Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что в Южно-Сахалинске закапывают миллионы при ремонте и благоустройстве улиц. Лишние деньги, говорит глава ассоциации Валерий Мозолевский, тратят на бордюрные камни при понижении бортового камня на стыках тротуара и проезжей части. Такое понижение — обязательное условие программы «Доступная среда».
Общественный контроль ассоциации «Сахалинстрой» совместно с общественным советом в сфере дорожного хозяйства при администрации Южно-Сахалинска (его возглавляет Валерий Ерохов) в этом году проконтролировал процесс ремонта и реконструкции дорожной инфраструктуры в Южно-Сахалинске. Общественники посмотрели, как организуется комфортная городская среда. Она важна не только для инвалидов, но и для других представителей городского населения: мам с колясками, велосипедистов, подростков, неотрывно смотрящих в телефон на ходу, пожилых людей и т. п.
— В областной столице продолжают реально закапывать миллионы рублей при ремонте и благоустройстве улиц Ленина, Комсомольской и других, — делает вывод «Сахалинстрой». — Строители утапливают дорожные гранитные бордюры высотой от 30 до 80 сантиметров до нуля. Стоимость закупленного гранита составляет до 77 500 рублей за погонный метр. (В «Сахалинстрое» позже признались, что допустили ошибку. На самом деле стоимость закупленного гранита составляет до 7500 рублей за погонный метр). Хотя в большинстве случаев можно было использовать садовый бордюр местного производства по цене 340 рублей за погонный метр. Заказчик, МКУ города Южно-Сахалинска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», несмотря на контроль ремонтных работ мэром Сергеем Надсадиным, грубо нарушает требования и нормы универсального дизайна. Это резкие перепады уклонов тротуаров, выступающие «бордюрные уши» и другие некомфортные для передвижения горожан препятствия.
Использовать такие бордюры, по мнению Мозолевского, сверхнерационально. По словам главы ассоциации строителей, на одной только Комсомольской на бордюрах можно было сэкономить около 5 млн рублей, если бы их не закупали втридорога.
— В прошлом году, когда делалась реконструкция Ленина, мы подняли бучу, — говорит Мозолевский. — Сказали, больше не будут так делать, а потом на Комсомольской сделали то же самое. Применяют эти бордюры где ни попадя, там, где отлично подошли бы садовые. А есть места, где вообще без бордюров можно было обойтись. Сегодня требование — под ноль. То есть бордюры высотой 30, 45 сантиметров они закапывают в грунт. Спрашиваю — зачем? Говорят — в проекте так. Но проект же заказывает заказчик, а не проектировщик.
Глава ассоциации приводит пример неправильного, по его мнению, выполнения работ. На улице Чехова возле «Славянского» завод имени Федотова делал ремонт переходов. Сам стык выполнен под ноль, но понижение тротуара перед стыком недостаточно плавное.
— Если делают бордюр под ноль возле дороги, то сам тротуар нужно делать так, чтобы не было поперечного уклона. Он должен быть максимум один сантиметр на метр. А у нас есть такие места, где не один сантиметр, а десять. Это самоубийство. Это опасно, когда лед, когда скользко. Должно быть плавное снижение к этому нулевому понижению. И нулевое понижение должно быть на всю ширину тротуара, — говорит Мозолевский.
Он добавляет, что ассоциация около месяца назад уведомила мэрию о необходимости переделать понижения тротуаров на Чехова. Ответа не было. «Сахалинстрой» собирается писать в прокуратуру, чтобы администрацию привлекли к ответственности.
— Когда рабочий, подрядчик переделает неправильное, возможно, в следующий раз он сделает правильно. А если не заставлять переделывать, так все и будет. В Японии не понимают, как можно сделать неправильно, а у нас инерция пофигизма и инерция делать так, как раньше делали, а не как нужно, — говорит Мозолевский.
Организация безбарьерной среды в городе, считает он, — вопрос пока нерешенный.
Сах.ком обратился в администрацию Южно-Сахалинска за комментарием. В МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» сообщили, что проведение работ по понижению бордюрного камня (особенно в зонах пешеходных переходов) — это технологическое проектное решение, используемое во многих городах. В Южно-Сахалинске применяются в том числе гранитные бордюры. По словам руководителя управления Евгения Кулика, их высота не превышает 40 сантиметров, а стоимость за один погонный метр — не более 10 тысяч рублей. Тех цифр, о которых говорит Мозолевский, нет даже близко, уверяют в мэрии.
— Гранитные бордюры отличаются повышенной прочностью и устойчивы к колебаниям температур. И им значительно для использования в городских условиях уступают бетонные бордюры. Бордюры же из садового камня имеют совершенно иные параметры прочности и ценовые характеристики, они дешевле. Они служат для разделения газона и тротуара, — объясняют в МКУ.
Евгений Кулик говорит, что деятельность учреждения максимально открыта и прозрачна, в том числе и для общественников. Специалисты управления и члены городского дорожного совета выезжают на объекты, обсуждают проектные решения и их применение при производстве работ. Что касается именно использования гранитных бордюрных камней, ни на качество этих работ, ни на стоимость бордюров жалоб не поступало, утверждают в мэрии.
Наталья Голубкова ИА.Сахком