Губернатор Валерий Лимаренко поддержал члена инвестиционного Совета области — генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» по вопросу своевременных расчетов с подрядными организациями, исполняющих региональные и муниципальные контракты в сфере строительства. 28 сентября на заседании Инвестиционного Совета губернатор области обязал всех Главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) области, которые проводят конкурс на строительство объектов, закладывали в контракте авансирование работ.
На очередном ИнвестСовете несколько подрядчиков, в том числе и член Ассоциации «Сахалинстрой» — ООО «Строительное дело», обратились к губернатору по вопросу расчета по контракту. Компании выполнили работы на подрядах в муниципалитетах раньше срока договоры, но оплату получить не могут, так как строили с опережением и под бюджет будущих лет. Например, компания «Строительное дело», исполнила контракт 2020 года на 56 млн, а заказчик — город Южно-Сахалинск- обещает заплатить только в следующем году.
В связи с этим генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский внес предложение Правительству области: включить в региональные и муниципальные контракты в сфере строительства авансирования работ до 30% цены контракта, авансирования до 100% затрат на покупку и доставку на Сахалин, а тем более, на Курильские острова, монтируемого оборудования и комплектов несущих металлоконструкций каркаса и покрытий.
Губернатор в свою очередь задал вопрос зампреду Правительства, курирующему строительную отрасль, почему в условиях договора со строителями не предусмотрено авансирование?
Сергей Олонцев пояснил, что не авансируются контракты, заключенные в период с 2017 по 2019 гг. Контракты текущего года должны быть все проавансированы.
— Я настаиваю на том, чтобы все ГРБС, которые финансируют и курируют контракты, отвечали за организацию авансирования и периодических платежей за выполненные работы с целью недопущения кассовых разрывов у подрядчиков, что затрудняет исполнения графиков контракта и ставит в виновное положение подрядчиков в случае задержки с выплатой зарплаты — прокомментировал поручение губернатора Олонцев.
Губернатор области попросил всех руководителей исполнительных органов власти – ГРБС области встать и поднять руки, кто в контрактах не предусматривает авансирование и периодические платежи за выполненные работы. Ни один из руководителей ГРБС не поднял руку. На это он обратил внимание всех присутствующих руководителей строительных компаний и руководителей СРО строителей области. Валерий Мозолевский высказался, что Ассоциация проведёт мониторинг действующих и вновь заключаемых контрактов по затронутым вопросам и доложит на октябрьском инвестиционном Совете, что было принято Губернатором.
Второй вопрос Валерия Мозолевского, который нужно срочно решить в интересах подрядного бизнеса, касался своевременного оформления и оплаты дополнительных работ, которые появляются при выполнении практически всех подрядных договоров в строительстве, что также часто являются причиной кассовых разрывов у подрядчиков. Они возникают из-за нижайшего качества проектной документации, и не только на капитальный ремонт объектов, а и на строительство объектов, которые проходят государственную экспертизу и подтверждение сметной стоимости. В качестве примера Валерий Мозолевский привел строительство Дома Культуры в селе Дальнее. По словам Мозолевского, цена контракта культурного объекта 75 млн рублей, а благодаря «нулевой» проектной документации заказчика подрядчик — член Ассоциации, представил заказчику локальную смету на подлежащих выполнению работ и ошибки в сметной документации на более 30-ти миллионов рублей. Проектировщик – московская организация, с которой у заказчика не могут быть выстроены нормальные отношения. По мнению Мозолевского – это своеобразная сетевая проектная контора, у которой нет постоянных специалистов, а работы передаются специалистам всей России, кто отзовётся.
Поэтому по мнению Ассоциации на уровне Правительства и мэров муниципалитетов, кроме согласованной с губернатором области проблемы по выплатах авансов и помесячных оплат выполненных работ на территории области, должны быть приняты следующие решения:
при выявлении дополнительных работ по контрактам и формировании дополнительных соглашений (до 10% и до 30%) фактические затраты подрядчика, оформленные в соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 из средств резерва на непредвиденные работы, оплачивать сверх дополнительных новых работ и не исключать их из сметы контракта;
министерству строительства и министерству архитектуры и градостроительства, совместно с представителями СРО строительства разработать регламент выявления и оформления дополнительных и/или неучтённых работ для исполнения подрядчиками государственных или муниципальных контрактов. Порядок разработки, при необходимости, проектной (рабочей) документации, сметной документации на выявленные дополнительные работы. Разработать необходимые формы документов, заявлений, распоряжений. Задача – не допустить негативного влияния выявляемых дополнительных работ на производительность подрядчика, на сроки исполнения контракта, задержки с оплатой этих дополнительных работ.
обеспечение заказчиками своевременного исправления недостатков результатов инженерных изысканий (технических обследований зданий и сооружений) изыскателями, проектной документации- проектировщиками. Необходимо прописывать в контрактах на изыскания и на проектирование сроки и порядок уточнения материалов изысканий, внесения изменений в отчёты по изысканиям, обследованиям объектов перед капитальным ремонтом их, в проектную документацию и в сметы с указанием размеров штрафов за ошибки в сметах, за ошибки в проектах, за несвоевременность исправления проекта и в сметах. Заказчики области обязаны предъявлять и финансовые претензии к проектировщикам, должны ставить в известность СРО проектировщиков и НОПРИЗ о нижайшем качестве проектной документации и предъявлять претензии к ним в объёме выявленных дополнительных неучтённых в проекте работ и затрат.
Со своей стороны, Ассоциация «Сахалинстрой» настоятельно предложит Президенту НОСТРОЙ наконец-то выработать политику взаимодействия НОСТРОЙ и НОПРИЗ, места и роли СРО изыскателей и проектировщиков, с целью поднятия качества изысканий и проектной документации, особенно в регионах России, определить порядок предъявления претензий членами СРО строителей и привлечения к ответственности проектировщиков, изыскателей за убытки заказчиков и подрядчиков-строителей по их вине.
До конца 2020 года, в соответствии дорожной карты внедрения ГИС «Цифровая платформа управления объектами капитального строительства» и ИСОГД Сахалинской области обеспечить полный переход на электронный документооборот в проектной и строительной деятельности, включая и исполнительную документацию, в контрольной и надзорной деятельности в строительстве области и формирования базы данных для стадии эксплуатации зданий и сооружений в Сахалинской области.