Одна из довольно распространённых конфликтных ситуаций, которая встречается в отношениях подрядчика и заказчика, – когда последний объявляет строительной компании о недостатках в выполненных ею работах. О том, как в такой ситуации подрядной организации вести себя правильно с правовой точки зрения, рассказал управляющий партнёр юридической фирмы «Ди Си Оу» Никита Голощапов в рамках вебинара «Юридическая безопасность строительного бизнеса: как решать спорные вопросы между заказчиком и подрядчиком», организованного Ассоциацией «СРО «ОПСР».
Статья 720 Гражданского кодекса РФ нам говорит, что заказчик при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе должен немедленно заявить об этом подрядчику. При возникновении между подрядчиком и заказчиком спора должна быть назначена экспертиза.
Замечания у заказчика могут возникнуть как при выполнении работ, так и в момент их сдачи. Прежде всего, подрядной организации нужно оценить, насколько обоснованы выдвинутые замечания.
Если заказчик прав, то нужно устранить выявленные недостатки. Здесь очень важно с помощью документов зафиксировать, что на полученные замечания подрядчик отреагировал и устранил их. Для этого нужно повторно отправить акты выполненных работ, а в сопроводительном письме указать, что обнаруженные недостатки устранены, в связи с чем подрядчик просит принять выполненные работы.
Если же подрядная организация не согласна с выдвинутыми замечаниями, нужно письменно сообщить заказчику об этом и аргументировать свою позицию. Чаще всего после этого одна из сторон направляет другой приглашение на осмотр. Детально эта процедура законом не описана, но фактически она является приёмкой выполненных работ.
Необходимо отметить, что в судебной практике есть множество кейсов, в которых осмотр выполненных работ имеет огромное значение для защиты интересов обеих сторон. Поэтому очень важно не пропустить уведомление о явке на осмотр: обязательно нужно контролировать поступающую по юридическому адресу организации почту и получать телеграммы. И даже если компания получила sms «приходите на осмотр», юрист рекомендует обязательно приходить, чтобы обеспечить явку и заявить свои возражения при несогласии с позицией другой стороны.
Во-первых, в таком случае вопрос о качестве выполненных работ остаётся открытым. Если же подрядчик не явился на осмотр и не возразил на поступившие претензии, то фактически заказчик в одностороннем порядке подтвердил, что работы выполнены плохо, а его замечания к качеству работ обоснованы. Во-вторых, при явке и заявлении о несогласии подрядная организация сохраняет своё право требовать экспертизы в суде и доказывать качество выполненных работ.
Отвечая на вопрос о предпочтительных каналах связи с контрагентом, юрист отметил, что для отправки любой значимой корреспонденции, прежде всего, нужно использовать Почту России. Остальные способы связи (телефон, e-mail и мессенджеры) нужно рассматривать как дополнительные каналы коммуникации.
По результатам обсуждения с заказчиком недостатков выполненных работ у подрядной организации должны быть оформлены следующие документы, которые при необходимости позволят ей отстаивать свою позицию в суде:
- ответ на извещение о явке на осмотр выполненных работ (в форме телеграммы или письма);
- протокол (акт, ведомость) по результатам осмотра с пометками о несогласии;
- заявление о проведении экспертизы качества, объёма выполненной работы;
- повторно отправленные акты с требованием их подписания и оплаты;
- документы, которые предусмотрены договором (исполнительная документация, счёт-фактура, акт сверки, дополнительные экземпляры акта) и доказательства их отправки заказчику.