиональных стандартов. Кто не готов соблюдать эти условия, не может быть участником такого сообщества.

Собственно говоря, ориентируясь в этом направлении на опыт зарубежных стран и факты из собственной истории, касаемо саморегулируемых организаций, такая же задумка была и у тех, кто решил внедрить всё это в российской строительной отрасли. Это даже в законе прописали: содержанием деятельности саморегулируемых организаций является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Подразумевалось, что строители объединяются в профессиональные сообщества, разрабатывают свои стандарты и правила деятельности, а специально созданные  органы этих организаций контролируют исполнение этих самых стандартов и правил. Члены этого сообщества образуют компенсационный Фонд для гарантированного обеспечения возможного ущерба третьим лицам.  При этом сообщества (саморегулируемые организации) обеспечивают защиту законных интересов и прав своих членов.

Таким образом, клиенты (потребители) идут туда, где есть это гарантированное качество и безопасность, а члены профессионального сообщества получают работу и выполняют заказы. А те, кто не готов работать на таком уровне – должны или уйти с рынка или дотягивают до уровня соответствия профессиональным стандартам и становятся членами профессионального сообщества - саморегулируемой организации. Появилась своеобразная коллективно-принудительная форма ответственности. Коллектив производителей, для того чтобы защитить себя и свою работу, обеспечить своё предприятие заказами, вынужден поднимать планку на уровень принятых стандартов.

Населению - потребителям, нравится результат работы – значит надо гарантировать именно такой формат. А тем, кто не член профессионального сообщества, так как не соответствует его стандартам, гарантировать его качество никто не будет.

Ассоциация «Сахалинстрой» дорожит мнением о нас людей и отношением заказчиков к тому, что мы делаем. Кроме простых обещаний в саморегулируемых организациях строителей, как вы знаете, есть ещё и свой компенсационный фонд. Если наш член что-то не так сделал и люди потерпели убытки, мы, конечно же, эти убытки компенсируем – потребитель не должен страдать, но потом строго спросим с того из наших членов, кто наши профессиональные стандарты нарушил.

Как ранее отмечено, главный смысл существования саморегулируемых организаций (СРО), это и в законе прописано, – защита законных интересов и прав своих членов. Иначе зачем нам объединяться? Мы объединяемся и защищаем не любые, а законные интересы и права наших членов. Есть дирекция СРО, перед которой участники некоммерческого партнёрства ставят задачи – приоритетные направления деятельности.  Генеральный директор со специалистами дирекции стремится выполнять их, чтобы проводить политику в интересах участников профессионального сообщества, достигать целей, чтобы сделать их жизнь лучше.

Вот именно такая саморегулируемая организация строителей была создана и у нас в 2008-м году. Она стала той ячейкой, вокруг которой объединились строительные компании региона. Нам для того, чтобы стать саморегулируемой организацией необходимо было объединить не менее 100 членов и разработать стандарты и правила профессионального сообщества. Мы всё это выполнили и в июле 2009-го года получили статус саморегулируемой организации строителей – единственно в Сахалинской области. И с этого момента мы стали соответствовать 315-ФЗ о саморегулируемых организациях и нормам Градостроительного Кодекса РФ о саморегулируемых организациях в строительстве.

С самого начала мы стремились, чтобы наша деятельность соответствовала требованиям законов.

К сожалению, все мы знаем такое выражение: «закон как дышло, куда повернул туда и вышло».  Поэтому в нашей действительности соответствие федеральным законам всеми по-разному понимается.

В каждом законе есть буква закона, дух закона и есть вектор направления деятельности этого закона. Когда эти три момента объединяются, то можно говорить о по-настоящему законной деятельности. Мы к этому всегда стремились.

Хотя даже на Сахалине, когда началось объединение строителей, не всех получилось сразу объединить, потому что начались разногласия: каждый понимает закон по-своему и готов исполнять его именно так, как понимает. Большинство думает так: вот закон есть, но надо подумать о том, как его использовать в своих интересах, чтобы максимально просто для себя, с меньшей нагрузкой, но иметь максимум преференций исходя из законных прав.

