Навигация
Что мешает становлению и развитию саморегулирования и подрядному бизнесу в строительстве?
Что мешает становлению и развитию саморегулирования и подрядному бизнесу в строительстве?

Руководителю сахалинской СРО Валерию Мозолевскому пришлось прорываться на трибуну XIX Всероссийского съезда строительных СРО, чтобы донести министру строительства и ЖКХ РФ Владимиру Якушеву и руководству НОСТРОЙ основные причины, почему саморегулирование в строительной отрасли не развивается и позицию дальневосточников о многочисленных финансовых и бюрократических барьерах перед подрядчиками в строительстве при осуществлении конкурентных закупок.

ВП2.png



Что мешает, чтобы саморегулирование наконец-то заработало?

Валерий Мозолевский за время, которое он «вырвал» у президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, внес достаточно много важнейших предложений, в том числе и в резолюцию съезда.

Саморегулирование заработает только тогда, когда:

1.      органы власти, контроля и надзора на федеральном и, особенно, на субьектном и муниципальных уровнях будут воспринимать саморегулируемые организации в строительстве, как равноправных партнёров при выполнении программ и национальных проектов и руководствоваться положениями закона № 315-ФЗ в выстраивании отношений;

2.       руководство и члены СРО будут реально обеспечивать договорные обязательства членов СРО по подрядным договорам своим комфондом (КФ ОДО).

В настоящее время государство заблокировало становление и развитие саморегулирования в строительной отрасли, оставив после 01.07.2017 года в законе № 44-ФЗ требование к членам СРО в строительстве обеспечивать выполнение обязательств по договорам банковскими гарантиями. Сейчас по вине чиновников минстроя РФ и минэкономразвития РФ, которые по разным причинам, не воспринимают основные цели саморегулируемых организаций (п.3, части 1  ст. 55.1 ГрадКодекса РФ) и установленные этим же законом (часть 3 ст. 55.8) исчерпывающие условия на получения членом СРО строителей права на выполнение подрядных договоров в строительстве, по мнению Ассоциации, произошло два неприятных и вредных момента.

зал.png

 

Первое – участников подрядного строительного бизнеса незаконно нагрузили двойным финансовым обеспечением по одной и той же причине.

 Второе – оставив необходимость получения (покупки) банковской гарантии, они поставили преграду между заказчиками и средствами КФ ОДО, за что их уже почти три года горячо благодарят руководители многочисленных коммерческих СРО в строительстве. Комфонды надёжно защищены государством, поэтому им не остаётся ничего больше, как банкоматы развивать свой бизнес по сбору членских взносов. При этом не организовывать исполнение других функций, которые должны быть направлены именно на исполнение обязательств по контрактам. Их не волнует качество их членов, так как этими членами занимается государство, заставляя их покупать банковские гарантии и, поневоле заботясь целостностью комфондов обеспечения договорных обязательств этих СРО. Поэтому уже более 10-ти лет у подобных квази-СРО нет квалифицированного персонала.

Поэтому для эффективной деятельности и развития саморегулирования в строительстве, по мнению Ассоциации «Сахалинстрой», необходимо немедленно раскрыть КФ ОДО, убрав из закона № 44-ФЗ обязанность членов СРО в строительной отрасли дополнительно покупать банковскую гарантию. Для всех подрядных договоров. Иначе получается, что именно государство препятствует становлению и развитию саморегулирования в строительстве.

Следующее важное предложение: министерству строительства и ЖКХ России, НОСТРОЮ необходимо инкорпорировать деятельность СРО изыскателей-проектировщиков и строителей в работу штабов по исполнению программ и национальных проектов инвестиционного развития в субъектах федерации и в муниципалитетах. Сегодня по поручению Президента России, практически во всех регионах такие штабы работают, внедряются цифровые платформы строительных сервисов. Но, к сожалению, большинство СРО в работе этих штабов не участвуют, хотя они вместе с заказчиками и органами власти на местах должны быть задействованы в процессе управления строительной отраслью и организовывать исполнение контрактов на всех уровнях.

Мозолевский предложил изучить опыт Сахалина, где обе Ассоциации строителей — «Сахалинстрой» и «СпецСтройРеконструкция» — активно работают в команде с руководителями исполнительной власти, надзорных органов, руководителями муниципалитетов в областных и муниципальных штабах проектного управления в строительстве. Они рассматривают вопросы реализации инвестиционных Программ развития, исполнения контрактов АИП и планов капитального ремонта в муниципалитетах. Валерий Мозолевский предложил министру строительства подумать над обменом опытом регионов по организации работы таких штабов и участии в них представителей СРО строителей и проектировщиков.

