Навигация
Общественный совет при Минзакупок Сахалинской области наметил планы на год
Общественный совет при Минзакупок Сахалинской области наметил планы на год

Состоялось очередное заседание Общественного совета при Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области под руководством председателя Совета –  начальника юридического отдела Ассоциации «Сахалинстрой» Анастасии Артюхиной. Участники совета обсудили планы на предстоящий год и определили первостепенные задачи.

Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области – самое молодое министерство в структуре Правительства Сахалинской области. Основной функцией работы Минзакупок является централизация всех закупок на территории Сахалинской области, что особенно актуально, в первую очередь, для строительной отрасли региона.

Этим объясняется то, что мониторинг закупок занимает значительную часть деятельности министерства. Анастасия Артюхина отметила, что параллельно с этим собственный мониторинг закупок в сегменте строительства, реконструкции и капитального ремонта ведут специалисты Ассоциации «Сахалинстрой», а его результаты направляются непосредственно заказчикам или в органы контроля и надзора. 

При этом, как стало ясно в ходе обсуждения, проведение ручного мониторинга закупок не потеряет актуальности. Схемы сговора и нарушения со стороны заказчиков продолжают оставаться привычной практикой закупочной деятельности на территории Сахалинской области, с чем намерены бороться члены Общественного совета. В ходе обсуждения участники совета отметили, что различные схемы сговора (в том числе, печально известная схема «таран») продолжают практиковаться недобросовестными участниками. 

Напомним, что схема «таран» характеризуется резким демпингом со стороны сразу нескольких участников закупки. При этом, один из участников сговора вначале торгов на аукционе снижает цену на незначительную сумму, и после не принимает участия в понижении, давая возможность двум другим компаниям поочередно «таранить» цену вплоть до необоснованного уровня, не допуская при этом к торгам других участников.

На фоне стремительного снижения цены добросовестные участники торгов отказываются от дальнейшего участия. При рассмотрении вторых частей заявок выясняется, что те компании, которые резко демпинговали цену, не имеют права участвовать в закупке – например, не имеют свидетельства о допуске СРО в сфере строительства. Таким образом, контракт достается компании, которая незначительно снизив цену в самом начале, отказалась от дальнейшего участия в понижении цены. 

Как отметила Анастасия Артюхина, в Ассоциации «Сахалинстрой» уже выработано предложение, пресекающее применение схемы «таран», которое заключается в инициации включения изменений в ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где предлагается перенести рассмотрение легитимности участников торгов с этапа рассмотрения вторых частей заявок на первый этап, вплоть до возложения этой обязанности на сами электронные площадки. 

Одной из проблем проведения закупок было отмечено халатное отношение заказчиков к формированию существенных условий контрактов заключаемых с единственным поставщиком. В связи с этим от Минзакупок поступило предложение о внедрении программного модуля «Малые закупки» в региональную информационную систему в сфере закупок, предусматривающего обязанность региональных заказчиков публиковать извещение о намерении осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». 

Участники Общественного совета предусматривают и ряд превентивных мер, направленных на совершенствование условий закупочной деятельности. В частности, в план работы включено обсуждение на заседаниях Совета проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Минзакупок области. По предложению председателя, вместе с ними члены Совета будут также рассматривать проекты федеральных НПА, а также вопросы и предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе.

В ходе обсуждения также был затронут вопрос повышения квалификации лиц, которые должны обеспечивать закупочную деятельность. На сегодняшний день заказчики предусматривают затраты на обучение своих контрактных служб и их управляющих, которые участвуют в семинарах, однако не все программы обеспечивают должный уровень обучения. В связи с этим был сделан акцент на централизацию со стороны Минзакупок этого вопроса и рекомендации по содержанию программ обучения, на которых они специализируются. Аналогичные меры необходимы и подрядчикам. Как отметили члены Общественного совета, было бы полезно объединить эти образовательные мероприятия путем оповещения объединений и членов Советов, и проводить обучение для заказчиков и участников закупок на одной площадке. 

Пресс-центр Ассоциации «Сахалинстрой»