Навигация
РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ ПРИЕМ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ПО КОНТНТРАКТАМ НА СТРОИТЕЛЬСТВО!
РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ ПРИЕМ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ПО КОНТНТРАКТАМ НА СТРОИТЕЛЬСТВО!

Отменить обеспечение исполнения контрактов в виде банковской гарантии или залога, как условия подписания контракта с членами саморегулируемых организаций строителей (в том числе и изыскателей и проектировщиков). Такие предложения по решению «наболевших» отраслевых вопросов прозвучали на Общем Собрании «Сахалинстрой».

IMG_1426.JPG
Генеральный директор ООО «Строительное дело» Виталий Ковалев обратил внимание участников собрания на проблему несвоевременности приема заказчиками выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и их оплаты.

IMG_1427.JPG
Виталий Ковалев

Он сообщил, что при исполнении контрактов их компания наблюдает за тем, что сроки выполнения работ и сроки оплаты в большинстве случаев затягиваются заказчиками, причина в этом одна — несвоевременная приемка, невозможность рассмотреть заказчиком в один срок всего объема исполнительной документации на все выполненные работы за месяц.

Это не имело бы место, если бы организация при начале работ получала «бегунок» с перечнем всей исполнительной документации. Кроме того, организации необходимо вместе с заказчиком оформлять каждый акт во время исполнения работ.

По его словам, критическим является то, что в проектной документации чаще всего отсутствует перечень необходимой исполнительной документации. Случаи некачественных проектов продолжаются, но претензии к проектировщикам не предъявляются.

Соответственно, если приемка работ будет накопительная, доведена до автоматизма и прозрачна, то и сроки оплаты будут сокращены, что благотворно повлияет на выполнение графиков работ и на удовлетворённость рабочих при своевременной выплате им зарплаты.
В итоге Виталий Ковалев предложил включить в протокол Общего собрания поручения Генеральному директору Ассоциации Валерию Мозолевскому о принятии необходимых мер по обеспечению разработки и утверждения органами государственной власти нормативно-правовых документов, регламентирующих приемку (промежуточную и окончательную) выполненных работ, при этом установить:

1. обязанность заказчика формировать перечень (реестр) видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию в соответствии с проектной документацией (приказ РД № 1128 от 26.12.2006) в представляемой на закупки проектной документации;
2. обязанность технического заказчика постоянно вести (наполнять) реестр исполнительной документации на протяжении всего срока выполнения работ по контракту и принимать исполнительную документацию по ходу выполнения работ подрядчиком с фотофиксацией фактов подготовленных работ для приёмки;
3. оформление и подписание заказчиком и подрядчиком актов на скрытые работы, смонтированные строительные конструкции, выполненные участки инженерных сетей при непосредственном их выполнения до начала последующих работ, в противном случае (при начале выполнения последующих работ до документального оформления предыдущих) — внесение заказчиком записи в журнал производства работ о запрете выполнения последующих работ, обеспечив тем самым формирование всего пакета документов исполнительной и иной документации на момент приемки каждой из предыдущих работ;
4. максимальный срок на приёмку работ за отчётный период — 3 дня с момента получения заказчиком приглашения от подрядчика на приёмку объёмов выполненных работ.
При этом, учитывая переход строительной отрасли на цифровизацию, необходимо предусмотреть повышение эффективности приемки путем использования электронного документооборота с созданием информационной системы – распределённой среды общих данных у заказчиков.

Директор ООО «АРМСАХСТРОЙ» Саркис Акопян вынес на обсуждение участниками собрания тему дополнительного обременения строительных организаций в виде требования двойного обеспечения ответственности исполнения обязательств по контрактам.
При участии в закупках заказчики устанавливают требование об обеспечении исполнения контракта (залог или банковская гарантия). С 2017 года все подрядчики, заключающие контракты конкурентных способов договоров, наряду с банковской гарантией, уже уплатили обязательные по закону взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации (Ассоциации «Сахалинстрой»). Сколько времени будет действовать обязательное требование по двойному обеспечению ответственности исполнения обязательств по контрактам, что создаёт ничем не объяснимые финансовые и административные барьеры предпринимательской деятельности в подрядном строительстве?

IMG_1435.JPG
Саркис Акопян

Почему такое двойное обеспечение исполнения обязательств по строительным контрактам установлено исключительно для членов саморегулируемых организаций в области строительства. Никакие иные поставщики (исполнители, подрядчики) участвующие в закупочных процедурах не несут подобной двойной нагрузки. В чем повинны именно строительные организации — члены саморегулируемых организаций? – высказал боль строительного подрядного бизнеса Саркис Акопян.

С одной стороны, создаётся впечатление, что Правительство Российской Федерации и Государственная Дума совершенно не признаёт саморегулирование в строительстве. С другой стороны, существующее положение доказывает, что саморегулирование в строительстве не состоялось. Саморегулирование в строительстве никто не замечает?

Принимая Федеральный закон № 372-ФЗ и вводя компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для защиты интересов заказчиков и подымая ответственность саморегулируемых организаций, почему не предприняты никакие меры для внесения изменений в положения Федерального закона № 44-ФЗ?