ВП3.png

Вопрос оценки квалификации специалистов по организации строительства – главных инженеров проектов. Если узаконить сегодня для строителей обязательность независимой оценки квалификации – то, по мнению Ассоциации «Сахалинстрой», это может обернуться профанацией, как сегодня в большинстве случаях с обязательным повышением квалификации в строительстве по требованию ГрадКодекса РФ.

– Минстрой России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ и некоторые депутаты Государственной Думы РФ фактически признали фиаско с проведением повышения квалификации в строительстве. Все сегодня знают, что получить «липовое» свидетельство можно получить сразу после оплаты за эти «корочки». Все руководители вышеперечисленных органов знают, что это требование установлено федеральным законом. Поэтому, по нашему мнению, именно они и должны были организовать реальное повышение квалификации строителей, а после внедрения саморегулирования, особая ответственность за провал этого обязательства лежит и на национальных объединения проектировщиков и строителей (НОПРИЗ и НОСТРОЙ). Ведь сегодня в федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» установлено четыре специальности, где требуется обязательное повышение квалификации. Для специалистов в строительстве такое требование установлено в ГрадКодексе. Повышением квалификации учителей на федеральном и региональном уровнях занимаются министерства образования. В медицине – министерства здравоохранения. В транспорте (лётчики и дальнобойщики) – минтранс. В строительстве – никто. Государственную функцию подхватили коммерсанты, и мы имеем в строительстве то, что имеем.

зал3.png

Теперь, фактически те, кто провалил повышение квалификации в строительстве нам говорят, что необходимо в Градкодексе РФ установить обязательное требование к Оценке квалификации на соответствие квалификационным стандартам. Это можно интерпретировать таким образом- «мы не сумели научить – давайте принимать экзамены». Министерству строительства РФ совместно с НОСТРОЙ и НОПРИЗ необходимо в ближайшие 5-ть лет организовать реальное обязательное повышение квалификации в строительстве, как это делают Минздрав, Министерство образования и другие. Если сейчас будет узаконена обязательная оценка квалификации, боимся, что это превратится в профанацию, а те же коммерсанты от повышения квалификации будут зарабатывать ещё больше и делиться с теми, кто им такую возможность узаконил. Об этом говорит отчёт об исследовании в 16-ти странах, проведенном Международной организацией труда (МОТ) — аргументировал Мозолевский, показывая с трибуны съезда многостраничный труд международных исследователей.

ВП4.png

Руководитель «Сахалинстрой» в лоб спросил у членов президиума съезда, есть ли в России органы исполнительной власти, которые организовали бы исполнение Федерального закона, требования Трудового Кодекса РФ, поручений Президента РФ 2015 и 2018 годов относительно действенности государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях при исполнении контрактов, финансируемых из средств бюджетной системы? Из-за неурегулированности этого вопроса, строительные и проектные организации в этих районах России разваливаются и рассыпаются, а ответственные представители власти делают вид, что ничего не происходит. Валерий Мозолевский напомнил, что этот вопрос он поднял на круглом столе по ценообразованию, где руководитель правового департамента минстроя России Олег Сперанский согласился совместно работать над этой проблемой.  

И последний вопрос, который удалось озвучить Мозолевскому. —  О необходимости коренного изменения отношения к деятельности и места в строительном комплексе подрядных организаций.

– Сейчас – это, в большей части, непонятно как организованные «крепостные» образования, которых «доят» и «насилуют» заказчики, властные структуры, контрольные и надзорные органы, СРО строителей. У нас нет ни одного контракта, где подрядчик не выявлял бы дополнительные работы в размере минимум 10, а часто и более процентов от цены контракта. И при этом заказчиками не вносятся изменения в сроки исполнения контракта. На дополнительные объемы работ оплата приходит после сдачи объекта в эксплуатацию, а часто после длительных судебных процессов. У подрядчика появляются кассовые разрывы. У него просто проедаются оборотные средства. Он не может своевременно платить зарплату и закупать материалы для выполнения контракта. Необходимо с министерством строительства разрулить эту ситуацию, потому что мы просто теряем подрядчиков. Почему-то нет обязательства проектной организации дорабатывать проект по ходу строительства, зачастую сам подрядчик и готовит изменения в проект и дополнения к смете, получает обоснование достоверности сметной стоимости. Мы не понимаем ответственности НОПРИЗ и самих проектных организаций за несоответствия проектной, а особенно рабочей, документации. Особенно на выполнение работ по капитальному ремонту объектов, когда проекты разрабатывают без достаточного объёма обследования состояния объекта и его конструкций и инженерных сетей, — обратился Валерий Мозолевский к министру строительства РФ Владимиру Якушеву.

Валерий Мозолевский передал в руки министра строительства России и президенту НОСТРОЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ для нормализации процессов строительства и предложений в проект резолюции съезда.

Глушков.png