Навигация
Разработать регламенты действий по внесению изменений в существенные условия контрактов в сфере строительства
Разработать регламенты действий по внесению изменений в существенные условия контрактов в сфере строительства

Предложила Ассоциация «Сахалинстрой» на заседании Совета по инвестиционной деятельности при администрации города Южно-Сахалинска 29 ноября. Напомним, что по распоряжению Правительства РФ существенные условия государственного или муниципального контракта, заключенного до 01.01.2024г., могут быть изменены по соглашению сторон при возникновении обстоятельств, которые создают невозможность его исполнения. Заказчик должен в течение 10 рабочих дней после подачи заявления подрядчика принять решение по изменению существенных условий в контракте.

– Правительство РФ инициирует к принятию своевременные и правильные законы и нормативно-правовые акты по оказанию поддержки участникам инвестиционно-строительной деятельности, которые в регионах на уровне подрядчиков и технических заказчиков, в муниципалитетах и в исполнительных органах власти области зачастую не понимают, как их исполнять, тем более в установленные или в разумные сроки. Сегодня наши строители мечутся между правительством области, мэрией и техническими заказчиками. Во многих инстанциях неоправданно затягивают рассмотрение вопросов и принятие необходимых решений. В большинстве случаев участники не воспринимают, что заказчиком в области является исключительно Правительство Сахалинской области, а на уровне муниципалитетов – мэр. УКСы муниципалитетов и дирекции по строительству – это технические заказчики, действующие исключительно по воле заказчиков (застройщиков) в части Градостроительного Кодекса. В их правоустанавливающих Положениях или Уставах нет и не может быть прав на изменение существенных условий контрактов или их расторжения. Этим правом обладают исключительно заказчики.

 

Учитывая неутешительные уроки по этим вопросам в 2022 году Ассоциация «Сахалинстрой» предложила на инвестиционном Совете до конца текущего года разработать и принять четкие регламенты действий всех участников строительной деятельности в муниципалитете по исполнению муниципальной или государственной услуги — внесение изменений во все существенные условия контрактов в сфере строительства в течении 2023 года (по каждому случаю отдельно). Необходимо чётко определить, что и в какие сроки должен сделать технический заказчик, региональное правительство или муниципалитет (заказчики) и подрядчик по заключённому контракту с целью внесения в него упомянутых изменений. Например, продлить срок исполнения контакта или увеличить его цену, выплатить дополнительную сумму аванса, изменить объём или состав работ, выделить дополнительные этапы работ и другие случаи, которые необходимо учесть в регламенте.

 

Особый вопрос, если лимитов не хватает, а это важный объект? Какие действия участников процесса? Возможно необходимо вносить в это время и в устоявшиеся положения бюджетных отношений? Сейчас не должно быть нерешаемых вопросов. Если необходимо вносить изменения в другие муниципальные или областные НПА – это надо делать. В это критическое время не может быть «священной коровы». Важны решения, которые помогут достичь поставленные цели.

 

Технические заказчики, как руководители проекта, должны чётко понимать и чувствовать, исполним ли контракт, чтобы удовлетворить запросы населения или поручения Правительства. Ведь именно они главные заинтересованные лица по исполнению контрактов, – обратился к руководителям администрации Южно-Сахалинска Валерий Мозолевский.

 

По словам вице-мэр Виталия Данилова, в администрации Южно-Сахалинска отработана практика по принятию изменений существенных условий в контрактах в сфере строительства. Комиссия принимает решение в течение 5-7 дней.

 

Однако, Валерий Мозолевский не согласился с этой репликой. Он напомнил случаи с подрядчиками, когда решения затягивались на 5 месяцев и более.  Ведь важен не срок рассмотрения вопроса комиссией, а срок от выявления необходимости изменения условий контракта до реального подписания дополнения к контракту сторонами. Об этом разговор. Нам важен результат, а не как отдельные чиновники выполняют свои функции.

