Противоречия в главном строительном документе России становятся источником постоянных проблем при капремонте
Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский выступил 19 сентября на заседании комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ и комитета «Опоры России» по строительству. В своём докладе Валерий Павлович остановился на коллизиях в Градостроительном кодексе РФ, которые сегодня создают не иллюзорные проблемы для строительных компаний, занимающихся капитальным ремонтом многоквартирных домов.
Проблема 1. Обследование зданий и сооружений
Как напомнил докладчик, положениями ГрК РФ предусмотрена следующая конструкция отношений при проведении капитального ремонта.
В статье 47 указано, что инженерные изыскания проводятся для подготовки проектной документации исключительно строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Статья 48 добавляет, что архитектурно-строительное проектирование проводится только для строительства и реконструкции. При проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 этой статьи, разрабатывается раздел «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
Кроме того, часть 12.2 указывает, что в случае проведения капитального ремонта объектов капстроительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градкодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утверждённого застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Валерий Павлович обращает внимание коллег, что эти положения не отображают, кем должен формироваться акт технического обследования строительных конструкций и других систем жизнеобеспечения здания.
При этом, такие обследования имеет право проводить исключительно член СРО изыскателей. И этот вид работ относится к изысканиям, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 года № 20, раздел II. «Специальные виды инженерных изысканий».
Проблема 2. Отсутствие требований к техзаказчику у региональных операторов
Казалось бы, исчерпывающая информация по этому вопросу должна содержаться в статье 52 ГрК РФ «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства».
А именно, часть 2 данной статьи указывает, что «работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьёй».
В пункте 22 статьи 1 ГрК РФ описаны квалификационные требования к техническим заказчикам: они должны быть членами СРО изыскателей, проектировщиков, строителей, то есть у них должны работать по трудовому договору на постоянной основе не менее, чем по два специалиста по организации изысканий, по организации проектирования и по организации строительства, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Однако таких требований не установлено ни для региональных операторов, ни для лиц, ответственных за эксплуатацию здания, сооружения (часть 1 статья 55.25 ГрК РФ). Отсутствие квалифицированных специалистов у таких заказчиков, влечёт дополнительные риски для подрядных организаций.
Проблема 3. Кто ответит за эксплуатацию соцобъектов?
Для квалифицированной подготовки технического задания на техническое обследование конструкций и элементов благоустройства социальных объектов, организации и сопровождения качественного выполнения технического обследования, подготовки задания на проектирование и сопровождения разработки проектной и рабочей документации на капитальный ремонт, а также на организацию выполнения качественного капитального ремонта социальных объектов предусмотрено два подхода.
Во-первых, для муниципальной собственности – муниципалитеты субъектов Российской Федерации должны централизовать все эти обязанности на уровень муниципальных учреждений капитального строительства (УКСы).
Во-вторых, для региональной собственности – субъекты Российской Федерации должны централизовать все эти обязанности на уровне Единого регионального заказчика либо требуется создать отдельного технического заказчика по капитальному ремонту объектов региональной собственности.
Таким образом, лица, ответственные за эксплуатацию социальных объектов должны сопровождать все перечисленные процессы, как самое заинтересованное эксплуатирующее лицо, однако не квалифицированное в части организации проведения капитального ремонта здания, сооружения, благоустройства.
***
Итак, существуют уже три серьёзные коллизии в Градостроительном кодексе РФ, которые мешают заказчикам и подрядчикам выстроить бесперебойную работу по ремонту МКД и соцобъектов. Итогами становятся сорванные сроки, судебные иски, проблемы у простых граждан. А для саморегуляторов – повышенная нагрузка на компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