Система работы под названием проектный офис пока не применяется в сахалинском строительстве, хотя она помогла бы навести порядок «степ бай степ» и «уйти от сумасбродства в сфере капремонта». Такие выражения подобрал генеральный директор ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, выступая на днях перед коллегами и говоря о ключевых проблемах в отрасли.
Проектный офис (или проектный комитет) — это не учреждение, не кабинет, не новая структура с новыми сотрудниками, а обозначение для группы уже работающих специалистов, объединившихся с целью эффективного исполнения контракта. В нее должны входить изыскатели, проектировщики, заказчики, фонд капремонта, управляющие компании, жилищная инспекция и жильцы домов, в которых проводится капремонт. Пока наиболее инертные в этом плане — УК и жильцы. Главным в проектном офисе является технический заказчик. Он должен отвечать за исполнение контракта, но сегодня, считает Мозолевский, он этого не чувствует, а в случае чего сваливает вину на подрядчика.
Проектный офис позволил бы улучшить координацию, усилить контроль и ускорить темпы исполнения заказов, а также уйти от конфликтов между жильцами и простыми рабочими. Валерий Мозолевский рассказал, что не каждый собственник, увидев на пороге одетого в грязную робу строителя с монтировкой наперевес, горит желанием пускать его в квартиру, чтобы тот осмотрел трубы, стояки и т. п. Строитель и не должен это делать, это функции фонда капремонта или УК, которые должны послать на разговор с жильцом респектабельного человека в костюме и с папочкой, а строителю оставить строго его часть работы.
Члены проектного офиса, когда этот механизм заработает, будут периодически собираться, чтобы сверять часы, но и без встреч они должны постоянно быть на связи, чтобы оперативно обо всем договариваться и действовать как одна команда. Пока же в подавляющем большинстве случаев наблюдается полная рассогласованность, и тянется все это уже очень давно. Мозолевский привел в качестве примера случай, произошедший в Невельске еще при прежнем руководстве.
— Там после землетрясения построили новые объекты, капремонты сделали, запустили котельную с диспетчеризацией и в домах поставили счетчики на автомате. Все работало как часы. А потом пришли из управляющей компании капремонт делать, пообрезали всю автоматику и смонтировали систему пятидесятилетней давности. В котельной ребята просто с ума сходили — что вы натворили, у нас же все было настроено, пришли, называется, сделали капремонт жилого дома! И это опять же без всякого обследования, — сказал глава «Сахалинстроя».
По его словам, уже примерно два года в правительстве области и министерствах занимаются проектным управлением, но пока делают это формально. В строительстве пока даже этого нет.
— Наша задача — в нынешнем году хотя бы научить говорить эти слова — проектный офис, вложить в головы понимание и начать формировать команды, следящие за исполнением контракта по каждому объекту, — обозначил план Мозолевский. — Это государственные стандарты РФ плюс международная практика, и у нас обязательно нужно ее применять.
12:13 27 июня 2019.
Наталья Голубкова