Навигация
ЧТО НЕ ТАК В ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ?
ЧТО НЕ ТАК В ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ?

В чем участники образовательного проекта Ассоциации «Сахалинстрой» пытаются убедить южно-сахалинских муниципальных чиновников и специалистов, отвечающих за безопасность пешеходов и за использование в городе велосипедного транспорта? И почему сахалинские студенты строительного направления за консультацией и помощью обращаются не в сахалинские министерства строительства, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства, а в федеральные исполнительные органы власти?

В 2020 году участники образовательного проекта «Общественный контроль в строительстве» вместе с наставниками — специалистами Ассоциации «Сахалинстрой» проинспектировали в Южно-Сахалинске около десятка объектов по благоустройству дворов и устройству пешеходной инфраструктуры. При этом в проверках участвовали представители заказчиков, проектировщиков и подрядчиков, которым сразу указывали на недостатки на объекте, несоответствие нормам и требованиям безбарьерной среды, на опасности для пешеходов и велосипедистов. По итогам инспекции студенты ПИСАЛИ обращения заказчикам и предоставляли грамотные проектные решения. Одни исполнители соглашались, но ничего не исправляли, другие – вообще не реагировали. Это и стало катализатором для студентки 4 курса строительного техникума Надежда Буримы, написавшей в Министерство строительства и ЖКХ России.

Рождестсвенская.jpg
Проверка на улице Рождественская, г. Южно-Сахалинск.

– Происходит самое страшное: студенты, которые учатся с на реальных объектах, разочаровываются в необходимости своей деятельности и заинтересованности муниципалитета в создании безопасной пешеходной среды. Городские чиновники или руководители служб заказчиков ссылаются на разработанные ранее проекты и нормы. Они абсолютно не учитывают сезонные условия Сахалина. Не знают или не понимают, что с 2018 года в области реализуется государственная программа «Формирование современной городской среды». Это касается и строительства жилых домов, и объектов социальной инфраструктуры. И как наставник проекта «Общественный контроль в строительстве» я горд, что Надежда Бурима проявила гражданскую позицию и самостоятельно попыталась изменить ситуацию с тем безобразием, которое сейчас творится при проектировании и организации, часто так называемой комфортной городской среды на Сахалине. Считаю, что письмо Минстроя России станет для мэров, ГРБС и заказчиков убедительным основанием, чтобы привести в соответствие неудобные и травмоопасные пешеходные и велопешеходные дорожки в Южно-Сахалинске, – комментирует Валерий Мозолевский.

Рождественская.jpg
ул. Рождественская, г. Южно-Сахалинск

Сейчас участники проекта планируют довести до руководства муниципалитета Южно-Сахалинска и населения Сахалинской области нормы и возможности (необходимости) организации велосипедного движения в городе, чтобы не повторять ошибки 2020 года. Например, по проспекту Мира по обе стороны отрезка улицы Рождественская (от Мира до Дзержинского) и вдоль улицы Пограничная (от ул. Горького до ул. Комсомольской) выполнена разметка с грубыми отклонениями от нормативных требований. Что создает угрозу пешеходам и велосипедистам, которые будут пользоваться размеченными участками тротуаров.

По мнению Валерия Мозолевского, это сделано бессистемно, без разработки и утверждения Положения об организации велосипедного движения в городе и в местах рекреации, без обследований специалистами дорожной инфраструктуры, без разработки проектной документации на основании этих обследований. В цивилизованном мире так не подходят к созданию велосипедной инфраструктуры и к организации движения пользователей средств индивидуальной мобильности (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и пр.).

Велосипедное движение 4.jpg
Европа, велосипедное движение

В Южно-Сахалинске до настоящего времени нет программы развития велосипедного движения и Стандарта организации велополос, велодорожек и велопешеходных дорожек, поэтому Ассоциации «Сахалинстрой» трудно вести диалог с заказчиками и подрядчиками.

