Навигация
О нарушениях функционирования Единого реестра членов саморегулируемых организаций и их обязательствах
О нарушениях функционирования Единого реестра членов саморегулируемых организаций и их обязательствах

Поднял проблему на окружной конференции во Владивостоке генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Он рассказал коллегам, что у многих СРО с апреля 2024 года возникли «проблемы» со внесением сведений в Единый реестр.  «Сахалинстрой» даже пришлось обратиться в Генеральную прокуратуру  по фактам неоднократных перебоев в работе сервиса «личный кабинет» Единого реестра.

 

Напомним, что согласно части 3 статьи 55.17 ГрК РФ, пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ НОСТРОЙ осуществляет формирование и ведение Единого реестра членов.

 

В Единый реестр включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах, соответственно, по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами, с использованием конкурентных способов заключения договоров (часть 1 статьи 55.17 ГрК РФ), а также иная информация, предусмотренная Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

 

Согласно части 2 статьи 55.17 ГрК РФ состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» наличие сведений в Едином реестре, в настоящее время, является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации и наличия права такой организации на осуществление строительных работ.

 

Таким образом, реестр представляет собой важный информационный ресурс, содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также о лицах, прекративших членство (части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

 

Сведения, содержащиеся в Едином реестре, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (часть 5 статьи 55.17 ГрК РФ).

Согласно подпункта в) пункта 9 Постановления Правительства РФ от 25.05.2022 № 945 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в Едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений» (далее – «Постановление РФ № 945») Национальное объединение обеспечивает в том числе:

  • доступ посредством электронного сервиса «личный кабинет» саморегулируемой организации к функциям Единого реестра для внесения сведений в реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра;
  • отображение сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, в Едином реестре в автоматическом режиме одновременно при их внесении саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра.

У многих СРО с апреля 2024 года возникли «проблемы» со внесением сведений в Единый реестр, с подобными проблемами не единожды столкнулась и Ассоциация «Сахалинстрой», в частности:

С 11.04.2024 и по 27.05.2024 год Ассоциацией, в соответствии Регламента НОСТРОЙ,  посредством электронного сервиса «личный кабинет» периодически направлялись уведомления о внесении сведений или об изменении сведений в указанный Единый реестр сведений о членах Ассоциации и их обязательствах, в том числе о приёме новых членов, об исключении членов Ассоциации, повышении уровней ответственности членов Ассоциации за обеспечение обязательств по заключённым контрактам. Указанные уведомления «принимались на модерацию» в НОСТРОЙ, однако с 11.04.2024 года и до 27.05.2024 передаваемая нами информация не отображалась Едином реестре.

 

После неоднократных обращений Ассоциации и ее членов в НОСТРОЙ и Минстрой России (как контролирующий орган) отображение в Едином реестре, отправленных в указанный период времени в НОСТРОЙ сведений в отношении членов Ассоциации «Сахалинстрой» было произведено только 27.05.2024, по истечении боле чем 40-а дней с момента направления первых пакетов документов.

При этом с 28.05.2024 НОСТРОЙ вообще ограничил доступ Ассоциации к электронному сервису «личный кабинет». Восстановив доступ только 28.06.2024.

Направленная по электронной почте в адрес НОСТРОЙ информация о принятых органами управления Ассоциации «Сахалинстрой» решениях по своим членам также не была принята в обработку специалистами НОСТРОЙ. Сведения о членах Ассоциации в составе Единого реестра членов саморегулируемых организаций перестали актуализироваться.

В дополнение к ограничению доступа с 29.05.2024 в отношении всех сведений о действующих членах Ассоциации в Едином реестре https://reestr.nostroy.ru/ появились ошибки в указании идентификационных данных ВСЕХ членов Ассоциации. Отображение достоверной информации в отношении всех членов было обеспечено НОСТРОЙ только к 28.06.2024 г.

Этим НОСТРОЙ искусственно создал ситуацию недостоверности информации о членах Ассоциации «Сахалинстрой», содержащейся в Едином реестре сведений.

 

Отмечаем, что никакой официальной информации для членов Ассоциации или заказчиков (при отклонении заявок на участие в закупках) не было размещено ни на официальном сайте НОСТРОЙ, ни на странице Единого реестра членов СРО, в адрес заинтересованных, пострадавших строительных организаций также не направлялись своевременно ответы на обращения.

Только после неоднократных обращений в Минстрой России, Ростехнадзор, Прокуратуру и т.д. были получены сообщения от НОСТРОЙ о наличии каких-то «мифических» сбоев в работе Единого реестра, вызванных, то подозрительной активностью, то хакерскими атаками.

Подобные ограничения доступа продолжались и в период июль-август 2024 года, с периодическим кратковременным восстановлением доступа.

После вмешательства Генеральной прокуратуры и внесения представления Президенту Ассоциации (19.08.2024) по фактам неоднократных перебоев в работе сервиса «личный кабинет» Единого реестра и нарушений сроков обработки запросов доступ к личному кабинету Ассоциации восстановлен.

 

Проект решения:

Принимая во внимание наличие двух представлений Прокуратуры, внесенных в адрес Президента Ассоциации, фактически из-за незаконных действий или халатного бездействия сотрудников Дирекции НОСТРОЙ, учитывая особую опасность возможных тяжёлых последствий для деятельности предпринимателей в области строительства из-за неоднократных и длящихся подобных грубых нарушений Правил ведения Единого реестра, участники Конференции решили обратиться к Президенту НОСТРОЙ для принятия последним мер реагирования в отношении сотрудников Дирекции НОСТРОЙ и выработки мер, направленных на исключение негативных последствий при сбоях работы Единого реестра, в том числе:

  1. Внести дополнения в Регламент ведения Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (утвержден Советом НОСТРОЙ протокол №193 от 16.08.2022г.), в которых закрепить конкретную ответственность за конкретными лицами в дирекции НОСТРОЙ за обеспечении беспрерывности и постоянства доступа для внесения информации в Единый реестр членов СРО…, для чего, обеспечить:
  • создание и ведение резервной копии (зеркального отображения или в виде цифрового двойника) сведений Единого реестра с постоянной синхронизацией сведений, для обеспечения возможности (при наличии сбоев) отображения сведений из резервной копии;
  • организацию резервных каналов связи и немедленное предоставление доступа саморегулируемых организаций к этим резервным каналам связи для внесения сведений (передачи информации, пакетов изменений и т.д.) в Единый реестр при возникновении каких-либо сбоев в основном канале связи.
  • незамедлительное (в течении не более 3-х часов) уведомление саморегулируемых организаций о «возникающих или могущих возникнуть, ограничений доступа», «технических сбоях» и иных неполадках, а также о необходимости перехода к резервному каналу обмена информацией;

 

  1. Если по какой-либо причине НОСТРОЙ не будет способен обеспечить до конца октября месяца 2024 года беспрерывность связи и внесения информации со стороны саморегулируемых организаций, как и получения достоверной информации третьими лицами, что является критичным для обеспечения деятельности членов саморегулируемых организаций строителей:
  • Предложить НОСТРОЙ, совместно с Минстрой России решить вопрос о подготовке законопроекта об исключении положений ст. 55.17 ГрК РФ о ведении СРО реестра членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра и возврату к прежней проверенной практике и надёжной системе ведения Реестров членов, предусмотренной Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции действовавшей до 01.09.2022 года.