Но так долго не бывает! Так может быть, в какой-то определённый исторический момент. Те, кто пытается, на основании принятого закона, что-то поиметь не в смысле духа самого закона, скоро могут быть разочарованы. Этот процесс происходит именно сейчас, когда замечательный закон о саморегулировании в строительстве, который был принят, превратно истолковали многие коммерческие, по сути, квази-некоммерческие структуры, принципиально извращая идею строительных СРО, начали просто торговать свидетельствами о допуске к строительству сами и через посредников: агентов, филиалы, представительства.

При этом, многие, я честно скажу, руководители, фиктивных, не соответствующих нормам закона строительных организации, сказали, а зачем нам чему-то соответствовать, зачем напрягаться? Купил себе фиктивный допуск, заплатил деньги за ничего не стоящие бумаги, заверил себя, что никто не будет его контролировать и бог с ним, с этим саморегулированием!

И эта вакханалия длилась до конца 2015 года, практически более шести лет. Ещё в 2009-м году, когда мы получили статус саморегулируемой организации, выступая на парламентских слушаниях в Государственной Думе, я предупреждал, что новые созданные СРО, несоответствующие тому, как должно быть по примеру зарубежного и нашего исторического опыта, не закреплённые территориально, не смогут обеспечивать контроль за деятельностью своих членов и превратятся в квази-СРО, основной деятельностью которых будет продавать фиктивные Свидетельства о допусках на всей территории России. Но многие тогда отрицали опыт государств, которые прошли длинный путь в развитии профессиональных сообществ, который показал, что такие объединения возможны только в жёсткой привязке к данной конкретной территории. У нас почему-то всегда свой, уникальный путь развития, мы любим изобретать новое, при том что это уже работало ранее у нас и работает во всём мире.

Тем не менее, в течение всего прошедшего времени строительные СРО у нас были экстерриториальные. Любая подобная организация, которая сидела в Москве, могла принимать членов с Камчатки, с Курил, с Анадыря – не было проблем с этим. В этом случае сработал главный закон рынка, главный закон коммерческой деятельности – есть спрос, будет предложение. В виду того, что главным документом соответствия требованиям федерального закона при закупках в строительстве является Свидетельство о допуске к выполнению строительных работ, этот документ и стал тем вожделенным предметом, охота за которым началась на всей территории России, поэтому моментально появились посредники по их продажи и появился феномен демпинга требований для приобретения этих Свидетельств.  И всё это стало возможным только из-за того, что изначально не было границ деятельности каждой отдельной СРО строителей.

В законе указано, что СРО должно заниматься разработкой стандартов и контролировать их исполнение. Как можно контролировать из Москвы деятельность членов СРО на Сахалине или   в Анадыре?  Уверяю Вас, что чаще всего эти горе руководители подобных организаций даже в лицо не знают руководителей московских или питерских квази-СРО строителей, чьи Свидетельства они купили и не знают даже их адресов.

Какая конкуренция может быть между некоммерческими профессиональными сообществами, которые должны обеспечивать разработку стандартов в строительстве и осуществлять контроль за их исполнением? И как работать над стандартами и осуществлять контроль, находясь за тридевять земель от участников процесса строительства в субъекте федерации?

Идея конкуренции в сфере регулировании, даже с приставкой «само» подобна бредовой идее одновременного существования нескольких конкурирующих парламентов в одном государстве. Представьте, граждане сами выбирают тот парламент, который им больше нравятся. Догадайтесь, кого выберут граждане? Тех, кто принимает самые жестокие законы и жестоко наказывает преступников, или тех, кто не напрягает их законами или исполнением таких законов? Результат прямо противоположен декларации: депрофессионализация рынка, падение качества, массовое нарушение правил, коррупция, формализм и круговая порука как система.

И эта незамысловатая мысль, через 9 лет после принятия 315-го закона, наконец-то стала находить сторонников в коридорах власти.

Так начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев заявил, что «необходимо выстраивать систему саморегулируемых организаций таким образом, чтобы исключить конкуренцию между ними. В настоящее время коммерциализация и реальная коммерческая конкуренция между СРО лишает их возможности исполнять свои функции, как регулятора отношений и регулятора разрешений рисков в осуществлении деятельности членов СРО».

