Какая разница федеральная или муниципальная дорога? Все наше! Отреагировал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко на обращение генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» навести порядок при строительстве дорожной инфраструктуры в регионе. На прошедшем заседании Инвестиционного Совета Валерий Мозолевский помимо проблемных вопросов подрядного бизнеса поднял тему обустройства качественных и безопасных дорог и организации комфортной городской среды.
Он привел два ярких примера, которые имеют отношение к Национальному проекту «Безопасные и качественные дороги». Это участки федеральной дороги Южно-Сахалинск – Ноглики, проходящие через города и посёлки. А также витрина области для всех гостей и туристов острова – дорога по улице Ивана Куропатко в поселке Хомутово от аэропорта к проспекту Мира. Обе дороги хороши для автомобилей, однако мало приспособлены для пешеходов, особенно для маломобильных групп населения и инвалидов. На проспекте Мира ближе к аэропорту вообще нет тротуаров.
-Мы совместно со студентами СПО области, будущими строителями, реализуем образовательный проект «Общественный контроль в строительстве», где студенты изучают нормативку, выполняют в автокаде чертежи, как правильно строить безбарьерную среду. Мы выходим на объекты в Южно-Сахалинске, определяем брак и выявляем критические замечания. Обращаемся в мэрию города, к заказчикам, реакции нет. Студенты не понимают, почему недостатки, которые они обнаружили, не исправляется? Почему эти опасные места остаются? На последнем круглом столе при министерстве ЖКХ области по проблемам создания безбарьерной среды на дорогах и во дворах, у нас со студентами родился интересный термин – «производственная шизофрения». Это когда специалисты понимают нормативные требования, соглашаются с замечаниями, но делают работу по старинке, как раньше делали, не оглядываясь на сегодняшние требования. Студенты не понимают старшее поколение, почему мы говорим одно, делаем другое? — обратился Валерий Мозолевский к губернатору.
— У меня вопрос? Исполнители, заказчик, ИТР, рабочие подрядчика, строительный контроль и изыскатель с проектировщиком знают об этом? Они в курсе требований этого национального проекта? Есть ли вообще материалы изысканий, обследования этих участков дорог перед проектированием? Есть ли полная проектная и рабочая документация? Есть ли достаточно проработанный ПОС ведения реконструкции и капитального ремонта участков дорог? Мне кажется, что в полном объеме этого нет! В крайнем случае рабочие, с которыми я разговаривал подтвердили, что дорога безобразная с точки зрения устройства тротуара по правилам комфортной безбарьерной среды.
Прошу вас подключить министерство транспорта области и мэров Южно-Сахалинска и других районов вдоль осевой трассы острова к решению этих вопросов, а мы готовы помочь — предложил Валерий Мозолевский правительству области.
Губернатор услышал руководителя СРО и дал поручение куратору отрасли зампреду Сергею Олонцеву на рабочей группе разобрать вопросы качества реконструкции дорог. На реплику Олонцева, что трасса Южно-Сахалинск -Оха федерального значения, Лимаренко отреагировал жестко:
Какая разница федеральная или муниципальная? Все наше, необходимо разбираться! – поддержал Мозолевского Лимаренко.
Зам. министра транспорта и дорожного хозяйства Николай Давыдов и руководитель ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» Вадим Думанский не стали ждать разбора полетов у Сергея Олонцева и через два дня договорились с Валерием Мозолевским проинспектировать подъездную дорогу к воздушной гавани области. Мозолевский же в свою очередь пришёл со студентами Сахалинского техникума строительства и ЖКХ – участниками образовательного проекта «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтёрство. Наставничество» и инспектором контрольного отдела, который курирует подрядчика, члена Ассоциации. В проверке также участвовали специалисты подрядчика и представители строительного контроля ООО «АзимутПрогресс».
Так как дорога к аэрогавани проходит через планировочный район Хомутово в Южно-Сахалинске, то замечания команды общественного контроля Ассоциации касались организации пешеходной инфраструктуры на участке протяженностью 1,3 км. Валерий Мозолевский предложил замминстру и руководителю «Управления автомобильных дорог Сахалинской области» виртуально вообразить, что с ними идут их жёны или дочери с детскими колясками.
Члены комиссии двигались через закругленные обордюренные съезды на местные проезды, что создало запретительные съезда с тротуара на дорогу по направления движения через местные проезды высотой до 300 мм. Никто из комиссии не смог объяснить, по какой причине на этой дороге при проведении капитального ремонта устанавливались усиленные бордюры высотой 450 мм. (высота над асфальтом до 300 мм). При этом в городе везде установлены бордюры высотой над асфальтом не более 150 мм (свыше — это исключение и сейчас подлежит переделке).
Все убедились, что мамочке с коляской вместо того, чтобы прямо продолжить движение по необходимому пандусу с нормируемым уклоном 25 мм на метр горизонтального пути и поперечным 10 мм на метр) при переходе проезжей части, нужно съехать по закругленному съезду вниз в грязь грунтовой дороги, перейти съезд по грунту, затем вкатить коляску вверх с уклоном до 300-400 мм. на метр пути и следовать дальше. Или взять коляску в руки и перенести через второстепенный съезд, например во двор придорожного участка.
При этом тротуары вдоль дороги то сужаются, то расширяются, достигая нормативных показателей — ширины 1,5 метра. Причину такого сужения специалисты заказчика и подрядчика не смогли объяснить. На многих участках дороги, особенно на перекрёстках с кругом в центре, вообще не предусмотрены пешеходный переходы через улицы. В таких случаях пешеходы попадают в своеобразные ловушки и вынуждены небезопасно перебегать дороги в случайных местах. На другом пешеходном переходе на первый взгляд все в порядке, однако лишних 4-5 см при стыковке дороги и тротуара нарушают правила и нормы организации безбарьерной среды и небезопасны при переходе.
Также Валерий Мозолевский указал чиновникам, что все съезды на второстепенные и местные проезды и въезды во дворы жилых домов и к социальным объектам закруглены высокими бордюрами, чего уже давно нет в нормативах, а успешно реализуется российская и мировая практика исполнения безбарьерных переходов в таких местах.
Как ни странно, но все же один образцово-показательный въезд во двор жилого дома без бордюрных закруглений и с нулевым сопряжением с проездом проверяющие увидели. Как такое произошло?
Подрядчик разводит руками – выполняют ремонт согласно проекту. И вновь те же грабли – безграмотная проектная документация и отсутствие рабочих чертежей на все пешеходные переходы.
«Знаменитые» столбы посередине тротуара еще не перенесли. Но замминистра Николай Давыдов уверил, что их демонтируют и показал уже пробуренные ямы рядом с тротуарами, куда планируют смонтировать опоры освещения.
Заказчик — «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» в лице Вадима Думанского не возражал против рекомендаций Ассоциации, и готов внести исправление в рабочую документацию, устранить ошибки и довести до эталона пешеходную зону подъездной дороги к аэропорту. Валерий Мозолевский передал ему разработанные с участием студентов рабочие чертежи с актуальными решениями создания безбарьерной среды в дорожной инфраструктуре. Напомним, что реконструкция должна завершиться 30 октября текущего года.