 

По мнению вице- мэра Ильдара Ахтариева, зачастую подрядчики не могут грамотно подготовить необходимый пакет документов, который примет комиссия. Но согласился, что предложение Ассоциации по созданию регламента хорошее:

– Но вы не в ту дверь постучались, нужно решать на уровне области. Если область скажет да, то мы создадим такую систему.

 

Руководитель Ассоциации продолжил защищать интересы подрядного бизнеса. Обратил внимание, если какие-то вопросы в предлагаемых Регламентах не может решать муниципалитет, так администрации Южно-Сахалинска «и карты в руки». Необходимо использовать положения Проектного управления на всех уровнях власти.

 

По мнению генерального директора Ассоциации, частые причины увеличения цены контракта – выявленные дополнительные работы или некачественные проектные изыскания, грубые ошибки в сметных расчётах. Поэтому, чтобы реализовать проект, руководители технического заказчика должны вовремя реагировать и принимать необходимые решения.

 

– Тут подрядчик ни при чем. Главное, чтобы не было «футбола» – «подрядчик измени смету, подрядчик иди согласуй с проектировщиком». Вот для чего нужен регламент, чтобы «каждый сверчок знал свой шесток», – убеждал участников южно-сахалинского ИнвестСовета Мозолевский.

 

В рамках пересчета цены из-за увеличения стоимости на строительные ресурсы при невозможности увеличить лимиты средств, Валерий Мозолевский предложил следующе. Администрация, как заказчик, должна дать задание техническому заказчику уменьшить объёмы работ, выделить этапы, но не понуждать подрядчика бесплатно выполнять работу. Например, расторгнуть контракт в части благоустройства, и привести контракт в те лимиты денег, которые есть. Заказчик (технический заказчик) также может инициировать продление контракта, если понимает, что по уважительным причинам этот контракт в срок не может быть выполнен.

 

Вице-мэр Ильдар Ахтариев привел аргументы со стороны заказчика.

– Муниципальному заказчику намного сложнее, потому что он зарегламентирован нормативно-правовыми документами, за его спиной стоят ребята в погонах, и он не имеет права ошибиться. Но мы готовы договариваться.

Подрядчик должен определить сроки, когда он завершит работу. Все условия с изменением цены контракта связаны с лимитами финансирования, пока они не встанут в полном объеме в этот контракт. Можно продлевать все до «поросячьей пасхи». Толку от этого нет.

Мы рассматриваем нашу работу в части строительства муниципальных объектов с точки приобретения полноценного объекта с благоустройством, со всей технологией. Чтобы его можно было передать в эксплуатацию. При этом эксплуатация не упрекала бы заказчика и подрядчика в недоделках. А вы предлагаете сделать «тришкин кафтан». Это противоречит идеологии строительства.

Валерий Мозолевский «отбил подачу» вице-мэра:

– И я против, деньги платите вовремя и в полном объёме. Что делать и чем виноват подрядчик, когда нет дополнительной или качественной проектной документации или у заказчика не хватает средств? Вы же, например, в магазине покупаете на сумму имеющихся у вас денег, не так ли?

В ответ Ильдар Ахтариев предложил строителям 3 варианта решения проблемы:

  • Добиваться лимита финансирования,
  • Расторгать контракт,
  • Строить и одновременно искать деньги.

Но «строить и одновременно искать деньги», для некоторых строительных компаний Сахалина уже закончилось процедурой банкротства, а для большинства — объекты сданы, а деньги за дополнительные работы не получены или взыскивают через суды.

В итоге глава Ассоциации «Сахалинстрой» убедил руководство администрации города Южно-Сахалинска, что предложенный к разработке и утверждению регламент позволит «работать более мирно и дружно». Его предложение поддержали участники ИнвестСовета.

Руководитель Ассоциации понимает, что теперь необходимо инициировать и ускорять совместную разработку предложенного регламента и добиться создания для этого рабочей группы. «Вода и камень точит».