На круглом столе, посвященном привлечению в регион квалифицированных строителей, обсудили включение в проектно-сметную документацию расходов на подбор, релокацию и проживание персонала. В Сахалинской области не хватает около 640 специалистов в строительной сфере. Кадровый голод — явление не сиюминутное, а в последнее время он только усилился. Строители востребованы, но их нет. А могли бы быть, уверена директор агентства по подбору персонала Светлана Удалова, если бы решился один вопрос.
К Удаловой обратились 16 строительных организаций области с просьбой найти людей. Всего нужно было закрыть около 800 вакансий. Одна из компаний, ведущая строительство на Курилах, заявила о потребности в 165 сотрудниках. Речь идет о рабочих профессиях: мастер отделки фасада, штукатурщик и прочие.
Светлана Удалова
— Я говорю — хорошо, у меня есть бригада. Вы готовы оплатить людям билеты, предоставить проживание в общежитии или еще где-то? Люди готовы приехать на вахту, но многие в принципе готовы остаться, если им понравится. У них нет лишних денег, чтобы приехать за свои и понять, подходит им эта работа или нет. И все 16 организаций сказали — нет, у нас денег нет. Рабочие нам нужны, но оплатить мы не можем, — рассказала Светлана Удалова
.
Она не понимает, если у нас действительно такой дефицит кадров, почему нельзя сразу включить в проектно-сметную документацию расходы, связанные с подбором, перемещением и проживанием строителей. Это ускорило бы и сдачу объектов, и качество строительства в том числе, уверена Удалова. Можно привезти людей из любого региона, грамотных, квалифицированных, но сами они не доедут, учитывая стоимость авиабилетов.
Конечно, все это должно закладываться в ПСД, согласился глава ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Иначе получается, как на Парамушире. Там практически одновременно взялись строить школу, больницу и пять домов. Заказчик — правительство Сахалинской области.
— Ну надо же голову иметь на плечах, чтобы развернуть такое строительство на острове, где нет рабочих, — недоумевает Мозолевский. — Их нужно туда привозить. Не разработан был проект организации работы на Парамушире. Если бы в проект были заложены и перевозка людей, и мобилизация техники… Но заказчик сам по себе, он от этого дистанцируется, и получается, что это дело подрядчика. Но при чем тут подрядчик? Он зарабатывает деньги, а оказывается вынужден тратить, чтобы людей туда привозить.
Глава ассоциации напомнил об иностранных компаниях и их подходе к работе на сахалинском шельфе. Это был пример перед нашими глазами, школа, в которой мы ничему не научились, а ведь можно было перенять подход и принципы работы: если не строить городки для рабочих, то хотя бы селить людей в человеческие условия, не перекладывая эти заботы на плечи подрядчика. Деньги на такие расходы должны быть заложены в смете объекта, это нормальное планирование работы. А сейчас получается так, что для привозного скота на Сахалине строят суперсовременные коровники, а приезжающих строителей селят не пойми где. И никому нет дела, как они моются, что и в каких условиях едят, на чем спят. И никто не проверяет ни условия жизни, ни уровень зарплаты строителей, который в статистике преувеличен.
— Мы строим кванториумы, детские сады с бассейнами, а строители должны жить в землянках. И все от этого открещиваются, как черт от ладана, — сказал Мозолевский.
Он не согласен с мнением, что нужен нормативно-правовой акт, приказ губернатора — какой-то призыв сверху. В области, по сути, один заказчик — ПСО, все остальные выполняют его волю, так что все в руках правительства и без каких-то дополнительных актов и приказов. Главное — чтобы заказчик дал задание проектировщику включать в ПСД все, что касается доставки строителей на объект и условий проживания. Сейчас же в документации внимание уделяется любой мелочи, но только не людям.
Позицией профсоюзов в этом отношении Мозолевский не доволен. Он считает ее пассивной, а профсоюзы говорят в свою очередь, что переживают сейчас сложный период.
Наталья Голубкова
ИА Sakh.com ССЫЛКА