Ассоциация «Сахалинстрой» направила в адрес главы Минстроя России предложение – инициировать внесение изменений в приказ Минстроя России от 14 января 2020 года № 9/пр, которые будут обеспечивать исполнение требований ГрК РФ в части персонализации ответственности ГИПов – специалистов по организации строительства, членов НРС, при исполнении договоров. Письмо по ССЫЛКЕ
В настоящее время в Градостроительном кодексе РФ не определены «параметры» деятельности специалистов по организации строительства в должности главных инженеров Проектов строительства, членов Национального реестра специалистов в области строителей, которые, в соответствии части 2 статьи 52 ГрК РФ, обеспечивают организацию работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Для вступления в саморегулируемую организацию, в соответствии с требованиями ГрК РФ, кандидаты на вступление в СРО обязаны иметь минимум двух высокооплачиваемых реестровых специалистов по организации строительства, трудоустроенных по основному месту работы, а при исполнении государственных или муниципальных контрактов такой обязанности нет. Соответственно, отсутствует и их персональная ответственность.
Ирек Файзуллин
Из анализа положений статьи 55.5-1 ГрК РФ следует, что реестровые специалисты по организации строительства необходимы члену СРО исключительно для выполнения трудовых функций по организации выполнения договора строительного подряда по строительству объектов капитального строительства. Таким образом, член СРО, принимает реестрового специалиста по трудовому договору по основному месту работы на определённый период для организации выполнения работ на конкретном объекте капитального строительства.
Доказано почти шестилетней практикой введения института НРС на территории России, когда ни один из специалистов, членов НРС строителей, не был исключён из реестра по причине, изложенной в пунктах 3), 4), 5) части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ.
Ни в одном из обязательных нормативно-правовых актах или регламентах, регулирующих взаимоотношения лиц, обеспечивающих исполнение договоров подряда в сфере градостроительной отрасли (заказчик и подрядчик), не упоминаются специалисты по организации строительства (инженерных изысканий, проектирования), а также отсутствует порядок проведения проверок в отношении указанных требований. В связи с чем физические лица – специалисты НРС, нарушающие требования технических регламентов, не привлекаются к административной ответственности и, как следствие, не исключаются из Нацреестра.
Согласно Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.
Ассоциация «Сахалинстрой» в этих целях разработала и утвердила ряд внутренних стандартов и требований, но этого недостаточно, так как СРО проводит проверку по исполнению государственных или муниципальных контрактов один раз в год в соответствии с внутренними документами.
Ассоциацией неоднократно при проведении контрольных мероприятий, а также мероприятий по проведению государственного строительного надзора выявлялись случаи, что на строительных площадках и даже в журналах работ отсутствовали специалисты по организации строительства – главные инженеры проектов, включённые в НРС. Подобные несоответствия нами неоднократно выявлялись при проверке проектной документации или материалов инженерных изысканий, получивших положительное заключение органов государственной экспертизы.
Как правило, заказчики не устанавливают обязанность подрядчика представить после заключения подрядных договоров приказы о назначении главных инженеров данных проектов, работающих по трудовому договору у подрядчика и являющихся членами НРС строителей с целью организации строительства, и что эти специалисты должны быть вписаны в журналы работ.
С учётом указанного, Ассоциация полагает, что единственно правильным механизмом реализации специальных положений градостроительного законодательства, является контракт, в который включены соответствующие обязательства сторон.
При этом, главными интересантами наличия реальных квалифицированных специалистов во главе исполнения контрактов со стороны подрядчиков, являются управляющие проектами строительства объектов капитального строительства со стороны заказчика, то есть заказчики. Поэтому именно они и инспектора ГИСН должны контролировать этот вопрос и, если есть неисполнение, принимать все необходимые меры, в том числе обращаться в СРО или расторгать действующие подрядные договора. Только в этом случае начнётся обеление НРС строителей, и начнут исчезать ФИО в реестре, на которые есть в наличии только пакеты документов, за которые, подрядчики оплачивают посредникам достаточно большие суммы денег.
Соответственно, Ассоциация предлагает Министерству строительства и ЖКХ РФ инициировать внесение изменений в приказ Минстроя России от 14 января 2020 года № 9/пр, которые будут обеспечивать исполнение требований ГрК РФ в части персонализации ответственности ГИПов – специалистов по организации строительства, членов НРС, при исполнении договоров.
Предлагаем при подготовке проекта нормативно-правового документа включить основополагающие обязанности сторон для реализации проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства:
I. Обязанности заказчика:
1. В течение двух рабочих дней после подписания контракта предоставить подрядчику:
а) надлежаще заверенную копию приказа о назначении управляющего проектом, представителя застройщика (технического заказчика) должностное лицо, отвечающее за ведение строительного контроля со стороны застройщика (технического заказчика);
б) надлежаще заверенную копию приказа о назначении ответственного лица, представителя проектировщика – должностное лицо, отвечающее за ведение авторского надзора (в случаях, когда авторский надзор выполняется на объекте).
2. При получении от подрядчика информации об ответственных специалистах, в том числе главном инженере проекта обеспечить её внесение в этот же день в журналы работ.
3. В случае не предоставления сведений об ответственных специалистах, а равно их отсутствие на строительной площадке обязан направить в адрес подрядчика требование об обеспечении нахождения на строительной площадке и осуществлении функций главного инженера проекта, приостановить работу на объекте.
II. Обязанности подрядчика:
1. В течение двух рабочих дней после подписания контракта предоставить заказчику:
а) надлежаще заверенную копию приказа о назначении ответственного лица – главного инженера проекта (члена НРС) по организации строительства с приложением его функциональных обязанностей на объекте.
2. Обязан в течение всего строительного процесса обеспечить осуществление функций по организации строительства, нахождение на строительной площадке ответственного лица – главного инженера проекта. В случае прекращения трудового договора с ним обеспечить замену специалиста не позднее 10 дней.
III. Заказчик вправе в одностороннем порядке принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
а) …
б) предоставления подрядчиком подложных документов и (или) заведомо ложных сведений в документах, предоставляемых в рамках исполнения настоящего контракта;
в) грубого нарушения требований градостроительного законодательства Российской Федерации, в том числе отсутствие лица – главного инженера проекта (члена НРС) по организации строительства на объекте более 10 дней.
Обо всём этом Ассоциация «Сахалинстрой» и написала министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Иреку Файзуллину. В связи с данным обращением сахалинская СРО просит Ирека Энваровича дать поручение о рассмотрении предложений и направлении в адрес саморегуляторов мотивированного ответа.
За-Строй.РФ