Автор: Валерий Мозолевский
Часть 3. Необходимо трансформировать саморегулируемые организации в одну комбинированную СРО в каждом регионе, а также объединить НОСТРОЙ и НОПРИЗ
Введение саморегулирования в строительстве с 2009 года за 13 лет не принесло ожидаемых результатов, потому что до настоящего времени не выстроена правильная эффективная система саморегулируемых организаций в градостроительной отрасли, не определена и никем не воспринята их роль и место в отрасли. Проигнорированы неоднократные поручения Президента России, Правительства Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
При начавшейся сегодня трансформации градостроительной отрасли путём введения проектного управления реализации проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с применением технологии информационного моделирования (BIM), необходимо коренным образом изменить подход к саморегулированию в части выстраивания эффективной системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли.
На необходимость совершенствования саморегулирования неоднократно обращал внимание Президент России Владимир Путин как в поручениях от 27 мая 2014 года («Необходимо принять меры по совершенствованию саморегулирования, при этом сформировать эффективную общественно-государственную модель саморегулируемой организации посредством утверждения правил и процедур, обеспечивающих её продуктивную работу»), так и на заседании Госсовета в мае 2016-го.
Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы (утверждённая распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 года № 1021-р) также отразила необходимость реализации мер, направленных на совершенствование и унификацию существующих требований к саморегулируемым организациям, обеспечивающих необходимую степень детализации и конкретизации и позволяющих саморегулируемым организациям на должном уровне исполнять возложенные законодательством функции.
Указанные поручения Главы государства и положения концепции снижения административных барьеров, а также Указ Президента России от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» в части необходимости развития системы саморегулируемых организаций, в нашем случае в строительной отрасли экономики, до настоящего времени не исполнены.
При правильном подходе к построению системы саморегулируемых организаций, как организаций, наделённых государством исполнения контрольно-разрешительных функций и встроенных в государственное управление строительной сферой деятельности, будет реализовано саморегулирование «по сути», которое заработает в полную силу, увеличится производительность труда в строительстве, повысится качество выполнения работ, сократятся периоды выполнения работ и снизятся расходы на строительство, оптимизируются издержки строительства.
Для построения работоспособной и эффективной системы саморегулируемых организаций и реализации всех поручений Президента России по этой теме, необходимо разобраться в началах становления саморегулирования строительной отрасли.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведённых товаров (работ, услуг)…
Первоначально, при становлении саморегулирования, рассматривался вопрос создания саморегулируемых организаций в строительстве на базе региональных объединений работодателей в строительной отрасли, которые активно и полезно действовали в субъектах Федерации.
Усилиями отдельных лоббистских групп, с большой поддержкой влиятельных персоналий, отраслевой принцип формирования саморегулируемых организаций в строительной отрасли был нарушен. Из-за деструктивной позиции указанных сил, вместо отраслевого принципа построения саморегулирования в строительной отрасли экономики были сформированы саморегулируемые организации неполного цикла реализации проектов строительства объектов. Вместо исполнения норм 315-ФЗ начали организовываться разделённые по «видам» работ саморегулируемые организации, которые не могут отвечать за качество и безопасность объекта капитального строительства или за его ремонт.
Вы понимаете, что и как бывает, когда на кухне даже не две хозяйки, а три. Какое качество «борща» можно ожидать! Вот это мы сейчас и имеем. Эти горе-авторы при разделении СРО по этапам деятельности реализации проектов строительства, как бы это скопировали из юмористического эпизода известного Аркадия Райкина о его доказательстве качества костюмчика, которым недоволен заказчик. Помните: «Рукав, хорош? – Да. – Пуговицы, хороши? – Да. – Карманы, нравятся? – Да. – Ткань, хорошая? – Да. – Но костюм косой, рукава разной длины. – Нет, нет. Всё вам нравится. Забирайте и уходите».
