Согласился губернатор Валерий Лимаренко с генеральным директором Ассоциации «Сахалинстрой» Валерием Мозолевским. 14 ноября глава региона встретился с членами СРО строителей «Сахалинстрой» и «СпецСтройРеконструкция» на площадке нового масштабного объекта Центра Водных видов спорта «Волна».
Вести диалоги с представителями строительного бизнеса на только что сданных объектах стало хорошей традицией у команды сахалинского губернатора. Напомним, что в 2023 году подобное мероприятие прошло в здании нового аэровокзала в Южно-Сахалинске.
14 ноября текущего года руководители ведущих строительных компаний Сахалина, прежде чем начать очередной диалог с главой области, осмотрели самый большой за Уралом Дворец водных видов спорта «Волна». Его торжественно открыли этой осенью в сентябре.
После экскурсии заместитель Председателя регионального Правительства Сергей Олонцев проинформировал о ходе строительства новых объектов в сфере образования, культуры и спорта. Он отметил, что сегодня Правительство и Минстрой России обращают внимание заказчиков, чтобы сроки строительства не превышали более 3-х лет.
– Поэтому здесь мы с вами находимся в неких тисках с одной стороны – сроки, с другой – бюджетные циклы с деньгами соответствующих периодов. И, тем не менее, в рамках новой программы «Инфраструктура для жизни» все эти вопросы мы постараемся утрясти, – прокомментировал Сергей Олонцев.
Что касается строительства жилья, то впервые в 2024 году ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) превышает строительство МКД (многоквартирных жилых домов). По словам Олонцева, задача ввода в эксплуатацию 500 тысяч кв. метров в год – никуда не ушла. И перспективы отличные: сдается ЖК «Уюн», ЖК «Горизонт». Начато строительство ЖК «Зеленая планета», ЖК «Проспект», ЖК «Лаперуз» и ЖК «Легенда» в Южно-Сахалинске. Также реализуется программа по расселению аварийного жилья (86 тысяч кв. метров в 2024 году). В преддверии старта в Сахалинской области федеральная программа КРТ (комплексное развитие территории).
– Для строителей работы много. Мы периодически встречаемся, чтобы держать руку на пульсе, и был постоянный контакт – резюмировал выступление Олонцева и приветствовал строителей губернатор Валерий Лимаренко. Затем пошутил, что сначала выслушает вопросы самых «несмелых участников», так как руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский был готов первым задавать системные вопросы.
Поэтому в первом потоке прозвучали «точечные вопросы» о строительстве еще одной котельной для новых ЖК и объектов в Южно-Сахалинске и о парковках личного транспорта.
Да, новая котельная планируется в Южно-Сахалинске по улице Бумажной, подтвердил губернатор. Что касается строительства автопарковок, то Валерий Лимаренко планирует применить для Южно-Сахалинска успешные мировые практики развития общественного транспорта. В частности, задействовать железную дорогу в областной столице, как наземное метро. К нему будут привязаны городские маршруты автобусов, чтобы люди потихоньку с автомобилей пересаживались на удобный общественный транспорт.
–Также планируем перевести транспорт на газ, в первую очередь коммунальную технику. Это проект социальный, делаем аккуратно, учитывая интересы горожан. Например, когда занимаемся благоустройством, то больше организуем велосипедных дорожек. Революционным путем идти не надо, нужно, чтобы люди сами выбирали, как им передвигаться, – пояснил губернатор.
От точечных вопросов перешли к насущным. Строители обеспокоены, что сложилась непростая ситуация на паромной переправе Ванино – Холмск. Грузы стоят и, как правило, нельзя спланировать время их прибытия. Какие меры предпринимает Правительство Сахалинской области?
Валерий Лимаренко подтвердил, что есть локальная проблема с паромом, который сейчас стоит в ремонте. Готовится новый паром «Василий Ощепков». Его планируют выпустить на линию в следующем году.
Сергей Олонцев добавил, что открыт портал по приему заявок в электронном виде при региональном министерстве транспорта. У кого проблемы с грузом, тот может оформить заявку и узнать информацию по движению контейнеров. Это первое.