И это, наконец-то, поняли. 17 мая 2016 года Президент в Перечне поручений по итогам Государственного совета указал на  обязанность строительных организаций вступать в члены саморегулируемых организаций исключительно по месту государственной регистрации строительных организаций, то есть, саморегулирование в строительстве должно быть  субъектным. Теперь, наконец-то, строительные организации, а теперь и застройщики (технические заказчики) зарегистрированные в Сахалинской области должны вступать в саморегулируемую организацию, которая зарегистрирована в Сахалинской области.

Еще в 2009-2010 году мы заключили соглашение с Хоккайдской ассоциацией строителей, поддерживаем связь с ними. В самом начале своей деятельности, мы у них спрашивали: входит ли в их ассоциацию какая-нибудь строительная организация из других префектур Японии? Японцы, со всей своей чистотой и непосредственностью, даже толком вопроса не поняли, им невдомёк, что в их организацию может быть принят кто-то из другой префектуры только с той целью, чтобы не было возможности контролировать его работу на месте органами ассоциации из другого субъекта Японии. Они с удивлением ответили: «А что им делать в нашей ассоциации. У нас свои вопросы, а в Ассоциации другой префектуры, свои. Поэтому в нашей ассоциации членами являются только хоккайдские строительные организации».

Если везде в мире профессионалы объединяются с целью коллективного решения общих проблем, то у нас строители в последние 7 лет зачастую как бы вступали в СРО за несколько тысяч километров от Сахалина только лишь с целью покупки допусков к строительным работам. Никто из таких руководителей никаких общих проблем отрасли не собирался решать, главное было для них - купить свидетельство о допусках, уйти от проверок на соответствие закону и всё! Дальше они оплачивают ежемесячно не членские взносы за услуги СРО, а платят мзду, подать тому, кто продал фиктивное свидетельство, чтобы обеспечить себе возможность делать то, что хочется, без какой-либо оглядки на профессиональное сообщество. Никаких тебе членских взносов, ответственности перед потребителями.

Этот разный подход - использовать закон не по назначению, не по духу, не по вектору его развития, а в своих корыстных целях - болезнь нашего общества. В экономике это просто не работает. Невозможно получать выгоду в ущерб другим, рано или поздно всё это заканчивается печальными последствиями для того, кто ставит свои интересы выше интересов потребителей и строительного сообщества.

Новые изменения в Градостроительный Кодекс РФ, которые были приняты в этом году,расставили всё по своим местам.

Многие, которые ещё вчера, не имея за душой ничего, кроме зарегистрированного юридического лица и купленного фиктивного свидетельства о допуске к строительству, совсем недавно могли выходить через интернет на торги и выигрывать их, снижая цены до неразумных пределов. А потом перепродавали заказ сахалинским подрядным организациям, забирая свои 10-20 % за посредничество. То есть, ничего не делая в строительстве, получали деньги, в ущерб реальным подрядчикам, которые будут выполнять эти работы. Деятельность в строительстве превратилась в такой вот базар.

Откровенно говоря, более 50% организаций, получившие (купившие) свидетельства в СРО строителей, зарегистрированных не на Сахалине, строительными по сути не являются. Я постоянно встречаюсь с разными людьми, изучаю ситуацию, и если у нас членские взносы регулярно платят порядка 85% наших участников, то в московских или питерских коммерческих СРО собираемость таких платежей под 95-97%. А почему? А потому что за купленные свидетельства членские взносы платят, как мзду, как дань за незаконно оказанную услугу и эту мзду они вынуждены отдавать регулярно, иначе есть реальная угроза потерять «липовое» свидетельство о допуске к строительству по воле коммерческих СРО. Не заплатил – и заберут это свидетельство, и никто не докажет, что реально фирма всем стандартам соответствовала. Таки члены этих коммерческих СРО никогда не подадут в суд на незаконность действий этих коммерческих СРО.

У нас, попробуй исключи кого-то из членов за кратковременные неплатежи, так он пойдёт в суд и докажет, что мы неправильно сделали. У нас это может сделать только Общее собрание, где этот вопрос будет всесторонне рассмотрен. А  перед коммерческими квази-СРО такие организации, голые и босые, потому что просто купили фиктивную бумажку, и понимают, что, если они не заплатят членские взносы вовремя, их просто вычеркнут и всё.

 Так они вообще не отвечают за своих членов, эти СРО?