Вот так и сегодня. Материалы изысканий, по нашему опыту, более половины
«липа» с использованием никому непонятных интерпретаций. Проектная документация вымучивается в экспертизе, ПОС – на нижайшем уровне, сметы с грубыми ошибками. СРО изыскателей и проектировщиков ни за что не несут никакой ответственности. Заказчики всё это выставляют на закупки, а потом говорят подрядчику-строителю: «Ты видел, что подписал? Теперь выполняй качественно и в срок. Вот теперь я буду контролировать!». Поэтому у нас сейчас верховенствует недопустимая «презумпция виновности подрядчика-строителя».
На этой почве были созданы три вида саморегулируемых организаций (каждая неполного цикла), два из которых не выпусках готовой продукции, а выполняли хоть и важные, но подготовительные работы для строительства объектов, чем занимались члены третьего СРО. Были созданы непонятные и в настоящее время три вида Национальных объединений этих саморегулируемых организаций, которые за 13 лет даже не достигли целей из создания.
В 2014 году это «недоразумение» на уровне Нацобъединений частично исправили, объединив саморегулируемые организации изыскателей и саморегулируемые организации проектировщиков в единое Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. Но и в результате таких изменений отраслевое саморегулирование не было сформировано, а Национальные объединения каждое занимается по своему усмотрению, особо не обращая внимания на нужды членов саморегулируемых организаций, которые оплачивают деятельность и СРО, и Нацобъединений.
Изменение в градостроительном законодательстве в 2016 году, в результате проведённого специально по строительной отрасли Госсовета по декоммерциализации саморегулирования в строительстве, всё саморегулирование должно было перейти на региональный принцип построения саморегулируемых организаций и уйти от межрегионального построения саморегулируемых организаций всех трёх видов, что было на Госсовете признанно одной из главных причин коммерциализации СРО.
Однако и в этом случае, мощные лоббистские силы продавили в Министерстве строительства и ЖКХ РФ, а также в Государственной Думе оставление построения саморегулируемых организаций под флагом НОПРИЗ в прежнем, подверженном коммерциализации саморегулирования состоянии.
Под эгидой НОПРИЗ и после 2017 года остались межрегиональные СРО изыскателей и такие же СРО проектировщиков. Результат этого, по нашему мнению, заинтересованного лоббистами решения виден, сравнив реестр НОПРИЗ 2016 года и реестр 2022-го. Правда, ни НОСТРОЙ, ни НОПРИЗ никогда не проводят анализ деятельности Нацобъединений и СРО в них входящие. Они понимают, что, если они это сделают, тогда необходимо принимать кардинальные решения для исправления ситуации.
Пока мы можем сделать вывод, что изыскательские в меньшей части, а проектные в огромной части просто «рассыпаются» на ИП из одного-двух собственников ИП или ООО. Результаты – «такие горе-авторы» проектов не соглашаются на ведение авторского при строительстве – некого назначить, после передачи проектной документации идут на расторжение подрядных договоров. Заказчикам некому поручить исправлять ошибки в проектах, обосновывать дополнительные работы, исправлять ошибки в документации и в сметах. А в СРО проектировщиков и изыскателей и в НОПРИЗ всё хорошо.
Получается, что в рамках одной отрасли экономики саморегулируемые организации построены и функционируют на совершенно разных принципах, что исключает их единство и нормальное функционирование в составе проектной команды.
Из постановления Конституционного суда РФ № 12-ПП от 19 декабря 2005 года следует, что возложение на саморегулируемые организации функций контроля за деятельностью своих членов является определённой модификацией контрольной деятельности государства.
Все органы власти, выполняющие контрольно-надзорные функции, построены по одному принципу вертикали власти. Например, государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора – Ростехнадзор, который организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (инспекция государственного строительного надзора субъекта Федерации).