– Эти все доводы заказчик игнорирует или не понимает, поэтому если вопрос не решается на региональном уровне, то я обратилась за методическими разъяснениями в Минстрой России. Какие все же нормативы по организации велопешеходных дорожек? Надеюсь, что требования в указанных ГОСТ и Сводов Правил (СП), приведенные в письме федерального ведомства, станут основой при проектировании пешеходных и велосипедных дорожек на Сахалине, – прокомментировала свою позицию будущий строитель Надежда Бурима.

Начнем с терминов и определения. Это представлено в ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования» и «Правилах дорожного движения РФ»:

• «Велосипедная дорожка» — конструктивно отдельный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенная для движения велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.

Велодорожка 1.jpg     Велодорожка.jpg

• «Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделённая от основной проезжей части горизонтальной разметкой, дорожными ограждениями и т.д. и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.

Велополоса 1.jpg    Велополоса.jpg

• «Велопешеходная дорожка» — велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.

Велопешеходная дорожка 3.jpg     Велопешеходная дорожка.jpg

• «Пешеходная дорожка» — размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.

Примечание. Тротуар — это не пешеходная дорожка

Таким образом, «полоса для велосипедистов» устраивается на проезжей части дорог общегородского значения 2-го и 3-го классов и жилых улицах и выделяется (отделяется) техническими средствами дорожного движения (см. пример на рисунке).

Осло пример.jpg     Осло.jpg
Осло, Норвегия

Для этого в городе суживаются некоторые дороги или переводятся на одностороннее движение автомобильного транспорта. Соответственно резко уменьшается поток автомобилей и кардинально увеличивается поток велосипедистов (создаются кардинальные условия увеличения движения велосипедистов).

По этому пути идут многие страны в мире для улучшения экологической обстановки в городах и здоровья населения (очищение воздуха и увеличение физической нагрузки жителями городов). Минимальная ширина полосы для велосипедистов в составе поперечного профиля дороги – 1.5 метра при одностороннем движении и по 1.00 метру при движении в двух направлениях (ширина два метра, разделённая полосой).

В Южно-Сахалинске в 2020 году без проектной документации были организованы первые велопешеходные дорожки. При этом грубо нарушили требования сводов правил и ГОСТов по минимальной ширине элементов таких дорожек и по расстоянию от них преград.

В соответствии нормам СП 34.13330.2012 (табл. 5,24) и ГОСТ 33150 (табл. 4), минимальная ширина велопешеходной дорожки с разделением пешеходного и велосипедного движения в стеснённых условиях может составлять 3,25 метра, где ширина пешеходной дорожки 1,5 метра, велосипедной – 1,75 метра.

Велосипедное движение 6.jpg

Как яркие примеры, уже «нарисованные» велопешеходные дорожки на улицах Рождественская и Пограничная.

На Пограничной целый «букет» грубейших нарушений и опасностей для пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

• пешеходное и велосипедное движение разделено опорами-столбами под дорожное освещение, что травмоопасно для участников велосипедного движения;

Пограничная.JPG
• проезжая часть для велосипедистов сужена на 0,75 метра и
пересекается пешеходным потоком на каждом пешеходном переходе в местах, неправильно организованных местных проездов (съездов);

Пограничная съезды.JPG

Пограничная 3.JPG

• велосипедная часть также суживается из-за размещённой рядом с этой дорожкой подпорной стены в районе жилых домов в районе пересечения с улицей Комсомольской, а это также минус 0, 25 метра ширины.

Пограничная стена.JPG

На улице Рождественская между пр. Мира и ул. Дзержинского нарушены требования при сопряжении тротуаров с местными проездами, что опасно как для велосипедистов, так и для пешеходов.

Рождественская ЧЕРТЕЖ.png

Рождественская велодорожка 2.jpg

Таким образом, согласно требованиям ГОСТ и Сводов правил, дополнительного разъяснения Минстроя России, велопешеходные дорожки, «нарисованные» на улицах Рождественская, Пограничная и на проспекте Мира, не соответствуют российским нормам и нарушают право сахалинцев жить в безопасной городской среде.

Примеры организации велосипедедной инфраструктуры: 

Велосипедное движение.jpg

Велосипедное движение 2.jpg

Велосипедное движение 5.jpg