Требование о наличии специалистов по организации строительства (членов НРС) в должности главного инженера проекта со стороны подрядчика и в должности Руководителя проекта со стороны заказчика, обязательно в проекте контракта на этапе закупок. Об этом напомнила Ассоциация «Сахалинстрой» на заседании Совета по инвестиционной деятельности при администрации города Южно-Сахалинска.
Государственный или муниципальный заказчик обязаны ввести персональную ответственность специалистов по организации строительства при реализации проектов как со стороны технического заказчика — руководитель проекта (ГОСТ Р 57363-2016 «Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)», так и со стороны подрядчика — главный инженер проекта (статьи 52, 55.5, 55.5-1 ГрК РФ).
Напомним, что государственным заказчиком со стороны субъекта Федерации является Правительство субъекта (Председатель правительства).
Со стороны муниципалитета – исключительно администрация МО (Мэр МО). Дирекции и муниципальные УКСы – это технические заказчики, действующие по указаниям государственного или муниципальных заказчиков (соответственно).
— Как правило, технические заказчики не устанавливают в закупочной документации и в проекте подрядных договоров обязанность подрядчика представить при заключении подрядного договора приказ о назначении главного инженера данного проекта из числа работающих по трудовому договору и по основному месту работы у него специалистов по организации строительства, членов Национального реестра специалистов НОСТРОЙ.
В большинстве случаев технические заказчики забывают о том, что они являются главными интересантами реализации проектов строительства объектов и, как следствие, не требуют такого руководителя со стороны подрядчика на строительной площадке. Ведь главные инженера проектов со стороны подрядчика должны реально обеспечивать выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Поэтому наряду с инспекторами ГИСН, именно руководители проектов со стороны заказчиков должны контролировать деятельность Главных инженеров проектов со стороны подрядчиков, совместно и постоянно работать с ними. Если подрядчик не обеспечивает Главными инженерами проектов выполнение обязательств по контрактам, принимать все необходимые меры, в том числе и обращаться в СРО строителей и/или инициировать одностороннее расторжение действующих подрядных договоров.
Необходимо всем понять, что персональную ответственность за исполнение контракта от инициации его и до его государственной регистрации с передачей эксплуатирующим организациям несёт именно руководитель проекта, поставленный на эту позицию техническим заказчиком по согласованию с заказчиком. По убеждению Ассоциации, пункт об обязательном наличии, о правах и ответственности специалиста по организации строительства в должности Главного инженера проекта со стороны подрядчика на строительной площадке необходимо включать в контракт и в документацию о закупке, как и равно о правах, обязанностях и ответственности руководителя Проекта со стороны заказчика, — отметил руководитель Ассоциации Валерий Мозолевский.
Также Валерий Мозолевский обратил внимание участников ИнвестСовета города Южно-Сахалинска, что губернатор области Валерий Лимаренко согласен с позицией Ассоциации в данном вопросе (встреча 11.10. 2022 года).
Заместитель председателя Правительства региона Сергей Олонцев поручил министрам строительства и экономического развития Сахалинской области обеспечить исполнение требований Градостроительного Кодекса РФ и Государственных стандартов по управлению проектами. В ходе еженедельного заседания Комитета по рассмотрению реализации Портфеля проектов АИП Сергей Олонцев добился реального назначения руководителей всех проектов строительства АИП. Теперь необходимо включать их в контракты для руководства реализацией проектов, как ответственных за их качественное исполнение и за своевременный ввод в эксплуатацию.
Вице-мэр города Ильдар Ахтариев, курирующий сферу строительства, согласился с обращением Ассоциации и предложил совместно внести необходимые изменения в типовые проекты подрядных договоров города на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.