Как внедрить экологичные способы борьбы с гололедом в Сахалинской области продолжают обсуждать на рабочей группе «Качество дорожных сетей и обеспечение транспортной доступности населения» в региональном правительстве. Напомним, что в конце октября текущего года руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский на заседании данной рабочей группы предложил заменить привычную, но «вредную» для обуви пешеходов и автомобилей, традиционную пескосоляную смесь на каменную крошку с местных сахалинских карьеров.
Тогда заместитель председателя областного правительства Сергей Олонцев поручил:
- Минстрою и минтрансу организовать встречу с бизнесом, который занят разработкой карьеров на территории региона, чтобы обсудить возможность организации производства каменной крошки для противогололедных мероприятий в Сахалинской области.
- Администрациям муниципалитетов Долинска, Корсакова и Холмска проинформировать, как они проводят противогололедные мероприятия в своих районах.
26 ноября состоялось очередное заседание рабочей группы под председательством Сергея Олонцева. Представители Долинского, Корсаковского и Холмского городских округов рассказали, что в борьбе с гололедом применяют традиционные материалы: песок на тротуарах, на дорогах – пескосоляную смесь.
Зампреда Сергея Олонцева доклады «не порадовали»:
Сергей Олонцев (в центре)
– Сводится к тому, что материала (отсевов) нет. Я думаю, что в Финляндии, Швеции, Дании климатические условия не лучше, чем на Сахалине. С точки зрения отрицательных температур там похлеще бывает.
Нам нужно взять хотя бы опыт, условия хранения современных противогололедных материалов. Гранитную крошку, может, и не стоит применять, а вот отсевы с карьеров мы можем выбрать и что-то посмотреть. Потому что реально зимой после холодов едешь, как по ядовитой реке, – прокомментировал зампред.
Председатель Общественного Совета по дорогам Валерий Ерохов напомнил, что в 2010-2011 годах по инициативе ООО «Востокдорстрой» в качестве эксперимента на площади Ленина в Южно-Сахалинске применяли отсев с сахалинского карьера.
Валерий Ерохов (справа)
– Может пригласить Александра Гордова (руководитель «Востокдорстрой»), они прорабатывали эту тему с «Автодором»? – предложил Валерий Ерохов.
Сергей Олонцев согласился и добавил, что нужно понять, какого размера фракции при посыпке улично-дорожной сети необходимы по нормативам. И эту работу нужно провести вместе с муниципалитетами, особенно с теми, где большие перепады по высотам на местности – это Невельск и Холмск.
Евгений Филилеев
Предложение Общественного Представителя в Сахалинской области АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Евгения Филилеева действовать «здесь и сейчас» и уйти в применении солевой части к самому минимуму инициировало еще поручение зампреда Олонцева «Управлению Сахалинавтодор»:
– Согласен нужен стандарт применения пескосоляной смеси, проведите мониторинг, как применяется и доложите мне. Также найдите норматив, если его нет, то найдите примеры.
Руководитель ГКУ «Сахдормониторинг» Александр Поколов сообщил участникам заседания, что в Южно-Сахалинске практикуется применение отсева гранитной крошки на тротуарах. В зимнее время около 57 км тротуарной части посыпается отсевом дробления с сахалинских карьеров. Используется фракция от 2,5 до 5 мм.
Александр Поколов (справа)
Также согласно ОДМ (отраслевой дорожный методический документ) против зимней скользкости на дорожном покрытии может использоваться отсев в результате дробления щебня размером фракции до 5 мм. Для предотвращения смерзания и сыпучести туда добавляется песок.
Рассказал Александр Поколов и о неудачном эксперименте в Санкт-Петербурге, где в 2012 году установили, что в период перепада температур от минусовых до плюсовых гранитная крошка или отсев не подходят для профилактики против скользкости. Также применяемый материал очень сильно засоряет систему водоотведения.
Зарубежный опыт применения гранитной крошки против скольжения показывает результаты при условиях снежного наката от 3 см, то есть на чистом асфальте гранитная крошка не работает.
По словам руководителя «Сахдормониторинг», учитывая темп движения в Южно-Сахалинске — 1,5 тысячи машин в сутки, применять отсев дробления невозможно. Его можно использовать в пригородной дорожной уличной сети либо в районах сельской местности, где слабая интенсивность движения.
– Что касается проезжей части, то соглашусь. Нельзя, но и точно, что мы делаем тоже нельзя! Поэтому зафиксируйте результаты анализа применения пескосоляной смеси, и там, где применяют неимоверное количество реагентов, будем исправлять. Также поручение по фракционному составу отсева с карьеров посмотреть и сделайте мне фотоотчет по применению, – распорядился Сергей Олонцев.