Навигация
Рисовать на асфальте велодорожки – это еще не комфортная городская среда
Рисовать на асфальте велодорожки – это еще не комфортная городская среда


Ассоциация «Сахалинстрой» объединяет усилия с «Центром развития городской среды» Южно-Сахалинска для разработки и внедрения базовых принципов проектирования и обустройства безбарьерной городской среды. В процессе проектирования элементов комфортного городского пространства активно работают студенты-волонтеры образовательного проекта Ассоциации «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество».

Безбарьерная среда начинается с понимания идеологии доступности городской инфраструктуры: для кого и почему это надо делать? Это составляющая часть культуры жизни и уважения к человеку. К сожалению, этим до сих пор не пропитаны многие представители органов власти, контроля и управления, заказчиков и подрядчиков.

В этом году мэрия Южно-Сахалинска начала исправлять существующие барьеры в транспортной и пешеходной инфраструктуре областного центра. Однако, «благие намерения» реализуются в большинстве случаев с грубыми нарушениями требований жизни и нормативов. В этом в очередной раз убедилась команда общественного контроля Ассоциации «Сахалинстрой».

IMG_4793.jpg

IMG_4785.jpg

Поводом для очередной проверки послужили попытки организации велосипедных дорожек по проспекту Мира от ТК «Плаза» до улицы Больничная. Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, специалисты отдела контроля Ассоциации, студенты-волонтеры проекта «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество», директор «Центра развития городской среды» Василий Вишневский вместе с подрядчиком и представителем ДГХ выехали на объект.

Ошибки.png

Самые молодые участники проверки — студенты сразу отметили, что велосипедные дорожки, которые обозначили белой краской на асфальте в пешеходной зоне и попытка переделки тротуаров в отдельных местах, не соответствуют нормам комфортной городской среды.

Студенты отметили, что одно из требований – это ширина велодорожки, от которой будет зависеть, как будут разъезжаться встречные велосипедисты. Минимальная рекомендуемая ширина велодорожки составляет 1,5 м. В зонах интенсивного велодвижения её следует увеличивать до 2 метров. Ширина буферной зоны парковки велосипедов должна составлять не менее метра. Потенциально опасные точки правильно выделять цветом, разметкой и знаками на асфальте «Уступи дорогу велосипеду». Люки и канализационные решетки не должны препятствовать движению велосипедов. Например, решетки ливневой канализации должны быть такими, чтобы колёса велосипеда в них не проваливались (щели в ливнеприёмной решётке должны иметь направление поперёк движению велосипеда).

IMG_4772.jpg

Но основное замечание студентов и наставника проекта Валерия Мозолевского – дорожка должна быть безбарьерной. Не допускаются бордюры, расположенные поперёк или под углом, перепады и кривые съезды с большим уклоном. Нельзя размещать велодорожку у дорожных бордюров.

По мнению команды волонтеров, если заказчики велодорожек не применят требования безбарьерной среды, то вместо полезного результата, город получит опасные для большинства жителей «атракционы», особенно для детей.

Ошибки_.png

 

— Считаю, что работы необходимо остановить и согласовать с нормами, как мы и раньше договаривались. Ведь мы пытаемся помочь заказчику, городу, населению бесплатно, чтобы жителям было комфортно и безопасно. Зачем переделывать ранее выполненный брак на вновь неправильное и опасное, — подвел итог совместной проверки заказчика и подрядчика Валерий Мозолевский. Подрядчик согласился, при условии, что заказчиком (ДГХ) будет представлена новая рабочая документация.

IMG_4763.jpg

IMG_4809.jpg

 Для того, чтобы разработать единые рекомендации по созданию комфортной безбарьерной среды и адаптации планируемых к переделке 14 пешеходных переходов через улицы в Южно-Сахалинске, «Центр развития городской среды» и Ассоциация «Сахалинстрой» организовали совместное совещание. В нем приняли участие представители МКП «Горархитектура».

IMG_4817.jpg

В ходе встречи руководитель Центра представил типовые проблемы существующей дорожной городской среды Южно-Сахалинска и успешный опыт решения аналогичных ситуаций на практике в зарубежных городах.

Валерий Мозолевский презентовал успешные практики безбарьерной среды в городах Японии, Англии, в Москве и Новосибирске. Он в очередной раз акцентировал внимание, что комфортная городская среда должна создаваться для всех жителей и гостей Южно-Сахалинска. И в первую очередь, для детей и пожилых людей, беременных женщин, мамочек с колясками, пешеходов с чемоданами и сумками на колесах, для людей с ограниченными возможностями и инвалидов.

  IMG_4840.jpg

-Мы должны на этапе проектирования исключить грубейшие ошибки, которые препятствуют безопасному и свободному передвижению людей по улицам и дворам Южно-Сахалинска. Наши студенты – участники образовательного проекта – работают над визуализацией существующих проблем в программе Autocad на компьютерах в офисе Ассоциации. Выполняют грамотные рабочие чертежи перекрестков улиц с нулевыми перепадами (нулевыми бордюрами), нормальными уклонами тротуаров, комфортными и удобными безбарьерными пешеходными переходами. Мы рекомендуем взять их за основу в проектной документации реконструкции планируемых 14 пешеходных переходов в центре города. При этом каждый городской переход через дорогу, особенно в районе перекрёстков, весьма индивидуален. Необходимо на каждое место выезжать, внимательно его обследовать, произвести необходимые замеры, фотографии, и лишь после этого приступать к проектированию. В противном случае, не надо браться за эту работу и бесцельно тратить бюджетные деньги и людские ресурсы — предложил Валерий Мозолевский.

Ошибки 2.png

IMG_4847.jpg

— Формирование безбарьерной среды — важнейшая задача сегодня, которой необходимо уделять пристальное внимание не только при проектировании новых улиц, но и при адаптации имеющихся пешеходных переходов. Поэтому нам необходима типовая проектная и рабочая документация для организации комфортного безбарьерного пространства, — поддержал Валерия Мозолевского директор «Центра развития городской среды» Василий Вишневский.

Представители МКП «Горархитектура» Ярослав Тюняев и Ирина Кан согласились, что необходимо оперативно провести анализ 14 пешеходных переходов в Южно-Сахалинске на местах, на которых выявлены различного рода барьеры для комфортного передвижения и выработать конкретные технические решения по каждому переходу.

IMG_4864.jpg

В итоге приняли решение: сформировать рекомендации по созданию комфортной безбарьерной пешеходной инфраструктуры, которые будут оформлены и применяться в качестве приложения к техническому заданию на проектирование городских улиц и благоустройства придомовых дворов и общественных пространств. Это позволит администрации Южно-Сахалинска более эффективно и на системном уровне проводить работу по созданию комфортных условий для населения в городе.

IMG_4812.jpg

IMG_4753.jpg

IMG_4776.jpg

IMG_4779.jpg