Навигация
Саморегулируемые организации обязаны стать полноправными стейкхолдерами в реальном проектном управлении в строительстве
Саморегулируемые организации обязаны стать полноправными стейкхолдерами в реальном проектном управлении в строительстве

Считает генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.

6 июля 2009 года НП «Сахалинстрой» получило статус саморегулируемой организации (СРО) и было внесено в Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. О тернистом пути развития института саморегулирования в строительстве накануне профессионального праздника размышляет руководитель одной из самых активных СРО в России Валерий Мозолевский.

Достигнуты ли цели создания СРО в строительстве?

 

В 2009 году Правительство Российской Федерации признало лицензирование участников строительной деятельности неэффективным инструментом их регулирования.

 

Институт лицензирования в строительстве умер, родилось саморегулирование!

 

Что же это дало? Мы всегда ожидаем, что все задуманное, особенно принятое Правительством сверху, должно идти быстро. Приняли решение днем, утром просыпаемся и – ничего не произошло, продолжаем жить как бы во вчерашнем дне. То же самое произошло и с саморегулированием в строительстве.

 

Субъект, выдаваемый разрешения изменился, а изыскательские, проектные, строительные организации, заказчики, органы управления и контроля, взаимоотношения между ними, действие органов контроля и управления остались прежними.

 

Необходимо знать и помнить, что развитие системы саморегулируемых организаций отраслей экономики Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было определено, как одно из пяти приоритетных направлений административной реформы в Указе № 824 от 23 июля 2003 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». 

 

Кроме того, в Постановлении Конституционного суда РФ №12-ПП от 19.12.2005 года было указано:

саморегулирование – это такая же форма государственного регулирования, но только через организации, отвечающие специальным критериям.

Возложение на саморегулируемые организации функций контроля за деятельностью своих членов является определенной модификацией контрольной деятельности государства.

При этом государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

То есть устанавливать квалификационные и иные требования для работников таких организаций.

 

Прошло 15 лет. Да, многие вопросы мы, как саморегулируемая организация, в своем регионе, решаем и порешали, но большинство коренных проблем и сегодня мешают эффективно работать членам Ассоциации — застройщикам и особенно подрядным организациям.

 

 

О проектном управлении в строительстве

Проектное управление – уникальный вид руководства. В его основе лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные ещё в 30-50-е годы прошлого века.

 

В 1999 году Госстрой России рекомендовал для применения «Рекомендации по деятельности управляющего проектом при разработке и реализации проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (МДС -11-2.99), которые основываются на действующем законодательстве и учитывают отечественный и зарубежный опыт управления проектами.

 

В 2014 году Министерство экономического развития Российской Федерации выпустило Распоряжение от 14.04.2014 года N 26Р-АУ «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», в котором были определены Основные цели внедрения проектного управления. Среди которых самое ценное:

«повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействие с подрядными организациями, привлекаемыми органом исполнительной власти, за счет использования единых подходов проектного управления».

 

Проектное управление сродни саморегулированию. Это организация взаимоотношений, учёт и использование прав и обязанностей участников реализации проекта на всех стадиях его жизни.

 

И вот прошло 10 лет. К большому сожалению, реальное проектное управление в строительстве от стадии его инициации и планирования, проведения изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и до ввода его в эксплуатацию остановилось на горизонтали планирования и отчётности региональных правительств и муниципалитетов.

 

01 сентября 2023 года был введён Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57363-2023 «Управление проектами в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)». Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве.

 

До настоящего времени проектное управление так и не опустилось на уровень деятельности технических заказчиков, изыскателей, проектировщиков. А это самые ответственные этапы в строительной деятельности, когда надо было бы квалифицированным специалистам региональных и муниципальных заказчиков, не говоря уж об отдельных учреждениях, вылавливать возможные риски, исправление которых уже на стадии строительства в большинстве случаях обходится очень дорого, срываются сроки реализации и часто расторгаются контракты.

 

И сегодня в контрактах и при выполнении работ не появились РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТОВ, которые должны отвечать за их реализацию. Также не появились в контрактах и при взаимоотношениях сторон ГЛАВНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ ПРОЕКТОВ при изысканиях, архитектурно-строительного проектирования и при обеспечении выполнения строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

 

Заказчики вместе с ГРБС подключаются к управлению процессам уже на стадии строительства с использованием, например на Сахалине, платформы строительных сервисов. Однако, чаще всего уже «больного проекта», так как в абсолютном большинстве случаев заказчики видят результаты изысканий и проектную документацию только после государственной экспертизы, которую, не посмотрев, кладут на полку, или «также не глядя» выставляют сразу на закупки. Поэтому на этапе изысканий и проектирования сейчас наблюдается управленческий провал и консервация рисков реализации проектов. У заказчиков просто отсутствуют необходимые квалифицированные специалисты, а на десятки имеющихся муниципальных и государственных технических заказчиков в регионах просто нет таких специалистов на территориях.

 

У нас возникает закономерный вопрос. Если в Градостроительном Кодексе РФ и в законе № 315-ФЗ «О саморегулируемых организаций» указано на необходимость взаимодействия СРО с органами власти всех уровней и об ответственности саморегулируемых организаций за исполнение обязательств по контрактах своими членами, то почему саморегулируемые организации (их представители) не включаются в проектные офисы отдельных проектов (объектов) и в проектные команды программ? Ведь в соответствии федеральных законов, СРО являются законными стейкхолдерами проектной деятельности в строительстве!

 

Большинство чиновников – представителей госструктур и муниципалитетов спустя 15 лет после отмены лицензирования, не понимают целей саморегулирования и не признают его значимость. И только, когда заказчика «прижмет» угроза неисполнения контракта, он вспоминает о Градостроительном Кодексе и статье об ответственности СРО или ФЗ -315.

 

В обыденной жизни, когда необходимо организовать управление производственными процессами и, в первую очередь, максимально учесть риски при планировании и исполнении контракта, заказчики непонятно зачем сокращают сроки изысканий и проектирования, чтобы начать быстрее строить. А ведь именно в изысканиях и проектировании таятся основные риски, которые будут мешать реализации проекта строительства в будущем.

 

В России действуют отдельные СРО изыскателей, проектировщиков и строителей. Тем не менее, в большинстве случаев на судах претензии заказчика предъявляются исключительно к строителям. У заказчиков появилась, как мы считаем, глупая отмазка: «Мол ты видел проектную документацию, когда подписывал контракт? Теперь отвечай за его исполнение!».

 

Подождите! Проектную документацию год и дольше делают специалисты проектных организаций, членов СРО проектировщиков. Госэкспертиза этой проектной документации и сметы сегодня может длиться 40 -60 и более 100 дней! Проверяют материалы изысканий и проектную документацию и сметы аттестованные Минстроем России эксперты!

 

Строительная организация – не член СРО проектировщиков. У неё есть специалисты по организации строительства. Они не могут и не должны сомневаться в Положительном заключении госэкспертизы. И главное — строительный подрядчик получает от заказчика проектную и рабочую документация со штампом «В производство работ». Почему подрядчик должен не верить Госэкспертизе, проектной организации и заказчику? Они разве должны быть под подозрением у подрядчика? А почему? Где, в каком нормативном документе написано, что подрядчик обязан проводить свою экспертизу всех материалов, которые передаёт заказчик?

 

Специалисты подрядной организации строителей обязаны организовать работу по реализации проектных решений при исполнении контракта.

 

В Японии, например, есть правило – проектная и рабочая документация должны быть такими, чтобы подрядчик строил, как дети собирают конструктор LEGO. То есть задача строителя – строить в соответствии проекта, а не исправлять недостатки в проектной и сметной документации. Вот поэтому в Стране Восходящего солнца производительность труда в разы выше, нежели у нас.

 

Задача СРО – защита законных интересов и прав как своих членов, так и потребителей. СРО отвечает за тот продукт, который строители сдают заказчику и далее в эксплуатацию. Отвечает Компенсационным Фондом.

 

И вот это осознание необходимости смелее внедрять проектное управление на уровень реального производства, а не только на уровне планирования и контроля органами власти и управления, понимание совместной ответственности стейкхолдеров проектов за 15 лет саморегулирования в строительстве еще не «снизошло» на всех участников. Однако, мы работаем над этим. Я верю, что это произойдет. В менталитете или в «душе» сложно что-то поменять, но «вода и камень точит»!

 

Сегодня одна из главных задач саморегулирования в строительстве – изменить отношение правительства регионов, эксплуатантов, населения, проектировщиков, изыскателей, строительных организаций, ресурсников к организации проектного управления в строительстве при исполнении контрактов. Выявлять и учитывать риски на всех этапах, особенно на этапах инициации, планирования, изысканий и проектирования, когда любые изменения можно провести быстро и недорого. Если мы эти изменения переносим на этап строительства – тогда «поздно пить боржоми»! Тогда для внесения изменений необходимы большие деньги и время.

 

Вера в то, что саморегулирование в строительстве будет понято и признано всеми уровнями власти и управления, что саморегулируемые организации будут входить в проектные комитеты, есть в нашей Ассоциации. Это не то, что желание – это наша судьба! Нам: населению, строителям, муниципальным и областным властям предстоит менять окружающий мир под новые условия с учётом реалий саморегулирования и внедрения настоящего проектного управления.

 

Сахалинцы видят, как за последние 10 лет похорошел и вырос Южно-Сахалинск: появились современные жилые кварталы, новые школы, детские сады, больницы, культурные учреждения. Активно формируется комфортная городская среда – без барьеров и бордюров. Большие изменения происходят в облике городов и поселков Сахалинской области. Все вокруг нас, кроме природных ландшафтов, сделали и делают строители! Верим, что темпы улучшения жизни населения Сахалинской области будут зримо нарастать. Для этого и работаем.

 

 

О кадрах в строительной отрасли

 

В преддверии Дня строителя еще больнее и острее звучит кадровый вопрос Дефицит кадров – проблема везде, но в строительстве особенно.

 

Почему молодежь, да и старшее население не идут работать на стройку? А я отвечаю:

А вы подумайте, родители, когда видят социально-бытовые условия на строительных площадках, отправят ли своего ребенка на стройку? Да еще, если узнают, что работают в субботу и в воскресенье по 10-11 часов! Какие родители сегодня посоветуют своему ребенку выбрать профессию строителя?

 

Я сейчас «бьюсь» на региональных площадках власти, чтобы работал вахтовый метод организации работ. Если мэр планирует построить в своём районе, например, детский сад и у него нет своих строительных организаций, которые могут это сделать, тогда он обязан решить, где и как будут расквартированы строители в необходимом количестве. Кто будет обслуживать вахтовый посёлок или съемные квартиры? Где и как эти герои будут питаться, мыться и т.д? И это всё должно быть отражено в ПОС проекта и в смете. Говорю руководителям заказчиков и подрядчиков, что на стройке должны быть созданы такие условия, чтобы строитель, отработав 8-10 часов, помылся в душе, надел костюм и пошел, например, в кинотеатр. Так было в советское время, это было на Сахалинском шельфе, где государство или инвестор, заказчик предъявляли высокие требования к социально-бытовым условиям рабочих.

 

Квалифицированный рабочий – это главный человек на стройке!

 

Сегодня мы: правительство, СРО, заказчики должны создать «человеческие» условия труда на стройке, чтобы молодежь туда стремилась. Ведь если смотреть на заработную плату в сметах, то она вполне достойная!

 

Например, среднемесячная оплата труда рабочего 4 разряда в сметной стоимости объектов в строительстве Сахалинской области в 1-ом квартале 2024 года составила от 127 700 рублей до 158 136 рублей в зависимости от ценовой зоны (от Южно-Сахалинска до Курильских островов). Другое дело, как эта заработная плата выплачивается работодателем? И вот тут большое влияние сказываются административные барьеры из-за низкой квалификации специалистов заказчиков и проектировщиков, когда они разрабатывают некачественные проекты организации работ, не учитывают особые условия выполнения работ, большие объёмы транспортных расходов, прочие расходы в 9-й главе сводного сметного расчёта и затраты в размере минимум 10%. Все эти затраты подрядчик, часто вынужден по вине заказчика компенсировать за счёт фонда оплаты труда в смете.

 

И в этом случае нужно применять зарубежную практику, когда при государственных муниципальных закупках идет жесткий контроль начисляемой заработной платы. Если ты не выплачиваешь установленную государством ежемесячную зарплату, заложенную в смете, то теряешь право участия в муниципальных и государственных закупках на три года!

 

У нас есть размеры расчётной заработной платы, однако не установлен орган, который бы ежемесячно принимал бы от всех подрядчиков ведомости о начисленной заработной платы за каждые две недели.

 

Еще одно подспорье в решении выплаты зарплаты согласно смете – профсоюз. Я постоянно говорю руководителям, что профсоюз – ваш помощник. Если вам неудобно или вы боитесь заказчика (а это часто бывает), то ваш профсоюзный работник вместе с вами будет добиваться нормальных условий в контракте и наполнения сметы – ему терять нечего. Когда профсоюз говорит, что в смете учтены все расходы, теперь профсоюз переходит защищать рабочих, контролирует и помогает тебе в соблюдении культуры производства, в охране труда, в создание нормальных социально-бытовых условий.

 

Это тоже элемент проектного управления, когда все интересанты работают вместе на конечный продукт.

 

О «презумпции виновности» подрядчика

 

Прошло 15 лет, как стартовало саморегулирование в строительстве, а некачественная проектная документация – остается этакой данностью, элементом административного давления на строительных подрядчиков. При этом, когда выявляются недостатки в проекте или в смете, то подрядчику пеняют, что, если подписал контракт, то он за все в ответе! Это неправильно! Это какой-то, почему-то многими принятый паразитизм со стороны заказчика!

 

По Градостроительному кодексу по всем «нормативкам» реализует проект заказчик, а подрядчик выполняет строительно-монтажные работы. Поэтому вся ответственность на заказчике – от инициации проекта и до ввода объекта в эксплуатацию.

 

Я убежден, что расторжение контракта, по чьей бы то ни было инициативе – это трагедия заказчика:

  • Он не выполняет контракт в срок
  • Он не выполняет контракт за выделенные деньги
  • Он подводит мэра или губернатора, так как не выполняется обязательство перед населением и в отчётах в Правительство России.

Подрядчик расторг контракт, получил деньги и ушел. А заказчик не знает, что дальше с этим объектом делать. Зачастую он пытается взвалить вину на бывшего подрядчика. Но заказчик инициировал этот проект, и он единственный виноват в том, что его не реализовал.

 

Наш губернатор Валерий Игоревич Лимаренко, как строитель понимает, за что отвечает. И когда на Инвестиционном Совете заказчики поднимают тему о расторжении контракта, он предупреждает: «Вы, осторожнее! Берегите подрядчика! Мне необходимо выполнять программы развития и договоренности с населением. С кем вы будете это делать?».

 

В советское время подрядчики и строители считались особой кастой. Вторые по зарплате, на первом месте – шахтеры. Строителям выделяли 5% от вводимого жилья. То есть, кто хотел получить квартиру – шел на стройку. И условия жизни и работы на строительстве были несоизмеримы с сегодняшними. Хотя и тогда не хватало людей. Все-таки – это тяжелый труд на стройке: дождь, ветер, снег, жара, ночь, выходные дни. Рабочих нужно беречь! А руководители строительных компаний, по-моему мнению, сегодня просто – герои при таком дефиците рабочих и специалистов, не говоря уж о квалифицированных. С ними работать надо – помогать, а не гонять как «сидоровых коз».

Мы, как саморегулируемая организация, продолжаем контролировать ход реализации объектов, которые строят или ремонтируют наши члены. Выезжаем на стройплощадки, информируем на рабочих группах в областном правительстве и Инвестиционном Совете при губернаторе о рисках срыва графиков работ и сроков ввода объекта.

 

Еще в 2015 году президент России Владимир Путин дал задание создавать службы Единого заказчика. На Сахалине до сих пор этого не сделано. Ассоциация «Сахалинстрой» уже было добилась, что контракты на строительство свыше 100 млн. рублей выполняет исключительно областная дирекция по строительству. Но к реализации этого поручения губернатора пока не пришли. Мы считаем, что необходимо передать всю стройку в область – в службу единого заказчика. И чем быстрее, тем всем будет спокойней и надёжней. Как это сделано во многих регионах. Например, в Тюмени.

 

Однако, мы над этим работаем. Еще раз повторю, что как «вода камень точит», так и Ассоциация «Сахалинстрой» настойчиво работает с региональными и федеральными органами власти, используя все инструменты убеждения, доказательства и возможности саморегулирования.

 

Ориентиром для активной деятельности нашей саморегулируемой организации считаю положения статьи президента России Владимира Путина «Демократия и качество государства» (газета «Коммерсант» 2012 год). В частности цитату: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России».

 

Поздравляю всех коллег с праздником Днем Строителя! Желаю всем крепкого здоровья, счастья и удачи! Все в наших силах!