Навигация
Кризис – время для перезагрузки
Кризис – время для перезагрузки

Кризисная ситуация в мире, связанная с пандемией и падением экономики, дала толчок Ассоциации «Сахалинстрой» к пересмотру деятельности в сфере саморегулирования в строительстве.
  
Сахалинская СРО, опираясь на 10-летний опыт работы, принимает решение о кардинальной перестройке процедур исполнения контрольных и других функций для достижения главных целей саморегулирования в строительстве:
1. предупреждение причинения вреда потребителям и всему окружающему, обеспечение запросов потребителей;
2. повышение качества и безопасности в строительстве;
3. обеспечение договорных обязательств при исполнении контрактов;
4. защита законных интересов и прав членов Ассоциации.

IMG_4067.jpg

По мнению Валерия Мозолевского, большинство региональных СРО строителей сейчас отчётливо понимает, что саморегулирование в строительстве с рождения идет по «неведомой дорожке» и  сейчас находится в стагнации. Корень всех бед зародился в 2009 году, когда саморегулирование в отрасли вводилось на базе (фактически «на плечах») обанкротившегося коммерциализировавшегося государственного лицензирования с исключительно  проверками на соответствие пакетов документов, зачастую низкого качества. При этом изначально лицензирование в строительстве было организовано исключительно по региональному признаку и работало корректно и эффективно. К тому же существовал и комиссионный контроль лицензирования в строительстве при исполнительных органах власти субъектов федерации.

Позже, когда многие юридические и консультационные компании, преимущественно в центре России, договорились с исполнителями Госстроя России о «как бы» подачи заявлений от соискателей лицензии напрямую в Госстрой, минуя региональные лицензионные центры. Все документы должны были проходить «проверку» через эти посреднические «лавки». Лицензионный маховик закрутился с большой скоростью. Лицензии в строительстве стремительно девальвировались: они просто покупались. И как тогда говорили: «лицензии в строительстве можно было купить в любом подземном переходе Москвы». Критический рост коммерциализации лицензирования, считает Валерий Мозолевский, тогда был инициирован разрушением регионализации и регионального контроля самим Госстроем РФ.
  

Специалисты для СРО3.jpg

Формально прописанные внутренние документы (стандарты деятельности) и документарные проверки членов СРО строителей (проектировщиков, изыскателей) при их вступлении и при проведении плановых контрольных мероприятий, перешедшие от лицензирования с самого начала внедрения саморегулирования, продолжают быть превалирующими формальными контрольными процедурами с весьма низкой достоверностью данных и информации. Это является основной причиной продолжения коммерциализации саморегулирования в строительстве через появления новых (младо-СРО) и деятельности «старых» коммерческих квази-СРО строителей. Посредниками ранее для недобросовестных лицензионных центров, а теперь для коммерческих квази-СРО строителей (проектировщиков, изыскателей), продолжалась работа по подделке и/или фальсификации, в основном копий документов, уже для включения несоответствующих лиц за деньги в члены коммерческих СРО. При этом фактически преступники от саморегулирования незаконно за вознаграждение начали штамповать за большие деньги Свидетельства о допусках к работам (624 приказ Минрегионразвития РФ), давая предпринимателям право на работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов.

14973mertvyie_dushi-420x280_c.jpg

— Дирекция и Совет НОСТРОЙ, а также министерство строительства РФ за прошедшие 10 лет ничего не предпринимали, чтобы сам процесс установленного Градостроительным Кодексом требования об обязательном повышении квалификации специалистов раз в пять лет стали реальными, полезными и нужными для самих специалистов и работодателей по существу, а не в силу формальных требований. Все  понимают и знают, что в подавляющих случаях это чистые формальности. Главное приобрести за деньги «корочки», что специалист чему-то обучился, а фактически купил, хорошо, что программу. С молчаливого согласия указанных выше органов управления в России создан легальный рынок по продаже «бумажек» вместо знаний, хотя есть редкие исключения, — продолжает экскурс в историю саморегулирования в отрасли Валерий Мозолевский.

unnamed (1).jpg

В 2016 году по итогам Госсовета при Президенте России В.В. Путине попытались вылечить коммерциализацию: ввели регионализацию в саморегулировании в строительстве, обязали СРО строителей создать компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), чем установили для СРО строителей ответственность за исполнение контрактов. Также федеральным законом № 372-ФЗ поручили НОСТРОЮ вести национальный реестр специалистов по организации строителей (главных инженеров Проектов) с заранее неисполнимыми для них требованиями. За прошедшие три года ФЗ-372 не удалось реализовать полностью, так как на протяжении длительного времени, специально или по халатности не были внесены изменения и дополнения в почти двадцать нормативных и нормативно-правовых актов (Постановления Правительства, приказы РТН, формы Росстандарта, своды правил, типовые контракты и типовые требования к контрактам и в соответствующие стандарты). Сейчас требования ГрадКодекса сами по себе, а реальная стройка сама по себе. Существуют две непересекающиеся плоскости. Почему? Отсутствуют необходимые подзаконные акты. Не введено реально проектное управление в строительной отрасли, даже на уровне государственной и муниципальной инвестиционной деятельности.