 Раньше в законе была прописана такая ответственность, но часто заказчики не использовали эти рычаги, поэтому часто реальных механизмов воздействия на СРО не было. Теперь, после внесения изменений в Градостроительном кодексе, введена ответственность СРО строителей за исполнение контрактов своими членами, с 01.07.2017 года будет функционировать открытый Национальный реестр специалистов, организующих строительство. Основные требования к этим специалистам: 10 лет строительного стажа, высшее образование и не менее трёх лет работы в инженерных должностях, а также сдача экзамена, подтверждающего квалификацию по направлению деятельности и оценка квалификации на соответствие профессиональному стандарту. Теперь только лица, включённые в Национальный реестр, могут быть специалистами, исполняющим контракт.

 Таким образом, наше строительство подтягивают на достаточно высокий профессиональный уровень?
 Да, наконец-то законодатели и правительство, приняло решение применить персональную ответственность конкретных физических лиц за выполнение контрактов.

Вводится дисквалификация указанных выше специалистов на продолжительное время за неисполнение контрактов. Он может работать и простым строителем, и мастером, но руководить строительством объектов он уже не сможет.

В настоящее время у нас наступает момент истины: принято решение и в правительстве, и в министерстве строительства Сахалинской области, на основании которого мы приступаем к  формированию регионального реестра лиц, организующих строительство, и регионального реестра лиц, организующих проектирование на территории Сахалинской области.

В соответствии изменений в Градостроительном Кодексе РФ правительство и минстрой области намерено чётко выявить ресурсы строительного комплекса области, которые будут являться определяющими для формирования доказательной базы строительных и, особенно, проектных организаций для участия их в закупках на территории области с 01.07.2017 года. Строительному сообществу и правительству области необходимо определиться, сколько вообще у нас на Сахалине этих специалистов имеется, и сколько тогда может быть строительных и проектных организаций в областном строительном комплексе.

Сегодня около 970 организаций Сахалинской области имеют, законно или не законно, Свидетельства о допусках. Я вас уверяю, дай бог, чтобы я ошибся, но 40-45% из них не соответствуют требованиям для их получения.      

Я недавно вернулся из Москвы, где проходило празднование Дня Строителя и обсуждение проблем отрасли на круглых столах. Там звучала критика того, что в связи с изменениями в деятельности СРО, ответственность за исполнение контрактов будут нести именно такие организации, как наша. Я практически единственный выступил и сказал, что мы давно ждали этого, и спасибо за то, что такое решение было принято. А почему? Да потому что, если на СРО возлагается ответственность за выполнение контрактов, то мы можем реально предъявить требования к государству передать нам функции по определению процедур закупок в строительстве. Считаю, что сейчас это надуманный административный барьер для развития строительного комплекса России, что такое, ничем не обоснованное решение Правительства о закупках подрядных работ на реверсивных аукционах, никому не выгодно и не приносит пользы.

Когда я выступал по этому поводу на Парламентских слушаниях в Государственной Думе, то попросил назвать страну, где государственные заказы на стройку распределяются подобным образом. Мне от Минэкономразвития Российской Федерации ответили, что нет таких стран, что мы впереди планеты всей. Но если нигде в мире этого нет, это не значит, что это самый лучший вариант.

Государству, в конечном счёте, нужен в указанный в АИПе объект, соответствующий проектной документации, а не процедура закупки. Если СРО строителей за это отвечает, тогда дайте саморегулируемому сообществу разработать правила закупок в соответствии требованиям Гражданского Кодекса РФ, международному стандарту ISO – 10845-2010 «Закупки в области строительства» и норм FIDIC. Фактически нигде в мире нет закупок с использованием реверсивных аукционов на государственные или муниципальные подряды. По моему мнению, причины всего этого – коммерческие интересы. Были созданы электронные площадки, куда все участники закупок должны платить за участие в аукционах. Сегодня, при закупках в строительстве может участвовать любой участник на первом этапе аукциона. Это вообще нонсенс. И только уже на втором этапе, после определения победителя, проверяется соответствует участник или нет требованиям к заявленным работам. А то, что на первом этапе может участвовать абсолютно любой и снижать цену как хочет, не играет никакой роли! То, что такая возможность искусственно создаёт множество комбинаций для выигрыша закупки, никого, почему-то, не интересует. И ФАС России от этого в стороне. Как это можно расценивать?  Сейчас процедуры важнее результата.  В какой стране есть подобное? Поэтому мы готовы приступить к разработке отдельной главы в законе № 44-ФЗ «Особенности закупок строительных подрядов для государственных и муниципальных нужд». Мы готовы отвечать за исполнение контрактов, однако мы будем настаивать на передачу нам определённых прав в соответствии Указа Президента России 2003 года «О мерах по проведению административной реформы…»

Как СРО влияет на развитие строительной отрасли на островах?

