Навигация
Наставник – не инструктор производственного обучения
Наставник – не инструктор производственного обучения

Ассоциация «Сахалинстрой» приняла участие в образовательном форуме «Наставники Сахалинской области — 2019». Специалисты из шести городов Сахалинской области и различных сфер деятельности презентовали свои практики наставничества для обсуждения с целью получить экспертную оценку и рекомендации по дальнейшему развитию.

2Q9A8546.jpg

В качестве эксперта на сахалинском форуме выступил директор НП «Центральный институт труда», заместитель председателя Союза наставников России Игорь Тюфяков из Екатеринбурга. Он поднял очень важную тему о целевом назначении института наставничества и об отличии наставничества от процессов обучения, повышения квалификации и производственной практики. Для многих участников сахалинского форума стало открытием, что наставник – это вовсе не инструктор производственного обучения, и даже не преподаватель учебного заведения.

2Q9A8397.jpg

2Q9A8427.jpg

— Наставник – это опытный мастер своего дела, уважаемый в коллективе сотрудник, склонный к педагогической деятельности. Традиционно наставников закрепляют за новыми сотрудниками, которых принимают с испытательным сроком. Как правило, предприятие выплачивает наставникам вознаграждение. Для новичка от мнения и характеристики наставника зависит успешность прохождения испытательного срока. Взаимодействие мастера-наставника и подопечного должно приносить удовольствие обоим, и проходить в обстановке взаимного доверия. Само сообщество наставников взрослеет, и сейчас мы серьезно говорим не просто об оболочке, а о содержательной части работы наставника. Надо думать о качестве взаимоотношений, а не только о форме, — считает Игорь Тюфяков.

2Q9A8549.jpg

Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский – главный инструктор производственного обучения и наставник образовательного Проекта «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество» рассказал участникам об особенностях наставничества в строительной отрасли и, в частности, в проекте.

IMG_2623.jpg

— Строительство отличается от других сфер предпринимательской деятельности. Студент или молодой специалист приходит на практику к подрядчику, который выполняет конкретный заказ либо муниципалитета, либо другого заказчика. И это нужно учитывать. Подрядчик не выпускает свою продукцию на рынок, он выполняет работы в соответствии с проектной документацией и по заранее определённой цене. Например, когда студенты проходят практику у собственника, который продаёт продукцию на рынке, и сам планирует все затраты. В строительстве подрядчику это не позволяет сделать смета контракта. Для большинства подрядчиков нет гарантии постоянной работы и занятости. Подрядчик выступает на строительном рынке, как нанимаемый работник. По этим причинам подрядчик не может рассматриваться, как классический работодатель.

2Q9A8410.jpg

Поэтому сейчас Ассоциация, в составе которой более 370 строительных организаций, работает над созданием трех реестров: наставников, инструкторов производственного обучения (сопровождения) на производстве и возможных аттестованных рабочих мест для прохождения производственной практики. Мы понимаем производственную практику, как продолжение учебного процесса техникумов за пределами стен учебного учреждения, поэтому ставим вопрос перед Правительством области о компенсации затрат подрядным организациям и предприятиям, членам Ассоциации, за подобное производственное обучение в соответствии с заключаемыми договорами.

Мозолевский 2019 год.jpg
И это справедливо, так как производственная практика студентов входит в учебные программы по их специализации. При этом время мастера – инструктора производственного обучения дорого и для подрядной организации, которая нанимает квалифицированных специалистов и рабочих для исполнения заключённых контрактов. В муниципальных и государственных контрактах этой статьи расходов нет и, соответственно, средства на их компенсацию не предусмотрены. Ведь нельзя допускать формального исполнения обязанностей инструктора производственного обучения, когда студент приходит на практику в организацию, а он никому не нужен, потому что производственник должен выполнять основную нормируемую работу. Кроме того, опытный инструктор производственного обучения, а таких на производстве единицы, должен быть ещё и наставником – передать знания и вовлечь подопечного в профессиональную и общественную жизнь коллектива. Институт наставничества сегодня стоит в повестке дня во всех отраслях и сферах деятельности. Это большой пласт работы со школьниками, студентами и молодыми специалистами в сфере профориентации, социализации и воспитания активных граждан страны», — выступил Валерий Мозолевский.
  
2Q9A8483.jpg

Строители – члены Ассоциации «Сахалинстрой» активно работают в сфере наставничества. В номинации «Наставничество в социальной сфере» на форуме в Южно-Сахалинске был представлен Проект регионального центра социального обслуживания населения. Его цель – социализация и оказание помощи в трудоустройстве выпускникам детских домов и молодежи с ограничениями по здоровью. В рамках этого проекта в сварочном цехе ООО «АРМСАХСТРОЙ» почти год работает выпускник одного из островных детских домов. За молодым сварщиком закреплен квалифицированный тренер-инструктор, а наставниками выступает весь коллектив.

IMG_2603.jpg

Другой член Ассоциации «Сахалинстрой» — компания KARVI приняла на работу в цех по производству окон глухонемого молодого специалиста, который тоже под руководством мастеров-инструкторов успешно освоил азы профессии и влился в дружную команду ведущего предприятия Сахалина.

2Q9A8845.jpg
Форум завершился церемонией награждения победителей и призеров регионального конкурса «Наставники Сахалинской области». Лучшие сахалинские наставники, в том числе и представители команды Проекта Ассоциации «Сахалинстрой», поедут в Тюмень на открытый 3-й конгресс наставников России. Сахалинцы смогут обменяться опытом с представителями других регионов страны и пройти обучение. Валерию Мозолевскому Игорь Тюфяков предложил на конгрессе выступить с докладом и стать модератором одного из круглых столов.