Они должны помочь в решении вопроса закрепления кадров на Дальнем Востоке России
Седьмой в этом сезоне форум «Сообщество», организованный Общественной палатой Российской Федерации, завершился на Сахалине. Участники из всех регионов ДФО в течение двух дней обсудили в Южно-Сахалинске проблемы развития Дальнего Востока. Они работали на пяти площадках, которые условно названы «Южно-Сахалинск» (экономика), «Владивосток» (общество), «Якутск» (люди), «Хабаровск» (среда) и «Благовещенск» (природа).
В работе форума активное участие приняли члены ассоциации «Сахалинстрой» во главе с генеральным директором Валерием Мозолевским. На пленарном заседании и в дискуссиях на площадках «экономика», «общество» и «люди» выступили, кроме главы ассоциации, начальник аналитико-правового отдела Анастасия Артюхина, ее заместитель Анастасия Рыжова и координатор по общественному контролю Роман Казбан.
Строительное сообщество региона направило в адрес организаторов несколько тезисов, которые, по его мнению, должны войти в финальную резолюцию форума.
1. Программа социально-экономического развития территории Дальнего Востока, Сахалина и Курил и создания человеческого ресурса
Она необходима для реализации всех поставленных на сегодня и завтра планов и задач для развития Дальнего Востока.
Создание Программы социально-экономического развития территорий путем императивного установления планируемой численности населения районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, например к 2024 году, позволит определить реально необходимые меры и создать ясный и понятный инструмент развития, как механизм исполнения Майского указа президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходимо установить ориентиры с определением четких сроков исполнения – чего нужно добиться (численность населения, строительство инфрастуктуры и т.д. за 10, 20 лет и т.д.). Развитие и решение задач без количественной (исчисляемой) величины человеческого ресурса априори невозможно. Увеличение численности жителей Сахалинской области и Дальнего Востока, и что даст каждое направление из рассматриваемых сегодня на Форуме.
Считаем, что подобные рассматриваемые меры на этом форуме должны быть закреплены в этой программе. Она должна ответить на вопрос: как, в какие сроки, в каком направлении, исполнение каждого вектора в отдельности повлияет на остановку оттока населения и увеличение человеческого капитала на Дальнем Востоке. Именно по реализации указанной Программы по каждому из индикаторов и критерий необходимо оценивать работу глав субъектов Федерации и их органов управления.
2. Сахалин и Курилы как одна Территория опережающего развития
Введение на всей территории Сахалина и Курил единого социально-экономического режима в виде ТОР или свободной экономической зоны, со всеми законодательными преференциями, позволит одновременно решить целый ряд проблем привлекательности Сахалинской области. Они будут способствовать развитию и улучшению инвестиционного климата, обеспечению комфортных условия для проживающих на территории области граждан, повышению уровня строительства инфраструктуры с необходимость создания новых рабочих мест. Установление налоговых преференций (0% на импорт, льготные арендные ставки для резидентов, 0% земельный налог, снижение налога на получение первой прибыли, беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение и потребление иностранных товаров и т.д.) позволит снизить цены на продукты питания, материалы и иные блага для развития территории. Все это вместе увеличит приток населения из других регионов России и ближнего зарубежья, а также в разы уменьшит тенденцию исхода населения с Сахалина для переезда на постоянное место жительства в другие регионы России. Таким образом, будет достигнуто приумножение и сохранение человеческого потенциала Сахалина и Дальнего Востока в целом.
3. Преференции работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей
Для реализации поручений президента России (Пр-817ГС от 05.04.2018 г.) правительство РФ в срок до 01.12.2018 должно представить предложения об обеспечении преимуществ при осуществлении государственных и муниципальных закупок организациям, предоставляющим своим работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством гарантии и компенсации.
ФАС России в своем письме № ИА/37953/18 от 25.05.2018 уже предложил Сахалинской области при проведении государственных и муниципальных закупок в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям определять начальную (максимальную) цену контракта без учета затрат и компенсаций северных льгот и гарантий работникам, проживающим в этих местностях. ФАС России готов принять к разработке и Минфином и Минстроем России соответствующий нормативно-правовой акт.
Что касается закупок и торгов на территории Дальнего Востока, предлагаем проработать совместно с федеральными органами исполнительной власти РФ установление проведение закупок на сумму до 500 млн. рублей (с привлечением средств местного бюджета) только для участников, зарегистрированных на территории Дальнего Востока как один из механизмов поднятия конкуренции, появления работ и услуг на местной уровне. При проведении закупок и торгов на сумму более 500 млн.рублей (с привлечением средств федерального бюджета) – как закупки единого экономического пространства России. Это сохранит и приумножит местный капитал ДФО, использовав его здесь и сейчас, а также позволит устранить искусственные барьеры малому и среднему бизнесу и даст ему развитие и работу.