— Сегодня самое главное, и, наконец-то, в министерстве строительства области это поняли, что до настоящего времени никто не владел информацией, что представляет собой строительный комплекс Сахалинской области. Сколько у нас строительных организаций на территории Сахалинской области, сколько организаций имеют свидетельства? А теперь мы приняли решение создать реестр специалистов, в соответствии с законом, лиц, организующих строительство. Минимальные требования к строительной организации - это участие в её работе минимум двух специалистов, соответствующих требованиям реестра. Минимальные! А количество специалистов может зависеть от объёма работ, в которых организация хочет участие принять.

Но даже если и два специалиста! Мы сделаем реестр, и окажется, что на Сахалине всего 600 специалистов, соответствующих требованиям закона. Это значит, что у нас может быть не более 300 компаний, которые могут принимать участие в исполнении контрактов в качестве генподрядчиков. А у нас их сейчас более 900, значит остальные 600 – это кто?

Возможно, половина из них это квалифицированные субподрядчики. Замечательно.  Вторая половина, а это более 300 юридических лиц, которые разрушают строительный комплекс области, вмешиваясь в закупки в области, чем создают условия недобросовестной конкуренции и грубо нарушают Градостроительное законодательство. Недобросовестная конкуренция ведёт к деградации и деквалификации участников отрасли в целом.

По моему мнению, мы должны также организовать региональный реестр субподрядных организаций, что бы структура строительного комплекса области была прозрачна и понятна.

В конечном счёте всё это можно сделать в структуре реестра региональной саморегулируемой организации.  И чем быстрее, тем лучше будет всем.

 Это та самая проблема, благодаря которой у нас появляются плохие дороги, плохие дома, текущие крыши, сырые стены в новостройках?
 Конечно! Сейчас многие работодатели не заинтересованы в квалифицированных работниках, квалифицированных специалистах.  Почему? Потому что это дорогие специалисты! Им надо платить достойную зарплату и создавать достойные условия труда. Но чтобы платить достойную зарплату, чтобы организовать достойные условия труда, необходима соответствующая цена контракта, которая, во-первых, учитывает все затраты подрядчика, и которая не есть главная при определении победителя закупки. В любом случае, по моему мнению, заказчик обязан запросить объяснение и расчёты подрядчика, за счёт чего он планирует снизить цену.  В этом должен быть интерес заказчика.

Если на аукционы выходят ненастоящие строительные организации, а те, кто прикрывается филькиной грамотой, «липовым» допуском к строительству, полученным в СРО где-нибудь далеко на материке, и дэмпингуют на 40% и более от начальной максимальной цены контракта, тогда нормальные фирмы с квалифицированными специалистами просто не имеют шансов получить заказ и разоряются

За последние годы много таких знаковых компаний закрылось, исчезло, например, Трансстрой-Сахалин, СМУ ДЭМ, Энергострой и многие другие. Это же были организации с тысячными коллективами квалифицированных специалистов ещё с советского времени! Это был золотой фонд строительной отрасли России. То, что произошло это, я считаю, преступление перед строительным комплексом острова, перед тысячами специалистов-строителей области!

Зато у нас сегодня работают «гастарбайтеры», в том числе из Северной Кореи. Перинатальный центр кем, в основном, строится? Северными корейцами! Там, где наши женщины будут рожать, знаковый объект, не наши строители строят, а северные корейцы. Потому что за те деньги, что им платят, нормальные люди не пойдут там строить. Надо платить. Вот мы понимаем сейчас, что чтобы врач хорошо лечил – надо платить, чтобы учитель хорошо учил – тоже надо платить. Вот, чтобы строили нормально, тоже платить надо! Вот в чём проблема! Платить хорошо надо своим людям, а не нанимать дешёвую рабочую силу с Северной Кореи и стран Средней Азии. Вот для этого строительные организации и объединяются в СРО, чтобы вырабатывать и эту политику тоже.

