В качестве эксперимента администрация города Южно-Сахалинска планирует закупить 30 тонн противогололедного реагента нового поколения «Бионорд» и протестировать его на улицах имени Космонавта Поповича и Карла Маркса в областной столице. По результатам теста и будет рассматриваться дальнейшая возможность замены галита на современные противогололедные материалы (ПГМ).
Напомним, что Ассоциация «Сахалинстрой» два года настойчиво транслировала перед органами исполнительной власти вопросы о чрезмерном применении технической соли при содержании уличной дорожной сети г. Южно-Сахалинска и о возможном использовании альтернативных экологичных противогололедных материалов в зимний сезон.
7 октября 2025 года в адрес губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко было направлено открытое обращение жителей Сахалинской области по вопросу зимнего содержания дорог. Проблему несоблюдения нормы расхода технической соли власти признали, и вот вторая – официальная реакция. (Первая – короткий пост октябре текущего года в Телеграм-канале правительства Сахалинской области, что администрация Южно-Сахалинска прорабатывает вопрос замены галита на современные ПГМ).

25 ноября на заседании рабочей группы «Качество дорожных сетей и обеспечение транспортной доступности населения» в правительстве Сахалинской области начальник отдела по содержанию автомобильных дорог МКУ «Управление мониторинга дорожного хозяйства и благоустройства города Южно-Сахалинска» Андрей Нечепуренко проинформировал о планах зимнего содержания улично-дорожной сети с применением щадящих ПГМ и соблюдении технологии работ по борьбе с зимней скользкостью в Южно-Сахалинске.

Первое, по словам Андрея Нечепуренко, будет усилен контроль за расходом и распределением галита.
– Второе. В этом году приступаем к испытанию материала «Бионорд», который оказывает щадящее воздействие на дороги и транспорт. Но «Бионорд» стоит в 5-6 раз дороже, чем галит. В 2017 году в Южно-Сахалинске мы уже использовали этот материал, и отказались из-за его неэффективности. Но сегодня производитель предлагает новую улучшенную формулу, – рассказал Андрей Нечепуренко.

Для контроля расхода ПГМ управление дорожного хозяйства города Южно-Сахалинска предлагает приобрести бортовой компьютер КДМ, который автоматически рассчитывает объем ПГМ в зависимости от температуры воздуха и метража дорожного участка.
Стоимость современной инновационной разработки – от 12 до 16 млн. рублей.

– Предлагаем хотя бы одну единицу закупить и испытать как с галитом, так и с «Бионордом», – завершил презентацию Андрей Нечепуренко.
На вопрос заместителя председателя правительства Романа Остапенко, кому конкретно город предлагает закупить дорогостоящее технологичное оборудование за контролем ПГС, Андрей Нечепуренко затруднился ответить.



Руководитель департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска Александр Косяк пояснил зампреду:
– Изначально обсуждалось, что будет проводиться эксперимент на нескольких улицах. И мы сразу озвучивали, что под новый материал нет техники ни у нас, ни и у подрядчиков. Понятно, что муниципалитет будет обращаться за помощью в Правительство Сахалинской области для обновления автопарка.
– Плюс у нас нет опыта обслуживания такого оборудования, – высказал реплику Андрей Нечепуренко.
– Это ваши проблемы, – отреагировал Роман Остапенко. – Весь город жалуется на обслуживание дорог зимой в части применения галита, а администрация не может себе позволить одну единицу техники, чтобы применять более современный материал. Так сделайте уже что-нибудь в интересах людей!

К обсуждению присоединился сопредседатель рабочей группы Валерий Ерохов. Он высказал сомнение, стоит ли закупать «Бионорд», от которого отказались после 5-лет применения Москва и Санкт-Петербург, так как домашние животные получали от этого реагента ожоги.
Роман Остапенко согласился, что, прежде чем закупать «спорный» ПГМ, нужно изучить опыт других регионов! А вот здесь представители мэрии «положили козырь» на стол зампреда. Александр Косяк сообщил, что как раз для пополнения багажа опытом делегирует сотрудников на VI Ежегодный Всероссийский зимний дорожный конгресс, который пройдет 11-12 декабря в Перми.

Справедливости ради отметим, что изучать лучшие практики по применению щадящих ПГМ можно и без финансовых затрат на командировки в другие регионы. Это не секретные материалы – большой объем информации доступен в открытых источниках. Плюс официальные запросы никто не отменял. Как пример — презентация «Как бороться с гололедом? Российский и международный опыт», подготовленная в Ассоциации в 2024 году.

Российский и международный опыт применения противогололедных материалов _Бендяк О.А.
Хотя, если верить поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», может поездка на конгресс и даст какие-либо результаты. Тем более в Перми базируется Уральский завод противогололедных материалов, где и производится «Бионорд». К слову, зампред Остапенко поручил занести в протокол, чтобы на следующей рабочей группе в декабре коллеги поделились полученными в командировке знаниями по борьбе с гололедом.