В настоящее время нет льгот и подъемных для молодежи, которая временно уехала на материк для получения высшего образования и, вернувшись, например, на Сахалин, не имеет льгот, как молодые специалисты, по месту работы по специальности. К сожалению, такие льготы имеют только те граждане, которые жили, учились на метрике или иностранные граждане Ближнего зарубежья (киргизы, таджики, узбеки и т.д.), приехавшие на Дальний Восток, получают такие преференции, которые местной образованной молодежи и не снились. В этой связи –
это ответ на вопрос: почему уроженцы Дальнего Востока в возрасте от 20 до 30 лет вынуждены оставаться на большой земле после окончания учебных заведений. А все потому, что дома они не нужны со своей квалификацией и их тут никто не ждет. А потом мы все удивляемся: почему на Дальнем Востоке специалисты с материка приезжают, поработают год-два, продают за баснословные деньги данную им государством квартиру и уезжают. Да потому, что им не за чем тут оставаться, они получили льготы и могут спокойно ехать домой на Большую землю. А молодые амбициозные образованные дальневосточники остаются не у дел, так как молодые специалисты у себя на родине не нужны.
Предлагаем установить аналогичные льготы и гарантии для всех молодых специалистов, кто приезжает на Дальний Восток жить, работать и поднимать эту землю с колен. Вопрос только в том, как отреагируют власти на эти предложения для обеспечения экономического роста и социальной стабильности Дальнего Востока.
По нашему мнению, это один из способов установления социального порядка, в соответствии с которым затраты и компенсации будут учитываться обособленно и возмещаться только тем лицам, которые как и имеют право на их получение в соответствии с Федеральным законом № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей». Президент России В.В. Путин дал поручение и его надо выполнять.
4. Арендное жилье на территории Сахалинской области для всех категорий граждан
В настоящее время имеется большой дефицит в жилье не только работников бюджетной сферы, но и работников различных сфер экономики, которые сегодня являются сахалинцами, составляющими средний и малообеспеченный класс населения. Они не в силах нанимать коммерческое арендное жилье по рыночным ценам или брать ипотеку. Для привлечения трудоспособного населения из других регионов субсидированное арендное жилье крайне необходимо – это одно из условий удержания и привлечения населения в Дальневосточный Федеральный округ.
Однако сегодня государство предлагает социальное арендное жилье с правом выкупа, тем самым разрушая институт аренды. По общему правилу института аренды, это есть временное пользование и владение, что исключает распоряжение. В совокупности наличие этих трех факторов (владение, пользование и распоряжение) определяет собственность. Арендное жилье (без права выкупа) должно стать основой свободного движения рабочей силы, без чего невозможно становление рыночных отношений в нашей стране.
Предлагаем внести изменения в проект постановления правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Изменения в Государственную программу РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710) путем изменения структуры этой Программы.
Так, например, несмотря на название, подпрограмма №1 «Ипотека и арендное жилье» не содержит мероприятий по предоставлению субсидированного арендного жилья гражданам, как проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностей, в том числе и молодежи после окончания обучения, так и гражданам, приезжающим в такие районы для работы в сферах экономики. Также Подпрограмма № 1 рассчитана на определенные категории граждан, под которые не подпадает работающие в сферах экономики население. Причем программа не содержит понятие «социальное субсидированное арендное жилье».
Таким образом, никаких преференций для местных и/или приезжих специалистов в области экономики нет. А без этого мы не сможем ни остановить отток, ни возобновить привлечение трудоспособного населения на территорию Сахалинской области из других регионов России и ближнего зарубежья.
5. Доступность детсадов и иных дошкольных учреждений для детей с 1 года
Сегодня для того, чтобы ребенок пошел в детский сад, необходимо еще до его рождения встать в очередь. Деток берут только по достижении трех лет, а то и позже. Таким образом, мамы таких детей, которые могли бы выйти на работу из декретного отпуска через 1 год вынуждены находиться в декрете по причине того, что детей с 1 года в детсады не берут. При этом пособие матери по уходу за ребенком не позволяет достаточно содержать ребенка, а расходы на оплату услуг частного детсада доходят до 25 000 рублей в месяц. Такая сумма не под силу большей части семей.
Данный факт является своеобразным «тормозом» для приезда семей с детьми из других регионов России. Женщины вынуждены находиться в декретном отпуске до трех лет, вместо того чтобы трудиться и зарабатывать средства к существованию.
Полагаем необходимым незамедлительное строительство ясельных групп в городах Дальневосточного федерального округа, оказание поддержки частным лицам, которые организовали такие детские сады, введение квотных мест с субсидированной оплатой.
Кроме того, считаем важнейшей задачей проведение логистической реформы наполнения детских садов и школ в населенных пунктах Дальневосточного федерального округа, чтобы достичь полной доступности этих учреждений для детей (через 250-300 метров строительство детского сада, через 450-500 метров – школы).
6. Прекращение массового, часто необоснованного в предусмотренном законом порядке, капремонта многоквартирных жилых домов постройки до начала 90-х годов.