Введение законом для организации исполнения контрактов у членов СРО строителей должности Главного инженера проекта, который отвечает за качество и сроки исполнения контракта, обернулось развитием нового витка в коммерциализации. Из-за завышенных требований: по стажу работ (10 лет) и к количеству инженеров, главной задачей руководителей микро и малого бизнеса в строительстве стало заполнение реестра и зачастую покупка «мертвых душ», а не реально работающие главные инженеры проекта на строительной площадке. При этом контроль за наличием Главных инженеров Проектов со стороны заказчика отсутствует, так как такой обязанности в контрактах нет ни у подрядчика, ни у заказчика. Предложенный дирекцией НОСТРОЙ ресурс по проверке непонятно какой задвоенности подобных специалистов у членов СРО на бумаге, глупый по цели и неработающий по факту. Он полезен только коммерсантам-посредникам от дирекции НОСТРОЙ, чтобы выявлять такие факты и предоставлять возможность посредникам срочно продать туда пакет документов под видом специалиста. 
Таким образом посредники и консультанты от коммерции с помощью дирекции НОСТРОЙ и волей или неволей некоторых работников министерства строительства успешно ведут многомиллиардный денежный оборот с момента коммерциализации лицензирования и до настоящего времени.

WhatsApp Image 2020-04-27 at 14.02.14.jpeg

И пандемия для нас стала «счастливым случаем», когда мы перенесли Общее собрание, которое должно состояться 21 апреля, и появилось время на размышления. Как мы выполняем основные цели саморегулирования: защита законных интересов и прав наших членов, обеспечение безопасности, обеспечение повышения качества строительства, исполнение контрактов нашими членами? Вся деятельность и внутренние документы Ассоциации должны быть нацелены исключительно на достижение этих целей.

Во-первых, мы решили кардинально изменить положения и регламенты проведения контрольных функций. Уйти от понимания плановых проверок, как проверок документов на соответствие членства. Это важно, но мы должны работать с членами с точки зрения контроля их деятельности на объектах и в их офисах. Контроль документов должен проводиться только при выявления возможного их несоответствия при проверке исполнения контрактов,  рассмотрении жалоб или обращений заказчиков. Нам необходимо проверять и помогать организовывать работу главных инженеров проектов на строительных площадках. Контролировать наличие и исполнение графиков работ, качество материалов, оборудования, правильность заполнения исполнительной документации на объекте.

Мы поняли, что необходимо разработать регламенты проверок на объектах на разных стадиях исполнения контрактов. По ситуации Ассоциация с заказчиком должны организовать обучение, особенно это касается использования цифровой платформы. 

IMG_4066.jpg

Деятельность Ассоциации в какой-то мере должна быть зеркальным отображением работы государственных надзорных органов. Они проводят реальный, а не бумажный контроль. А мы отвечаем за исполнение контрактов ещё и за компенсационные фонды. Поэтому с целью уменьшения количества и повышения качества, плановые проверки инспекторами контрольного комитета Ассоциации необходимо согласовывать с графиками ГИСН, Ростехнадзора, Природнадзора и др. Мы должны принимать участие в приеме строительной площадки и контролировать исполнение контракта своими членами в одной упряжке с рабочими группами и штабами на муниципальном и региональном уровне.

Мы уже рассмотрели ряд важных внутренних документов для внесения в них необходимых изменений, чтобы вся деятельность администрации и органов управления была направлена на достижение целей саморегулирования. Изменения вносятся в Положение об анализе деятельности членов Ассоциации, в Положение о контроле деятельности и о контрольном комитете, об общественном контроле и ряде других документах и стандартах. Они позволят эффективно достигать целей Ассоциации «Сахалинстрой», защитить законные интересы членов Ассоциации и проконтролировать качество исполнения контрактов, — рассказал о целях перезагрузки деятельности Ассоциации Валерий Мозолевский.

IMG_4072.jpg     IMG_4070.jpg

Руководство области выстраивает проектное управление инвестиционной деятельностью: внедряется цифровая платформа строительных сервисов, организуется работа штабов контроля исполнения строительных программ в муниципалитетах с использованием цифровых технологий. Фонд капитального ремонта перешёл на контроль выполнение программы с использованием цифровых технологий. Необходимо учитывать, что практически на всех АИПовских объектах уставлены и действуют видеофиксации и фотофиксации реального положения дел на объектах, в том числе и при рассмотрении хода исполнения контрактов нами, как имеющими доступ к информации. Ассоциация тесно сотрудничает и участвует во всех изменениях в строительной сфере области, имеет самый широкий доступ к информации цифровой платформы и другим ресурсам.

Ассоциация «Сахалинстрой», как региональная саморегулируемая организация строителей, готова к изменениям и совместной работе с органами власти, надзора, контроля, ГРБСниками, заказчиками на разных уровнях для достижения целей саморегулирования в строительстве в это кризисное время.

Без названия (1).jpg   20190718_101144.jpg    images.jpg