На сайте Российского союза строителей опубликовали проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года в редакции от 26 ноября 2020 года.
Проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 уже представляли строительному сообществу ранее, но он подвергся критике и был отправлен на доработку. В результате было принято решение о создании для Минстроя России единой стратегии развития ЖКХ и строительной отрасли на период до 2035 года. Опубликованный на сайте РСС документ, помимо изменения сроков с 2030 на 2035, отличается содержанием и структурой. В том числе, в части развития системы допуска на рынок и саморегулирования. Если в предыдущих вариантах стратегии на долю СРО отводилось исключительно введение обязательной независимой оценки квалификации и постепенный переход к саморегулированию физических лиц, то в новом варианте есть планы по реальной корректировке системы саморегулирования и ее развития в базовый институт допуска на рынок.
По мнению авторов Стратегии-2035, основными проблемами действующей системы допуска на строительный рынок являются:
— одновременное применение нескольких систем допуска на рынок (например, требование о членстве в СРО и требование получения лицензии на отдельные виды деятельности);
— отсутствие ответственности большинства специалистов в области строительства; национальные реестры специалистов включают только главных инженеров (архитекторов) проекта, при этом законодательством не установлены требования к оценке их реальной квалификации;
— несовершенство лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций;
— отсутствие системы специализации строительных организаций по видам осуществляемых работ или объектам;
— отсутствие у СРО возможности влиять на оценку своих членов заказчиком при заключении с ними договоров, при том, что установлена имущественная ответственность СРО за невыполнение договорных обязательств этими членами.
Согласно проекту документа, цели Стратегии в части совершенствования системы допуска на рынок могут быть достигнуты решением следующих основных задач: 1. Превращение института саморегулирования в главный инструмент формирования и поддержания благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли;
2. Усиление роли национальных объединений в строительстве (НОСТРОЙ) и в инженерных изысканиях и проектировании (НОПРИЗ) в содействии в формировании государственной политики в строительной сфере;
3. Постепенный отказ от дублирования государственных лицензий и допуска саморегулируемой организации на один вид деятельности;
4. Включение в систему СРО в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования организаций негосударственной экспертизы;
5. Совершенствование лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций: — выравнивание требований к размерам взносов в КФ ОДО для СРО различных уровней ответственности;
— повышение требования к количеству специалистов для членов СРО третьего, четвертого и пятого уровней ответственности;
— учет страхования ответственности при установлении размера взносов в КФ ОДО;
— учет численности персонала членов СРО с контролем по объему выплаченного ими НДФЛ.
6. Установление законодательством:
— процедур признания стандартов и правил СРО в качестве доказательной базы в системе документов технического регулирования, методик оценки регулирующего воздействия этих документов;
— решений о передаче СРО части государственных функций в сфере контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также регулирование деятельности строительных лабораторий;
7. Введение дополнительных прав и функций СРО по контролю заключения и исполнения их членами договоров подряда, в том числе путем введения обязанностей членов СРО предоставлять в СРО такие сведения.
8. Совершенствование системы репутационной, административной, материальной и уголовной ответственности специалистов, обеспечивающих безопасность строительной продукции на различных этапах жизненного цикла, а также организаций, осуществляющих инвестиционно-строительную деятельность. Т
Также в документе детально описана проблематика в сфере инженерных сетей ЖКХ, жилищного строительства, технического регулирования, в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Одной из задач в части развития и повышения качества инженерных изысканий и проектирования определено повышение профессионального уровня изыскателей и лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование на основе профессиональных стандартов и репутации, внедрение «лестницы компетенций» и регулярного подтверждения квалификации. В стратегии предусмотрены два возможных сценария её реализации. Базовый сценарий, по которому совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» к 2035 году должен увеличиться на 125% и составить 21 424 млрд. рублей (в текущих ценах). И альтернативный (консервативный) сценарий, по которому совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» к 2035 году должен увеличиться только на 96% и составить 19 400 млрд. рублей. Основным координатором реализации Стратегии определено Министерство строительства и ЖКХ, с участием Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства образования и науки во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, муниципальными органами, институтами развития и научными организациями, профессиональным сообществом строительной отрасли, а также коммерческими застройщиками.
Агентство новостей «Строительный бизнес»
ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ ЗДЕСЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЗДЕСЬ