Навигация
Ассоциация «Сахалинстрой» 15 лет на защите строительной отрасли: история развития СРО
Ассоциация «Сахалинстрой» 15 лет на защите строительной отрасли: история развития СРО

Первой саморегулируемой организации строителей на Сахалине исполнилось 15 лет: с 2008 года стартовал отсчет истории НП «Сахалинстрой». Глава СРО Валерий Мозолевский рассказал Sakh.online о том, чего удалось достичь за эти годы, а также поделился задачами и перспективами саморегулирования.

— Валерий Павлович, здравствуйте! Сегодня, 1 ноября, Ассоциация «Сахалинстрой» отмечает 15-летие со дня основания. Расскажите, пожалуйста, об основных вехах развития организации: как она создавалась, и чего удалось добиться за эти годы?

— История начинается с 3 октября 2008 года, когда четыре инициатора, в числе которых три учредителя некоммерческого партнерства (НП) — руководитель ООО «Специализированное управление № 4» Юрий Куль, СКФ «Сфера» — Андрей Залпин, ЗАО «Дальэлектромонтаж» — Григорий Юзефович и я — приняли решение о создании некоммерческого партнерства строителей Сахалинской области, НП «Сахалинстрой» с целью получить статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

 

Уже 1 ноября 2008 года мы зарегистрировали некоммерческую организацию под названием «Сахалинстрой». Причем наименование партнерства появилось раньше, чем сама организация. Ранее, еще в 80-90-х годах прошлого века, на Сахалине существовало главное управление по строительству («Главсахалинстрой»). Я предложил сразу занять это название. Как говорится: «„Главсахалинстрой“ умер, да здравствует „Сахалинстрой“!». В любом случае здесь сработала инерция памяти. Ведь нам необходимо было не только что-то создать, а сделать так, чтобы нас восприняли в Сахалинской общественной среде, в особенности — в профессиональной.

 

В результате по итогам решения учредительного собрания в октябре 2008 года меня назначили генеральным директором партнерства. Так 5 декабря 2008 года в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж» мы вместе с администрацией Сахалинской области провели открытое совещание с участниками строительного комплекса региона, где рассказали о саморегулировании в строительстве и его главной цели — защите прав и законных интересов строителей. Это был своеобразный старт формирования системы СРО в области. Уже 10 декабря мы начали принимать в члены НП «Сахалинстрой» с уплатой взносов в компенсационный фонд СРО, а 24 апреля 2009 года в Южно-Сахалинске прошло годовое общее собрание членов ассоциации. На тот момент в некоммерческом партнерстве состояло 119 сахалинских строительных компаний. Тогда мы «доутвердили» внутренние документы партнерства, обновленный устав, документы о компенсационном фонде и приняли решение направить в Ростехнадзор пакет документов на включение партнерства «Сахалинское региональное объединение строителей» в государственный реестр саморегулируемых организаций.

 

Благодаря слаженной работе нашей команды 6 июля 2009 года, после успешного прохождения проверки Ростехнадзора, нас включили в Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

 

— Известно, что в 2008-2009 годах представители федерального и регионального лицензионного центра (ФЛЦ) сопротивлялись появлению системы саморегулирования. Могло ли все быть иначе? 

 

— Сопротивление было действительно очень серьезное. Многие, особенно мелкие строительные организации не понимали разницы между государственным лицензированием и участием в деятельности саморегулируемой организации. Так, некоторые пошли по привычному пути — просто покупали свидетельство о допуске к работе, как ранее лицензию.

 

Мы всегда говорили, что должны быть региональные саморегулируемые организации, но в то время приняли закон, согласно которому любая строительная фирма могла вступить в любую саморегулируемую организацию России. И только в начале 2010 года, когда отменили лицензирование строительной деятельности, в нашей саморегулируемой организации состояло около 230 строительных организаций, остальные сахалинские компании ушли в филиал СРО «Алтайские строители».

 

— Это переменная величина. Все зависит от стоящих задач по развитию саморегулирования, перехода на цифровые модели в управлении и взаимоотношениях с членами Ассоциации, изменений в законодательстве. У нас раньше было 24 специалиста в штате, а сейчас 19 при двух вакансиях. Каждый из сотрудников по-своему уникален. По моему опыту, для подготовки специалиста в ассоциации необходима упорная работа в течение нескольких лет — минимум три года.

 

— Вы ставите во главу угла работы СРО человека, его интересы и проблемы. Почему именно такой приоритет?

— Человек — главное звено в любом процессе. Как у саморегулируемой организации, у нас есть обязанность разрабатывать стандарты деятельности ассоциации, наших членов, а также организовывать контроль исполнения этих стандартов с точки зрения защиты интересов и потребителей. То есть мы защищаем интересы своих членов и потребителей их услуг. В этом смысл нашей деятельности.

 

Конечно, мы отслеживаем выполнение обязательств наших членов по контрактам, в том числе и по срокам. Разбираемся в нарушениях, действительно ли виноват сам член ассоциации или это произошло по вине заказчика или других организаций.

 

Я убежден, что любой внешний контроль, будь то государственный или муниципальный, направлен на помощь контролируемому лицу. Мы всегда говорим строителям: «Сообщайте, какие есть вопросы и сомнения при исполнении контрактов, присылайте в копии переписку с заказчиками или другими интересантами исполнения контрактов, чтобы мы смогли вовремя помочь».

 

— Все ли сообщают вам о возможных проблемах?

— Проблема с обратной связью имеет место быть. На общих собраниях, конференциях, заседаниях правления, при личных встречах на объектах строительства или у нас в офисе регулярно об этом говорю нашим руководителям или их представителям. Однако чаще всего строители обращаются в ассоциацию, когда уже поздновато. Складывается впечатление, что строители запуганы заказчиками, считают, что лучше с ними не спорить или не предъявлять претензии по качеству, например, проектной документации.

 

Я всегда привожу пример: «Самый глупый заяц — это тот, который думает, что если хорошо себя вести, то волки не посмеют его съесть». Это высказывание полностью описывает многих руководителей наших подрядчиков. Не надо просто хорошо себя вести, необходимо выполнять контракт в полном объеме, и по проблемным вопросам сразу обращаться в ассоциацию.

 

Также на особом контроле в ассоциации находятся члены, неоднократно допустившие просрочку исполнения контрактов. Бывает, что мы вынуждены исключать членов, которые нарушают правила ассоциации и подводят ее имидж. Ведь, если репутация у организации отрицательная, она будет транслироваться и на всех наших членов.

 

— Что такое общественный контроль СРО? На кого он направлен?

— Общественный контроль саморегулируемой организации — это важнейший элемент защиты законных интересов и прав членов ассоциации. Он направлен, в том числе, и на защиту прав жильцов при капитальном ремонте многоквартирных домов (МКД). У нас есть утвержденные положения об общественном контроле ассоциации и о работе с жалобами. Если мы не будем влиять на правильность выполнения работ другими организациями, в том числе техническими заказчиками, муниципалитетами, как нам тогда требовать со своих? К слову, координатор по общественному контролю ассоциации является еще председателем общественного Совета УФАС по Сахалинской области.

 

 

— Расскажите о знаковых достижения вашей организации? На чем делаете акцент в своей работе?

— Меня часто называют основным сторонником регионализации саморегулирования в строительстве. В зародыше саморегулирования предусматривалась региональная структура. Так построены все общественные организации в России и контролирующие органы. Однако под давлением коммерческих лоббистов, при обсуждении законопроекта была принята, по моему мнению, глупая и вредная межрегиональная структура саморегулирования в строительной сфере деятельности.

 

На тот момент сахалинская саморегулируемая организация была единственной в стране. Мы постоянно твердили и доказывали на площадках разных уровней, что нужна регионализация саморегулирования в строительстве. Должен отметить, что это идея — ровесница саморегулирования в мире. Ни в одной из существующих в мире трактовок и не допускается множественность СРО в пределах одного субъекта федерации. Федеральная антимонопольная служба также поддерживала региональный принцип построения СРО в строительстве.

 

Потребовалось несколько лет настойчивой работы по достижению понимания необходимости регионализации саморегулирования в сфере строительства. Все вокруг были против, но мы все-таки добились регионализации.

— Возвращаясь к поправкам в градостроительном законодательстве. Валерий Павлович, зачем необходима регионализация саморегулирования? Какую пользу получает строительная организация?

 

— Если взять мировую практику, институт саморегулирования — довольно давний и сформировавшийся управленческий инструмент. Стратегической задачей саморегулирования является максимальное снятие контролирующих функций с государства и возложение их на тех, кто непосредственно участвует в той или иной деятельности. По сути, это самостоятельная инициативная деятельность по разработке и установлению стандартов и правил в определенной области деятельности, и контролю за обязательным их соблюдением всеми участниками.

 

В зарубежных странах с развитой экономикой практически любой вид деятельности или бизнеса контролируется на уровне саморегулирования. Россия в этой сфере тоже не новичок. Исторически саморегулирование восходит к становлению и развитию ремесленничества в ранних средних веках.

 

В современной России переломным моментом стало заседание Государственного совета по вопросам строительной отрасли при президенте России Владимире Путине в 2016 году. Тогда глава государства вынес весьма жесткую оценку существующему состоянию саморегулирования в строительстве и дал поручение регионализировать саморегулируемые организации строителей. Большую роль в этом сыграл и президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), бывший сенатор Совета Федерации Андрей Молчанов, который на Государственном совете тоже выступил за регионализацию СРО. В этом, была и наша заслуга. Именно сахалинские саморегуляторы на протяжении семи лет вспахивали и удобряли почву, посеяв семена регионализации.

 

— Ваша организация занимается популяризацией профессии строителя на Сахалине. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество», о применении цифровых технологий и технологий информационного моделирования.

— С начала 2019 года на базе Политехнического колледжа СахГУ и Сахалинского техникума строительства и ЖКХ мы проводим для студентов учебные семинары, на которых изучают теорию и практику стройконтроля при реализации различных видов работ в строительстве и проектировании. Основная задача нашего образовательного проекта — повышение интереса у студентов строительных специальностей к капитальному ремонту многоэтажных домов, благоустройству дворовых территорий, скверов и парков, дорожному строительству.

 

Сначала ребята изучают стандарты и нормативные документы в строительстве, затем под руководством наставников и инструкторов производственного обучения — специалистов администрации и членов ассоциации «Сахалинстрой» — проводят строительный контроль при благоустройстве общественных пространств и транспортной инфраструктуры Южно-Сахалинска.

 

В отношении технологий информационного моделирования — мы понимаем важность их внедрения на уровне изыскательских, проектных и строительных организаций. Ведь без инженерной мысли, без цифровизации всех процессов дальше эффективно работать нельзя. В большинстве развитых странах мира производительность труда в строительстве выше восемь раз. Без реального внедрения стандартов и правил проектного управления изменить сложившуюся ситуацию невозможно. Поэтому в ассоциации проводится большая работа, направленная на популяризацию BIM-технологий и поиск решений по оптимизации процессов внедрения у студентов. Конечно, техникум дает пока базовые знания, но мы должны прийти к тому, чтобы выпускник был востребован в цифровой реальности строительной сферы Сахалинской области. Ребята должны уметь работать в среде общих данных (СОД) всех участников BIM-процесса — заказчиков, изыскателей, проектировщиков, подрядчиков-строителей, а также понимать содержание и смысл BIM-стандартов заказчика для их реализации.

 

Сейчас мы инициируем создание Сахалинского центра развития BIM-технологий, объединив интеллектуальный потенциал Сахалинского строительного техникума, СахГУ и других учебных и научных центров области с привлечением ведущих разработчиков программного обеспечения и специалистов проектного управления.

 

— Какие вы видите пути решения проблемы подготовки профессиональных кадров в строительстве?

— Ассоциация регулярно ставит эти вопросы перед губернатором области Валерием Лимаренко. И с 2019 года мы достаточно хорошо продвинулась в этом направлении. Популяризация строительных профессий и повышение их престижа, подготовка молодых кадров с последующим трудоустройством в профильные организации Сахалинской области стали важными направлениями в деятельности ассоциации «Сахалинстрой» в последние пять лет. Мы тесно работаем с региональным министерством образования, профильными техникумами и вузами, с агентством по развитию человеческого капитала (АРЧК). Образовательный проект ассоциации, о котором я говорил ранее, хорошая практика, которая рекомендована к тиражированию в других регионах России.

 

Кроме того, с 2021 года Сахалинский государственный университет ведет постоянный набор и обучение специалистов заказчиков и строительных организаций по направлению «Школа заказчика объектов капитального строительства», где я также преподаю. На своих лекциях я поднимаю важную тему взаимоотношений заказчиков и подрядчиков, места и роли развития саморегулирования в строительстве.

 

Хотелось бы отметить, что замечательную практику «Школы заказчика» Сахалинской области уже подхватили Федеральный центр, Московский государственный строительный университет, а также университет при министерстве строительства России.

— Расскажите, пожалуйста о том, как происходит взаимодействие ассоциации и власти. Можете дать свою оценку совместной работы.

— Да, еще одно основное направление деятельности Ассоциации — взаимодействие с органами власти на всех уровнях. Приведу один пример. Вы обратили внимание, как сегодня делают пешеходные переходы через городские улицы и через проезды в Южно-Сахалинске? А ведь 5 лет тому назад мы буквально заставляли руководство Южно-Сахалинска вести работы по реконструкции уличной дорожной сети и тротуаров города по нормам безбарьерной комфортной среду для жителей города.

 

Для этого Ассоциация вошла в общественный совет по благоустройству города. Мы плотно работаем с руководством Южно-Сахалинска в данном направлении. И скажу прямо, в 2023 году город начал на глазах преображаться. Есть еще шероховатости, однако, у руководства областного центра наступило понимание и необходимость применения положений универсального дизайна в муниципалитете.

 

Сейчас мы направили совместные усилия на обеспечение безбарьерной среды в рознично-торговой сфере, банковской сфере, аптеки, учреждения коммерческого обслуживания населения. Также стоит большая задача распространить уже наработанный опыт Южно-Сахалинска на города и поселки Сахалинской области.

 

 

— И напоследок, расскажите, пожалуйста, об основных инициативах и дальнейших планах вашей организации? Какие перспективы видите и ставите для организации?

— Сейчас главная задача — побороть инертность многих руководителей членов нашей Ассоциации.  Мы много работаем над внесением необходимых изменений в Градостроительный кодекс РФ. Например, при приеме новых членов в ряды СРО необходимо, чтобы в строительной организации было не меньше двух работников, которые входят в национальный реестр специалистов по организации строительства. Зачем?

 

Более того, нужно быть уверенными, что это не мертвые души, не люди, с купленными дипломами и не «пакеты документов». Сейчас мы добиваемся всеобщего понимания, что эти специалисты должны быть на стройке и руководить организацией выполнения подрядных договоров, а не просто числится в списках членов саморегулируемых организаций. Их фамилии в должности главных инженеров проектов, права и обязанности должны быть прописаны в контрактах, в правилах организации строительства, в журналах работ, как и руководители проектов. Наконец-то необходимо претворить в жизнь провозглашенную персонализацию ответственности организаторов строительства при принятии Федерального закона РФ № 372-ФЗ, коим были учреждены Реестры этих специалистов и был организован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

 

Сегодня Ассоциация добивается, чтобы у микробизнеса и малого бизнеса был снижен минимум до одного специалиста. Я считаю, что так будет правильно. Если у члена СРО имеется несколько контрактов, количество специалистов, членов СРО должно расти пропорционально. Главное, чтобы специалисты реализовывали проекты строительства.

 

Также в наших планах решить довольно перезревший вопрос о создании комбинированных СРО строителей, проектировщиков и изыскателей, в первую очередь на Сахалине. Государство сделало большую «ошибку», когда формально разделило строительную отрасль по видам деятельности и создало вначале три, потом согласились на два самостоятельных Национальных объединений. Сейчас настало время старта пилотного проекта по созданию Национального объединения саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей в регионе. Я считаю, что Сахалин может показать всей стране пример развития саморегулирования в разных отраслях экономики.

В решении насущных проблем отрасли я большую надежду возлагаю на всех членов Ассоциации, строительный комплекс Сахалинской области, на губернатора и правительство региона и областную Думу. Нам исполнилось 15 лет, однако, мы только в начале пути.

РИА «Сахалин-Курилы».