Второе. Еженедельно областное правительство проводит конференцию с Минвостокразвития России, где поднимает вопросы по приоритету грузов. Это прежде всего северный завоз и строительные материалы.
– В общей сложности 224 контейнера «в ручном режиме» в прошлом году мы доставили на остров. В этом году по Северному морскому пути на Сахалин 4 сентября прибыло судно «Леди Д». 31 октября в порт Корсаков пришел теплоход «САСКО Алдан». Он доставил 18 контейнеров с продуктами питания и строительный груз.
Сегодня формируется пакет судов на 2025 год, мы непосредственно принимаем участие и всех коллег не только строителей призываем участвовать в завозах по Северному морскому пути, – проинформировал Сергей Олонцев.
В связи с транспортной проблемой руководитель ООО «СКФ «Сфера» Андрей Залпин обратился к губернатору:
– Объективно признаем, что форс-мажор – железная дорога встала. Мы не можем привезти материалы, и тогда обратились с просьбой принять к сведению, что на определенное время задерживаются поставки огнезащитных материалов. По этой причине попросили продлить срок сдачи легкоатлетического манежа. Получается коллизия – Правительство признает, что проблема есть, а сроки выполнения контракта не переносите.
Однако, Валерий Лимаренко успокоил заслуженного строителя, что как раз сегодня решили, что сроки ввода в эксплуатацию легкоатлетического манежа переносят на 2025 год.
Генеральный директор Ассоциации «СпецСтройРеконструкция» Владимир Литвинов посетовал, что коллизии возникают не только транспортные, но с крупными игроками компаниями – генеральными подрядчиками, которые пришли с материка. В частности, с приёмкой и оплатой выполненных работ сахалинскими субподрядчиками.
Зампред Сергей Олонцев заверил губернатора, что в курсе данных разногласий, и вопросы решает с каждым лично. И что двери его кабинета всегда открыты.
Валерий Мозолевский поднял системный вопрос внедрения и ведения проектного управления в строительстве на уровне государственных, муниципальных заказчиков и учреждений. Крупные областные проекты курирует сам губернатор. Но их не так много. В остальных десятках проектов, где техническим заказчиком выступает муниципалитет или само государственное/муниципальное учреждение, этапы инициации, планирования, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования никто не ведёт и не контролирует. Не создаются проектные команды (проектные офисы), не назначаются Руководители проектов и их заместители, нет слаженной работы. Поэтому риски проектов «купируются», а неизбежные изменения обнаруживают на этапе строительства, что сказывается на сроках реализации этих проектов, на низкой производительности труда рабочих, на возрастающих расходах бюджетных средств.
– Посадил объект в болоте, а когда в построенном объекте стоит вода – тогда вопрос: а зачем здесь построили? И это типичная ситуация. В 2020 году вы дали задание разработать стандарт проектного управления в строительстве. До настоящего времени работа даже не начата, – обратился к главе области руководитель Ассоциации «Сахалинстрой».
Второй важнейший и застарелый вопрос – организация Единого областного заказчика по строительству бюджетных объектов. По мнению Валерия Мозолевского, региону стоит перенять опыт Тюменской области, где все новые объекты строит или реконструирует областной заказчик. Муниципалитеты отвечают лишь за капитальный ремонт объектов муниципальной собственности.
Также генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» сделал акцент, что все муниципальные технические заказчики и учреждения, эксплуатирующие муниципальную и государственную собственность, не отвечают требованиям Градостроительного Кодекса России по структуре и наличию необходимого количества квалифицированных специалистов. От этого страдает бюджет, планы создания комфортной среды для жителей и, конечно же, подрядные организации Сахалинской области.
Валерий Лимаренко согласился, что это правильное замечание — компетенция муниципалитетов, как технических заказчиков, слабая. И поручил зампреду Олонцеву на ближайшем рабочем совещании на конкретном объекте разобрать функции технического заказчика. И на этом хотел завершить встречу.
Но так, как Ассоциации «Сахалинстрой» подготовила пакет из 10-ти нерешаемых длительное время вопросов в строительном комплексе, то Валерий Мозолевский настойчиво передал документы лично в руки губернатору и предложил дать конкретные поручения по их рассмотрению совместно со специалистами обеих саморегулируемых организаций строителей.