30 июля УФАС по Сахалинской области отказало МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска, которое в одностороннем порядке расторгло контракт с ООО «ЖилСтройСервис» (член Ассоциации «Сахалинстрой») и подало заявление о включении его в Реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольное ведомство признало, что подрядчик действовал профессионально, а заказчик не исполнил свои обязанности по созданию условий для выполнения работ и не принял мер к расторжению контракта по соглашению сторон.
«Яблоком раздора» между техническим заказчиком и подрядчиком традиционно стала неполная проектная документация. МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска (заказчик) провело закупку по объекту «Капитальный ремонт инженерно-защитного сооружения МКД № 17 по ул. Коммунистической в селе Синегорск».
Заказчик изначально не обеспечил подготовку надлежащей проектной документации по ремонту инженерно-защитного сооружения, включая:
- демонтаж подпорной стенки и тротуара;
- усиление существующей подпорной стенки;
- устройство нового участка подпорной стенки и ее ограждения;
- устройство нового тротуара.
«Недомолвки» в проекте начались сразу с аукционной документации, где присутствовала ссылка проектировщика ООО «ПромСтройПроект» (г. Благовещенск) о выполнении указанного проекта на основании акта обследования от сентября 2022 года. В закупочном пакете данный документ почему-то не разместили.
После заключения муниципального контракта от 09.04.2024 № 032-010-24 с ООО «ЖилСтройСервис» заказчик передал указанный Акт в рабочем порядке. То есть не дал времени подрядчику до подписания контракта сопоставить проектную документацию с результатами технического обследования площадки и необходимости выполнения работ с учётом существующих наземных и подземных сооружений.
Далее подрядчик ООО «ЖилСтройСервис» выяснил, что существуют инженерные изыскания, выполненные еще в 2022 году по данному объекту. По итогу их изучения подрядчик совместно со специалистами Ассоциации выявил, что проектировщик не использовал в полном объёме инженерные изыскания 2022 года. Некоторых необходимых разделов и многих технических решений в проектной документации просто не было в наличии.
Подрядчик методично в течение 3-х месяцев вел переписку с заказчиком по недостаткам проектной документации. Но МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска лишь устно указало ООО «ЖилСтройСервис» проводить работы по представленной проектной документации, не учитывая следующие риски:
- Невозможно было одновременно выполнять работы и обеспечить безопасное движение транспорта и пешеходов по прилегающей узкой поселковой дороге.
- В ПОСе и в проекте рядом с сооружением не было учтено прохождение поселковой канализации (ее, возможно, нужно было переносить).
- Такие же проблемы имелись и с запроектированными грунтовыми анкерами, которые должны удерживать подпорную стену.
Бездействие заказчика подтвердило отсутствие мотивированного ответа в адрес подрядчика на его вопросы к проектной документации и на уведомление ООО «ЖилСтройСервис» о вынужденном приостановлении начала работ.
В ответ на заявленные недостатки в проектной документации и предложение по расторжению контракта по соглашению сторон заказчик безапелляционно ответил решением об одностороннем расторжении контракта.
– Расторжение контракта, по нашему убеждению, – всегда трагедия заказчика, который в установленный городской программой срок не обеспечит окончание запланированных работ, чем сорвёт обещание руководства муниципалитета обеспечить жителям безопасное передвижение по этому проезду и тротуару. Для подрядчика, который должен извлекать из своей деятельности прибыль, заказчик расторжением контракта причинил убытки, – прокомментировал руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.
С 29 по 30 июля 2024 года в УФАС по Сахалинской области рассматривали вопрос о включении сведений о члене Ассоциации «Сахалинстрой» ООО «ЖилСтройСервис» в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Ассоциация «Сахалинстрой» представила комиссии УФАС следующие аргументы в защиту своего члена:
- Технический заказчик города Южно-Сахалинска не обеспечил надлежащий контроль состава и содержания проектной документации, особенно при разработке ПОС проекта.
- Не разработал и не учёл сложности обеспечения потребности населения в доступности жилых домов, не говоря о возможности проезда автомобилей, в том числе машин скорой помощи, пожарных машин и спецмашин) во время проведения капитального ремонта (реконструкции) данного объекта.
На вопрос комиссии УФАС о том, сможет ли иной подрядчик по данному проекту выполнить работы, представитель заказчика затруднился ответить, пояснив, что не является квалифицированным специалистом в строительном деле.
В итоге антимонопольное ведомство отказало заказчику города Южно-Сахалинска в удовлетворении требования внести подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Теперь Ассоциация «Сахалинстрой» вместе с подрядчиком представит заказчику иск о взыскании в судебном порядке реального ущерба и упущенной выгоды. В том числе и компенсации затрат на приобретение банковской гарантии при заключении рассматриваемого контракта. Тем более, что заказчик не предусмотрел в смете контракта компенсацию данных затрат в соответствии с Методикой определения сметной стоимости, утвержденной приказом Минстроя России №421/пр.
.