В СРО «Сахалинстрой» считают, что по такому же принципу должна быть выстроена система саморегулируемых организаций. Органом, организующим научно-методическое обеспечение должно стать Национальное объединение строителей (построенное по отраслевому признаку и объединяющее саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства), а региональные комбинированные саморегулируемые организации (объединяющие строителей, проектировщиков и изыскателей) будут уполномоченными на исполнение переданных им государством контрольно-разрешительных функций (единая саморегулируемая организация в каждом субъекте Российской Федерации).
Необходимо провести назревшую трансформацию саморегулирования и реорганизовать саморегулируемые организации и Национальные объединения саморегулируемых организаций в строительной области экономики, путём объединения саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков, строителей в одну региональную комбинированную саморегулируемую организацию в каждом субъекте Российской Федерации для полноценного исполнения переданных им контрольно-разрешительных функций, одновременно объединить НОСТРОЙ и НОПРИЗ в одно отраслевое Национальное объединение строителей (по принципу построения Минстроя России, инспекций строительного надзора и прочих ведомств).
Такая реорганизация позволит саморегулируемой организации (представляющей интересы всех исполнителей работ) включиться в проектную команду по реализации проекта строительства на стадии инициации проекта и участвовать в его реализации до момента вступления непосредственных исполнителей проекта и их СРО (в случае реализации проекта организациями зарегистрированным на территории субъекта отличного от места реализации проекта).
Создание комбинированных саморегулируемых организаций, кроме всего прочего, позволит достичь целей деятельности саморегулируемых организаций, закреплённых в статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ, поскольку при действующей модели построения системы саморегулируемых организация, СРО проектировщиков и изыскателей фактически не участвуют (или не могут участвовать) в проектном управлении реализации проектов строительства и не входят в проектные команды субъектов Российской Федерации, так как они построены по случайному принципу и их члены, противоестественно, могут быть из пяти-десяти субъектов Федерации. Поэтому эти саморегулируемые организации фактически не интересуются реальной деятельностью своих членов и не несут никакой ответственности за их действия.
Предложения Ассоциации «Сахалинстрой»
1. Провести реорганизацию всех саморегулируемых организаций в строительную сферу деятельности, исходя из единства отрасли: «одна сфера деятельности – одна СРО» (часть 1, статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ), путём объединения саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков, строителей в одну региональную комбинированную СРО в каждом субъекте Российской Федерации (СРО строителей) для:
• обеспечения полноценного исполнения переданных им контрольно-разрешительных функций в субъектах Российской Федерации;
• наделения саморегулируемых организаций полнотой ответственности за исполнения обязательств по исполнению контрактов;
• участия саморегулируемых организаций в проектных комитетах и (или) проектных офисах субъектов Российской Федерации, как интересантов от имени всех подрядных организаций (изыскатели, проектировщики, строители) с момента инициации каждого из проектов строительства объектов капитального строительства в регионе;
• сокращения сроков реализации проектов строительства объектов капитального строительства и уменьшения рисков при исполнении контрактов на этапе строительства объектов;
• обеспечения лучшей организации работ на всех этапах инвестиционно-строительного процесса при реализации проектов «под ключ» или методом строительства и параллельного проектирования с экспертным сопровождением строительства органами госэкспертизы.
• обеспечение выполнения поручения Президента России о переходе исполнения контрактов строительства «Под ключ», усилив ответственность и исполнителей и саморегулируемых организаций и ухода от обязанности в этом случае иметь такому подрядчику членство в трёх СРО: изыскателей, проектировщиков, строителей, что неразумно и непонятно зачем нагружает строительный бизнес.
2. Объединить НОСТРОЙ и НОПРИЗ в одно отраслевое Национальное объединение строителей (по принципу построения Минстроя России, инспекций строительного надзора и прочих ведомств), для чего внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, изложив часть 2 статьи 55.20 в следующей редакции: «2. Создаётся Национальное объединение саморегулируемых организаций основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство». По тексту статьи 55.20 ГрК РФ и иных положений Градкодекса внести изменения, указав на единственное Национальное объединение.