Когда правительство увидит, сколько у нас специалистов, появится почва для управленческих решений. Если нет нужной информации, правительство не может принять правильного управленческого решения – это теория управления. Это азы! Например, назначают у нас мэра какого-то города, пусть он - хороший человек, но в любом случае его надо послать на 3-4 месяца на курсы и там по 12 часов в день учить управлению, строительным азам, планировочным решениям, потому что любой мэр – это градостроитель и градоустроитель. Всё он должен знать, чтобы начать понимать, как необходимо действовать, что требовать при заказе и приёмке строительных работ в городе. Профессиональные кадры нужны и в сфере управления городами тоже!

Но это возможно только тогда, когда есть информация. Если мы положим на стол губернатору информацию, то выясниться, сколько же у нас на самом деле специалистов в строительстве есть, например, главных инженеров проектов. У нас сегодня 120 проектных организаций в области, три года назад их было 40, откуда взялись ещё 80? Что специалистов больше стало? Люди добавились? Да филькина грамота! А власть опирается на эти данные, должна верить, что все эти организация полноценные. Вот мы сейчас сделаем реестр, и, я вас уверяю, мы докажем, что максимум, что может быть - 50 проектных организаций настоящие, а может и этого нет, штук 30.

И тогда те, кто у власти, задумаются, что же делать с нехваткой кадров, как формулировать кадровую политику. И вот как мы завозим на Сахалин медицинских работников, так надо и специалистов в строительстве завозить. Сахалин и районы Крайнего Севера в советское время жили за счёт материка, сюда же постоянно ехали за длинным рублём. Ничего не изменилось и сейчас, отсюда люди только уезжают, в это проблема! А власть этого не понимает: ни в Москве этого не понимают, ни здесь.

Все говорят бесконечно долго о том, что надо принимать меры, чтобы люди здесь задерживались. От слов уже давно пора перейти к конкретным действиям. Где эти действия? Нет их! Где говорят о том, что строитель – престижная специальность? Включите телевизор, что мы там слышим: одни гады, преступник, хапуги у нас в строительстве работают. Да, плохие люди есть в любых отраслях, но благодаря строителям прирастают российские города и деревни. Об этом забыли многие. Вот этот вопрос о поднятии имиджа, значимости профессии строителя, я считаю первостепенным. Потому что мы просто потеряем профессионалов в этой отрасли.

Да, говорят, зачем нам специалисты – приедут с материка и построят. На тогда может и управленцев своих не держать? Пусть тоже приедут и поуправляют.

 А на Сахалине есть факультеты в ВУЗах, которые готовят инженеров-строителей?
 Факультетов нет, есть специалитеты. Но у них в прошлом году даже не открылся 1 курс, потому что был большой недобор и полностью отсутствовали бюджетные места для поступающих. В ДВГУПС бюджетные места были, а в нашем родном СахГУ - ни одного! Я уже говорил в правительстве нашем, вы хоть за счёт бюджета областного, своим, для заказчиков, готовьте специалистов. У нас же муниципальные заказчики – без слёз смотреть нельзя, кто там работает. Ладно у нас нет информации по специалистам-строителям в бизнесе, но в правительстве нет информации и о том, сколько их работает в муниципалитетах и областных структурах. И ведь именно этой информации остро не хватает при принятии управленческих решений. Вот в таком туманно пространстве, без нужной информации, можно принимать любые идиотские решения и говорить, что это правильно.

 Хотелось бы поподробнее узнать об интересах СРО, которые вы продвигали в законодательных органах Российской Федерации.
  В 2009 году мне на правлении СРО дали задание, как директору, продвигать регионализацию. И я все эти годы занимался этим. Все шесть лет и в Москве, и здесь все смелись и говорили, что у Мозолевского «не хватает». А когда Президент написал про привязку СРО к регионам в поручениях Госсовету, многие поменяли свою точку зрения.