Мы считаем необходимым прекратить производить массовые капитальные ремонты многоквартирных жилых домов, построенных до начала 90-го года, особенно если несущие стены выполнены из шлакоблочных камней, производство которых на Сахалине никем не нормировалось, и имеющих реальный дефицит сейсмической устойчивости и надёжности, и вернуться к их тщательному техническому обследованию в целях создания комфортной среды обитания.
Сегодня, к сожалению, исключительно во исполнение федеральной программы по капитальному ремонту жилого фонда РФ, проводятся массовые капитальные ремонты многоквартирных домов за счет средств бюджетных систем РФ в рамках жилищного законодательства, часто не имея представления об их реальном состоянии.
Государство выделило денежные средства на капремонт таких объектов, но не на их обследование.
У муниципалитетов средств на инструментальное техническое обследования всех многоквартирных жилых домов не было и сегодня не закладывается в бюджете.
Мы ежедневно сталкиваемся со смешными, на первый взгляд, ситуациями, когда по федеральной программе необходимо отремонтировать кровлю, а на деле многоквартирный дом почти развалился из-за негодности фундамента. Причем в этих случаях дома никем не признаны аварийными.
Необходимо обратить внимание, что многоквартирные дома, построенные до 90-х годов уже давно исчерпали свои ресурсы и дополнительные капитальные вложения в их лечение часто бесполезны.
Ассоциация «Сахалинстрой» как представитель строительного сообщества Сахалинской области, искренне недоумевает и не понимает, почему государство не может строить больше жилья. Почему ежегодно необходимо тратить миллионы рублей бюджетных средств на ремонт жилого дома, если зачастую дешевле и качественней можно построить новый и обеспечить современным комфортным жильем население.
Считаем, что намного практичнее и дешевле вернуться к тщательному обследованию таких капитальных объектов и в случае непригодности их для проживания из-за их критического состояния в нашей сейсмоопасной зоне, ускорить переселение жильцов из этих домов.
Только таким способом мы сможем обеспечить в полной мере комфортную среду обитания как для жителей Сахалина и Дальнего Востока, так и для населения из других регионов России и ближнего зарубежья. Только тогда можно говорить о точках культурного притяжения и расширения гражданского общества, когда мы перестанем жить в постоянно ремонтируемых и разваливающихся на глазах домах.
Считаем, что к этому вопросу необходимо относиться честно и ответственно.
7. Формирование отдельного фонда в бюджете Сахалинской области для больных детей
Необходимо сформировать отдельный фонд в бюджете Сахалинской области для субсидии на оказание необходимых медицинских услуг малолетним и несовершеннолетним детям, рожденным в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в случае необходимости их выезда в другие регионы России или за рубеж для оказания таких услуг.
Сегодня для спасения жизни детей с некоторыми смертельными болезнями (онкология, болезни сердца, мозга, нервной системы и т.д.), за лечение которых надо платить, родители, не имея колоссальных средств на операбельное вмешательство, вынуждены собирать эти деньги с миру по нитке. Порой это занимает очень много времения, что усугубляет болезнь, ребенок испытывает чудовищные страдания, а порой в муках умирает. Чем заслужили эти несчастные дети такую судьбу в богатой России? Сколько еще можно собирать средства на эти цели по 50 или 100 рублей через смс и телепередачи? Президент России В.В. Путин правильно говорит о необходимости повышения роста рождаемости. Однако государство должно обеспечивать полную сохранность уже родившихся детей. Как на Сахалине можно говорить о квотах лечение детей? Квот, выделяемых государством, не хватает. Как следствие, неумолимо растет детская смертность.
Дальний Восток не должен ограничиваться квотами или это является разрешением на жизнь ребенка по квотам. Как это можно еще расценивать. Полагаем это непозволительной халатностью.
Считаем, что бюджет области обязан выделять из специально созданного фонда субсидию на проведение дорогостоящих операций и реабилитации таких детей, чем жизнь ребенка будет спасена.
Именно сейчас, в кротчайшие сроки необходимо выделить из бюджета первые 30 млн.рублей на 2018 год и предусмотреть на 2019 год порядка 60 млн.рублей.
Без заботы о наших детях, без спасения их невинных жизней говорить о развитии и построении будущего Сахалинской области и всей России безнравственно.
Президент России В.В. Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами правительства РФ, состоявшегося 18.07.2018. Они дают вектор деятельности по реализации задачи, указанной главой государства на Дальнем Востоке. Среди поручений – стимулирование притока населения для постоянного проживания на Дальнем Востоке, повышение мобильности трудовых ресурсов субъектов РФ, входящих в состав ДФО, увеличение размера подъемных, повышение размера единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также выделения средств семьям при рождении второго ребенка и т.д.
«Все эти стратегические задачи, решение которых и отражено в наших конкретных предложениях по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Ассоциация «Сахалинстрой» передала свои предложения в Общественную палату РФ для учета в работе. Мы планируем направить их также в Министерство развития Дальнего Востока и в аппарат президента как наше видение путей развития человеческого капитала на Сахалине и в ДФО в целом», — резюмировал Валерий Мозолевский.