Обсуждение вопроса состоялось в целях реализации поручений Президента Российской Федерации Пр-817ГС от 05.04.2018 г., согласно которым Правительство Российской Федерации в срок до 01.12.2018 г., должно представить предложения об обеспечении преимуществ при осуществлении государственных и муниципальных закупок организациям, предоставляющим своим работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством гарантии и компенсации.
В Министерстве строительства Сахалинской области прошло заседание рабочей группы, которая рассмотрела предложения по предоставлению преференций работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Начальник аналитико-правового отдела Ассоциации «Сахалинстрой», председатель общественного совета регионального министерства по регулированию контрактной системы, член экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Анастасия Артюхина подняла один из важных на сегодняшний день нерешенный вопрос в строительной отрасли Сахалинской области, это давно назревшая необходимость устранения причин недобросовестной конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок в сфере строительства на территории Сахалинской области.
В соответствии с предложениями Ассоциации, этот вопрос можно решить путем выделения государственных гарантий и компенсаций, включённых сегодня в сметную стоимость работ, из начальной максимальной цены контракта. То есть Ассоциация предлагает проводить закупки в строительстве по так называемой «материковской стоимости».
На протяжении долгого времени, сахалинские компании в сфере строительства при проведении закупок конкурентным способом находятся в неравных конкурентных условиях по сравнению с материковскими компаниями, работники которых не имеют законного права получать эти выплаты. Поэтому в первую очередь проектные и изыскательские компании фактически рассыпаются и исчезают с сахалинского рынка закупок.
Организации, относящиеся к строительной отрасли, зарегистрированные в Сахалинской области, несут дополнительные затраты на компенсацию государственных гарантий работникам и рабочим в отличии от организаций, зарегистрированных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, которые, соответственно участвуют в закупках с возможностью максимального снижения начальной (максимальной) цены аукциона.
А ведь оплата государственных гарантий и компенсаций — это реализация федерального законодательства РФ, где кроме надбавок и районных коэффициентов к заработной плате необходимо компенсировать сахалинским строительным организациям следующие дополнительные затраты:
— оплата дополнительных дней годовых отпусков;
— оплата проезда в отпуск на материк по территории России всем работающим и неработающим членам семьи раз в два года;
— оплата четырёх рабочих часов в каждую неделю женщинам, которые имеют 36-ти часовую неделю с обязательной оплатой за 40 часов работы.
Участники заседания рабочей группы пришли к единодушному мнению, что преференции должны получать не все организации, а только те, которые действительно оплачивают государственные гарантии работникам, проживающим и работающим в организациях, зарегистрированных на Сахалине.
На первом заседании определили следующие задачи:
• Областному автономному учреждению «Сахалинский региональный центр по ценообразованию в строительстве» подготовить расчет в целях определения размера преференции (удельного веса максимальной суммы компенсаций по виду объектов или работ);
• Определить строительные и проектные организации, которые предоставят все необходимые сведения (исходные данные) для проведения расчета;
• Определить перечень нормативно правовых актов, в которые потребуется внесение изменений, а также методик, документов на уровне Российской Федерации, Сахалинской области для реализации механизма по предоставлению приференций организациям, предоставляющим своим работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в районах крайнего севера, и приравненных к ним местностях, установленные законодательством гарантии и компенсации при исполнении контрактов, заключённых при проведении государственных и муниципальных закупок.
Ассоциация предложила провести анализ порядка расчета сметной стоимости, потом выделить затраты на гарантии и компенсации из начальной максимальной цены и определить порядок предоставления преференции. При этом необходимо в контракте предусмотреть администрирование в целях предоставления гарантий именно тем компаниям, которые действительно такие гарантии платят работникам, проживающим в особых условиях, — рассказала Анастасия Артюхина.
Предложение о необходимости определения всего перечня вопросов и предложений для внесения изменений в методики определения сметной стоимости, накладных расходов и прибыли, а также стоимости проектных и изыскательских работ поддержала руководитель Сахалинского регионального центра по ценообразованию в строительстве Марина Мамонтова.
— В заключение заседания условились, что все члены группы формируют свои предложения.
По мнению представителя правового управления Правительства Сахалинской области Анны Киреенко, изменения должны быть только в ФЗ-44, с чем не все участники были согласны.
Это должно быть преференцией исключительно тем лицам, которые заключат контракты и будут принимать на работу проживающих в Сахалинской области граждан и оплачивать им компенсации и льготы в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», — отметила Анастасия Артюхина.
По ее словам, дискуссию вызвали вопросы администрирования порядка предоставления преференции, формирования начальной (максимальной) цены при проведении закупки (с исключением затрат на оплату государственных гарантий).
Кстати, ФАС РФ в своем письме от 25.05.18г. к губернатору Сахалинской области О.Н. Кожемяко также обратил внимание на то, что данный вопрос предоставления преференций требует установления специального порядка обоснования НМЦК проводимых заказчиками закупок на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, затраты и компенсации работникам должны учитываться обособленно и возмещаться только тем лицам, которые имеют право на их получение.
Ассоциация «Сахалинстрой» обращает внимание всех членов рабочей группы, что этот закон в первую очередь направлен на стимулирование привлечения квалифицированных специалистов для проживания и работы в этих регионах, а также развитие добросовестной конкуренции при участии в закупках.
Обращение к губернатору Сахалинской области