 Как вам удалось туда достучаться?
 Вода и камень точит. Надо иметь веру в то, что делаешь, и постоянство.

 Известно ли вам о каких-либо значимых строительных проектах, в которых участвуют члены ассоциации «Сахалинстрой»? Что нового и интересного планируют построить на Сахалине в ближайшие годы?
— Если говорить о значимых проектах, честно скажу, вот слышал о значимых сельскохозяйственных проектах с миллиардными вложениями, не знаю, что за проекты, не знаю, кто там что делает, но, я думаю, не сахалинские компании.

 Например, агрогородок под Корсаковым строят белорусы?
— Я и говорю, не сахалинцы! Это, конечно, трагедия, это очередной не учёт потребностей строительного комплекса на Сахалине. Наши строители остаются без работы. Можно, конечно, надеяться, что наши люди пойдут туда работать, но это вряд ли. Почему? У нас есть сахалинские компании, которые без работы стоят, причём здесь белорусы? Если там есть отдельные суперспециалисты, то тогда да, добро пожаловать к нам, пусть научат нас работать. Мы на экскурсию к ним пойдём. Я хотел бы, всё-таки, чтобы сахалинские компании принимали там участие в строительных работах.
 Ну, кроме этого, значимые проекты — это дорожное строительство, благоустройство, фасады, Дальнее – большие массивы строительные, ГРЭС.
— А Дальнее Армсахстрой строит, они тоже ваши члены? У нас очень много о них нехорошей информации приходит от жителей домов, которые там построили.
— При сдаче жилых домов всегда есть жалобы от жителей, но там только в этом году город и область выделили деньги на инфраструктуру.
У нас же все наоборот! Как должно быть? Сначала дороги строят, а потом дома. А там построили дома ещё и на болоте, перевезли туда людей из центральных районов, а там ни магазинов, ни школы, ни садика, ни дороги, ни транспорта – ничего. Но это не тот, кто строит жилые дома. Это комплексные застройки.

Там и с детским садом, который строило УКС, не проведя нормальных изысканий, проблемы – в подвале вода стоит, сдать его нельзя. И никто ведь не может сказать, что делать с этой водой, потому что болото. Я вообще удивляюсь, ну на Сахалине столько земель, зачем в затопляемых зонах строить жильё? Это же тоже принятие управленческих решений. А теперь надо думать, как оттуда воду убирать. До сих пор толком не решён вопрос с канализацией, с водопроводом. Именно кардинального решения нет, всё, что там есть сейчас – это всё временное. Во всём мире сначала делается инфраструктура коммунальная, а потом строятся дома. А у нас надо было квадратные метры – вот наляпали, а теперь какой житель будет всем этим доволен?

 Значит в Дальнем не столько вина застройщика, что всё так плохо, сколько администрации города, тех, кто принимал решение о строительстве района?
 Это последствия управленческого решения правительства области и администрации города. В таких затопляемых районах необходимо было сначала сделать водопонижение. Там же были поля с ирригационными сооружениями, перед строительство никто это не изучал, где вода там собирается, куда она уходит. Никаких материалов по мелиорации практически не осталось. Начали застраивать и сейчас там огромные проблемы с этой водой. Все эти мелиоративные канавы, трубы там есть, только никто не знает где. По ним же вода идёт, но куда - никто не знает. Вот в этом проблема. Надо проводить там технический совет и решать, что делать с водой, потому что если хороший тайфун подойдёт, то Дальнее поплывёт. Там же пойма реки, если река поднимется, то вся вода будет у жителей Дальнего в квартирах.

Сахалин большой и непонятно почему для строительства жилых домов выбрали такое неудачное место, ведь у нас есть, где строить. Например, дорога Соловьевка – Анива, если её сейчас отремонтировать и запустить, то вдоль моря можно строить шикарные коттеджные посёлки. Это не осваивается.

А раньше и через Дальнее шла дорога на Холмск. Этот путь было примерно на 30 км короче, чем тот, который сейчас есть. И там были посёлки. Вот восстановить ту дорогу, и на месте старых жилых территорий строить поселения-спутники Южно-Сахалинска. Там раньше были дома, там ничего не затапливает. А у нас же всё находят такие углы, где никто никогда не жил, кроме водоплавающих птиц.

