Предложения Ассоциации «Сахалинстрой» в приоритетные направления
деятельности НОСТРОЙ по становлению и развитию саморегулирования в строительной сфере деятельности.
Прошло 12 лет, когда некоммерческие организации строителей, проектировщиков и изыскателей получили право приобретать статус саморегулируемых организаций с достаточно большими правами, обязанностями и возможностями в выстраивании деловых отношений строительных, проектных и изыскательских организаций с государственными и муниципальными заказчиками, органами исполнительной власти, надзора и контроля разных уровней, защиты законных интересов и прав членов саморегулируемых организаций.
Что удалось сделать руководящим органам национального объединения СРО строителей за прошедший 2020 год доложит участникам ХХ Всероссийского съезда саморегулируемых организаций строителей Президент НОСТРОЙ Глушков Антон Николаевич.
В преддверии съезда Ассоциация «Сахалинстрой» представляет точку зрения о том, что не удалось сделать за прошедшие более чем 12 лет и какие приоритетные направления деятельности НОСТРОЮ необходимо утвердить и разрешить в 2021 году.
1. Становление саморегулирования в сфере строительной деятельности (Саморегулирование в строительной сфере деятельности до сих пор не состоялось).
Президент России В.В. Путин в 2003 году в Указе от 23 июля № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» установил приоритетные направления административной реформы, среди которых:
• развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
Эти же приоритетные направления административной реформы развивались в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 года № 1789р.
«В результате реализации мероприятий административной реформы будут сформированы сильные и эффективные институты саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых сейчас государством».
Следующая попытка исполнения Указа Президента России Правительством России была предпринята в Распоряжении от 10 июня 2011 года «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.
В разделе 5 Концепции «Развитие и внедрение механизмов саморегулирования указаны имеющиеся недостатки в становлении саморегулирования, отмечена низкая эффективность исполнения СРО возложенных на них законодательством функций, низкая активность в части включения СРО в процесс стандартизации предпринимательской и профессиональной деятельности, невысокую эффективность контроля СРО в отношении своих членов и целый ряд других недостатков.
Правительство России пришло к выводу, что существующие недостатки обусловлены отсутствием единых подходов к выстраиванию системы саморегулирования в отдельных отраслях и отклонением от базовой концепции саморегулирования. Отраслевое законодательство может допускать специфику функционирования СРО в отдельной сфере, если это не разрушает фундамент института саморегулирования. Правительство отметило:
1. необходимость регулярного мониторинга деятельности саморегулируемых организаций в сферах деятельности в целях выработки дальнейших мер по совершенствованию института саморегулирования;
2. и что за прошедшее время не удалось найти субъекты Федерации, где бы рассматривалось становление и развитие саморегулирования в экономике в данном субъекте, в качестве ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЕ проводимой административной реформы.
Административная реформа до настоящего времени не дала всеобщего понимания, что становление и развитие саморегулирования в области экономики является важной частью (органическим элементом) управления в государстве, особенно на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.
Как мы можем видеть: до настоящего времени ни в Положении о министерстве строительства РФ, ни в Положениях об исполнительных органов власти субъектов федерации, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в сфере строительства субъектов федерации нет положений об их взаимодействии с саморегулируемыми организациями в строительной сфере деятельности, что не согласуется с положениями Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Исходя из положений Указа Президента 2003 года и Распоряжений Правительства РФ от 2005 и 2011 годов, система саморегулируемых организаций конкретной сферы деятельности, как органическая часть общей административной реформы, должна выстраиваться по образу и подобию системы исполнительных органов власти, системы контрольных или надзорных органов в России, с единообразным исполнением функций, прав и обязанностей, определённых федеральными законами и стандартами саморегулируемых организаций, чего до настоящего времени нет.
Кроме того, практика развития коммерциализации деятельности СРО строителей и конкуренция за членский состав в 2009 – 2016 годах показала необходимость перехода комплектации СРО членами по территориальному принципу, что изначально существует во всех странах вне России.
При реформировании саморегулирования в строительной сфере деятельности в 2016-2017 годах, СРО строителей начали выстраиваться по региональному признаку. Однако, реформирование остановилось на середине пути. Федеральным законом не было определено, что в каждом субъекте федерации должно быть не более одной СРО строителей. Хотя филиалы материнских СРО в других субъектах федерации были запрещены, руководители («собственники») переоформили свои филиалы в СРО и отдельные аффилированные юридические лица. Сейчас мы имеем определённое количество конгломератов аффилированных квази-СРО строителей по 8-10 зависимых СРО.
Навязываемая и сейчас коммерческими СРО строителей в субъектах федерации идея конкуренции между СРО строителей с целью привлечению большего количества членов может разрушить саморегулирование. Как указывала ФАС России «Идея конкуренции в сфере регулирования подобна идее одновременного существования нескольких конкурирующих парламентов в одном государстве (субъекте федерации)».
Необходимо выстраивать СИСТЕМУ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ таким образом, чтобы исключить коммерческую конкуренцию между ними. В настоящее время коммерциализация и реальная коммерческая конкуренция между СРО лишает их возможности исполнять свои функции, как регулятора отношений и регулятора разрешений рисков в осуществлении деятельности членов СРО.
2. Достижение целей саморегулируемых организаций в строительстве. (До настоящего времени не достигнуты основные цели саморегулируемых организаций в строительстве).
В соответствии пп. 1, 2, 3, части 1, статьи 55.5 Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии части 3 статьи 55.8 Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
3. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
8. Ограничение права члена саморегулируемой организации выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по иным основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
До настоящего времени само государство препятствует достижению саморегулируемыми организациями в строительной сфере деятельности основных целей их деятельности. В противоречии положениям части 8 статьи 55.8, после введении указанной статьи (55.8) Градостроительного Кодекса РФ, не введены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ относительно исключения требований обеспечения исполнения обязательств по договорам подряда предоставлением банковской гарантии или оплатой денежными средствами на расчётный счёт заказчика, в случае, если в конкурсных процедурах определения победителя является член саморегулируемой организации и соответствующий требованиям статьи 55.8 Градостроительного Кодекса РФ.
Если в контракте предусмотрен аванс подрядчику для выполнения указанного выше подрядного договора, победитель закупки обязан будет представить банковскую гарантию на обеспечение разумного использования его или возврата неотработанной части аванса при расторжении подрядного договора. Такое требование должно быть прописано заказчиком в закупочной документации и в подрядном договоре, так как саморегулируемая организация не обеспечивает средствами своих Компенсационных фондов финансовые обязательства своих членов.
Это важнейшее условие для выстраивания более ответственной структуры администрации СРО строителей, работы с заказчиками, органами надзора и исполнительными органами субъекта федерации, где выполняет контракты член СРО.