Навигация
О двойных механизмах защиты интересов заказчиков
О двойных механизмах защиты интересов заказчиков

Ассоциация «Сахалинстрой» внесла предложения Правительству Сахалинской области по вопросам предоставления строительными организациями банковских гарантий до подписания государственного или муниципального контракта. 6 декабря 2019 года министр строительства Сахалинской области Татьяна Стаценко провела совещание по вопросу «Проблемы получения банковских гарантий строительными организациями на обеспечение исполнения государственных контрактов».

20191205_165932.jpg
В обсуждении вопроса приняли участие руководители крупных и малых строительных компаний, представители ведущих банков и руководители областных и муниципальных технических заказчиков Сахалинской области.

Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский выразил позицию строительного сообщества. По его словам, заказчик может самостоятельно устанавливать величину обеспечения исполнения контракта, как и сроки и величину обеспечения гарантийных обязательств подрядчика. Это его право, а не установленная законом обязанность. 
Сегодня сахалинские заказчики, как правило, в контракте на строительные работы устанавливают гарантийный срок до 5-ти лет с момента приемки ими работ или услуг. При этом условиями контракта предусматривается предоставление подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств путем внесения денежных средств на счет заказчика или предоставления банковской гарантии.

20191205_170356.jpg

– Это создает чрезмерную финансовую нагрузку на строителей. Капитальное строительство было и остается достаточно затратным бизнесом, требующим больших вложений. В жестких рыночных условиях на первый план выходят для руководителей компаний выходят вопросы, связанные с выявлением и предупреждением возможных финансовых затруднений. 
Сегодня все наши подрядчики – члены Ассоциации «Сахалинстрой» – тратят огромные средства на предоставление обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах, на получение банковских гарантий обеспечения исполнения контрактов и на оплату взносов в компенсационный фонд договорных обязательств и компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемой организации. В дополнение к перечисленным расходам, законодатель добавил ещё финансовое обеспечение или банковскую гарантию обеспечения гарантийных обязательств после исполнения контракта.
Размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств зависит от предельного суммарного размера обязательств по таким договорам и доходит до двадцати пяти миллионов рублей. Взносы в компенсационные фонды назад никогда не возвращаются. Такая практика создает административные и финансовые барьеры для подрядных строительных организаций, – выступил Валерий Мозолевский.

20191205_161637.jpg

В ходе дискуссии строители указали руководству области еще на один острый момент. Компенсация расходов на получение банковских гарантий подрядчиков, равно как и процентов за пользование денежными средствами при качественном исполнении контракта, опять же по необъяснимым причинам в Российском законодательстве не предусмотрена. Это противоречит принципам гражданского законодательства (статья 2 Гражданского кодекса РФ). Договорные отношения должны быть основаны на равенстве и имущественной самостоятельности участников.

При неисполнении контракта СРО строителей, в которой состоит данная строительная организация, компенсирует заказчику ущерб (в том числе неустойки и штрафы) из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в субсидиарном порядке в соответствии статьи 60.1 Градостроительного Кодекса РФ. Такие, установленные федеральным законом гарантии, имеют только строительные организации — члены СРО строителей.

Применение обеспечительных мер при исполнении контракта в форме банковских гарантий наряду с обеспечением имущественной ответственности саморегулируемой организацией приводит к двойным механизмам защиты интересов заказчиков и к двойной нагрузке на строительные организации — членов СРО строителей.

20191205_161640.jpg

Кроме того, при обсуждении вопросов с представителями банков, выяснилось, что они не могут давать банковские гарантии на обеспечение гарантийных обязательств на срок более 2-х лет после исполнения контракта.

20191205_165935.jpg

Совещание прошло бурно, но продуктивно. В итоге Валерий Мозолевский предложил несколько путей снижения финансового бремени подрядчика:

1. Министерству закупок Сахалинской области, совместно с саморегулируемыми организациями строителей Сахалинской области в срок до 31.12.2019 года разработать и представить Правительству области Типовые контракты на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в Сахалинской области, а также Типовые требования к контрактам на капитальный ремонт объектов капитального строительства или их частей, а также объектов благоустройства на территории Сахалинской области.

2. Министерству закупок Сахалинской области до 14.12.2019 года создать Проектный офис и организовать исполнение п.1 данных предложений.

3. Исключить из Типовых контрактов на строительные работы, выполняемые членами саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей условия о гарантийных обязательствах и о предоставлении банковского или денежного обеспечения таких обязательств. При этом, даже после исключения условий о гарантийных обязательствах Подрядчика в контрактах, право на гарантию качества результатов работы сохраняется у Заказчика в соответствии с гражданским законодательством.

4. Включить в Типовые контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства положение, что качество и срок бесперебойной работы покупного и монтируемого оборудования, мебели, светильников и других готовых изделий в сданном объекте срок гарантии, устанавливается производителем такого оборудования и изделий. В это время собственники объектов имеют только с ними отношения по исполнению ими гарантийных обязательств.
В течении гарантийного срока именно изготовитель несет ответственность по качеству оборудования, и претензии по качеству работы оборудования и его бесперебойной работы принимает изготовитель.

5. Правительству области рекомендовать поддержать Ассоциацию «Сахалинстрой» в части обеспечения внесения следующих изменений в действующее законодательство (законодательная инициатива):
1. в пункт 1 часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ:
13. В контракт включаются обязательные условия:
1) ……………, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению, за исключением контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, выполняемых членами саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей.
2. дополнить подпунктом 4 часть 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ:
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, не применяются в случае:
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
4) заключения контракта, предметом которого является проведение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, с участником закупки, который является членом саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей.
3. В часть 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ:
1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, пунктом 1 части 13 статьи 34 настоящего Федерального закона, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
4. Статью 35 Закона № 44-ФЗ дополнить частью 4:
……4. Затраты поставщика (подрядчика/исполнителя) на осуществление банковского сопровождения контрактов подлежат компенсации заказчиком при окончательном расчете по контракту.