Правда сейчас губернатор и правительство области этим вопросом серьёзно озабочены, пригласили компанию по территориальному зонированию. Конечно надо думать куда развивать Южно-Сахалинск. Всё население стекается сюда. Проблема с этим - вообще отдельная тема.

 Действуют ли на территории Сахалинской области иностранные строительные компании, если да, то входят ли они в состав Ассоциации «Сахалинстрой»?
 Конечно действуют, практически все иностранные компании, которые присутствуют на Сахалине, входят в состав нашей организации. Зарегистрированные в Сахалинской области филиалы иностранных компаний должны вступить в нашу саморегулируемую организацию строителей.

  — Планируется ли их приход новых организаций на сахалинский строительный рынок в связи интенсивным развитием дальневосточного региона и открытия зоны свободного порта в Корсакове?
— Да, наверное, любая активность на территории области в ТОРах или в сельском хозяйстве строителям интересна, если связана со строительством. Но пока мы на себе этого не ощутили. Может быть, эти процессы ещё не начались или идут мимо нас.

 Недавно со стороны островного правительства прозвучало заявление, что на Сахалине значительно вырос объём строительства жилья, но наши читатели говорят об обратном: на Сахалине строят мало и плохо, по большей части от большой нужды – программе переселения людей из ветхого и аварийного жилфонда. И если рост и наблюдается, то только по сравнению с нулевыми объёмами, что были раньше. Что вы об этом думаете?
— На торжествах, посвящённых Дню строителей в Москве, прозвучало мнение, что, министерство строительства и Правительство РФ отчитывается сейчас не за свои успехи. Почему органы власти рапортуют о том, сколько частники построили домов, и в свои достижения это записывают? Правительство должно отчитываться за то, что оно построило, за счёт бюджета, условий ипотеки, представленной населению. А всё остальное, должно звучать так: в общем в стране построили столько-то, частное строительство - столько-то, с помощью государства столько - то. Разделить!
И ещё я жду, когда мы уйдёт от этого понятия «квадратный метр». Вот кого интересуют квадратные метры? Вы скажите, сколько вы квартир в прошлом году на Сахалине сдали? Сколько семей получили жильё? А по-хорошему, я, может быть, доживу до этого времени, когда в России исчезнет отчётность за квадратные метры, за каркасы. Вот в Японии, например, нельзя сдать квартиру неотделанную и даже без мебели. А у нас же продают населению каркас, и говорят: у нас стоимость такая-то. А то, что население ещё туда вкладывает определённую сумму денежных средств, чтобы там жить, вроде как, не входит в стоимость жилья. Ну это обман! Когда мы начнём вводить в эксплуатацию квартиры, квартиры, где человек сможет жить? Сейчас люди получают каркас, а потом ещё год, полтора, два, доводят это жильё до ума, чтобы туда можно было заселиться.
 Какого из строительных организаций и своих коллег вы бы хотел отметить, как настоящих профессионалов?
— Я хочу отметить не только членов нашей региональной организации, а все строительные предприятия, которые имеют квалифицированных рабочих, квалифицированных специалистов, имеют технику, имеют голову на плечах у руководителей, конечно, они достойны уважения и звания «строитель».

Надо не только называться строителем, а быть им, и стараться что-то реально сделать: не просто выиграть контракт и перепродать, не просто заработать деньги, а стараться что-то оставить после себя. Ведь строитель - это одна из немногих профессий, где можно оставить после себя надолго память.

Ещё одна важная задача строителя: строить так, чтобы через год-два не переделывать всё. А то сейчас мы строим дороги, дома, детские сады, а через год-два начинаем переделывать. Это деньги, затраты, это впечатление населения о строителях.

 Население подозревает, что строители строят плохо, чтобы потом на переделках зарабатывать, потому что нигде другим образом добыть денег не могу.
 Ну я не знаю, кто таким образом зарабатывает, но то, что заказчик не выполняет свою функцию контроля за строительством, и подрядчики особо не блещут, это факт. Именно поэтому такие низкие требования к результатам работ. Но если руководитель строительного предприятия, его специалисты, рабочие действительно строят добросовестно для населения и для области объекты, то, конечно, они достойны уважения, понимания и звания настоящего строителя. 


Источник: 65.media



Возврат к списку