Тем более, что в части 8 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ однозначно указано, что ограничение прав членов саморегулируемой организации строителей выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, заключенного с использованием конкурентных способов заключения договоров, по иным основаниям, не предусмотренным настоящей статьёй, не допускается. Почему нарушается Федеральное законодательство?

Одновременно можно согласиться, что для получения от заказчика аванса на пополнение оборотных средств, организации должны представить заказчику банковскую гарантию. Но представление подобной банковской гарантии отработки авансовых платежей при исполнении контракта не может быть условием заключения контракта. Нет подобной банковской гарантии от подрядчика, нет авансовых платежей от заказчика. Не более. На подписание контракта и на право выполнять работы по контракту отсутствие банковской гарантии отработки авансовых платежей не должно влиять.

В завершении выступления Акопян обратился к членам Ассоциации с предложением о включении в протокол Общего собрания поручения Генеральному директору Ассоциации о необходимости подготовки предложений по внесению изменений в законодательство о контрактной системе по отмене обеспечения исполнения контрактов в виде банковской гарантии или залога, как условия подписания контракта с членами саморегулируемых организаций строителей (в том числе и изыскателей и проектировщиков).

И одновременно необходимо внести дополнение, что членам саморегулируемых организаций строителей заказчиком выдаётся авансовый платёж, предусмотренный в контракте, после представления подрядчиком банковской гарантии на сумму планируемых к выдаче авансовых платежей заказчика, за исключением если условия выдачи этого авансового платежа предусматривает казначейское сопровождение.

Заместитель генерального директора ООО «Кентек Сахалин Текникл Сервисиз» Александр Шахов предложил обсудить излишнее требование градостроительного законодательства РФ в виде обязательного наличия у члена СРО, по основному месту работы, 2 -х специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в НРС (национальный реестр специалистов).
Возникает естественный вопрос: зачем всем организациям иметь не менее 2-х таких специалистов и каким органом или структурой должен осуществляться контроль их постоянного и ежедневного наличия?

Шахов.JPG

Александр Шахов 

В соответствии с положениями части 2 статьи 52 ГрК РФ выполнение работ по договорам подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства обеспечивается специалистами по организации строительства, членами НРС (главными инженерами проектов).

Из анализа положений указанной нормы ГрК РФ следует, что специалисты по организации строительства необходимы члену СРО исключительно для выполнения трудовых функций по организации выполнения договора строительного подряда в должности главного инженера проекта.

В то же время, в соответствии с частью 4 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

При отсутствии у члена СРО строителей договора строительного подряда, главному инженеру проекта по его квалификации не могут быть созданы условия для выполнения им указанных в статье 55.5-1 ГрК РФ трудовых функций по его специальности и квалификации (ст. 21, 22, 56 ТК РФ).

При этом, соответственно, такой специалист имеет право прекратить трудовые отношения и искать новое место работы. Тогда этот член СРО, из-за надуманных обязательных требований, становится, как бы не соответствующим указанным выше обязательным требованиям – иметь не менее 2-х реестровых специалистов на протяжении всего периода членства в СРО.

Просматривается очевидное противоречие с действующим положением пункта 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ об обязательном требовании о постоянном наличии у каждого члена СРО строителей, независимо от наличия подрядного договора не менее 2-х работников по основному месту работы, сведения о которых внесены в НРС.

Александр Шахов также обратился к Собранию с предложением о
включении в протокол Общего собрания поручения Генеральному директору Ассоциации Валерию Мозолевскому о принятии необходимых мер, вплоть до оспаривания этого положения в судебном порядке в части исключения абсолютно непонятных и избыточных обязательных требований, установленных положениями пункта 2 части 6 статьи 55.5, пунктами 4 и 5 части 2 статьи 55.6 ГрК РФ, и установления чётких положений о необходимости заказчикам и ГИСН вести реальный контроль за лицами, обеспечивающими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

Руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский поддержал важность озвученных проблем строителей и проинформировал о мерах поддержки отрасли, которые оказываются в настоящее время Правительством РФ.

IMG_1423.JPG
Валерий Мозолевский

С 30-го марта 2022 года гос. заказчики должны устанавливать повышенные авансы в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 ФЗ-44, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».
Для этого необходимо соблюсти ряд условий, а также учесть особенности определения размера обеспечения контракта.

Правительство РФ рекомендует высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ, местным администрациям принять меры по обеспечению включения получателями средств соответствующих бюджетов в контракты авансов в размерах, аналогичных размерам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году».

В целях реализации указанных Постановлений Правительства РФ, Валерий Мозолевский обратился к участникам собрания с предложением о включении в протокол Общего собрания поручения органам управления Ассоциации об обращении в Правительство Сахалинской области о проведении совещания и разработке порядка (регламента) включения условий об авансировании в действующие контракты и очередные закупки, в том числе предусмотреть:

1. До 31 декабря 2022 г. включительно приостановить действие НПА областного и муниципального уровня в части права предусматривать аванс в размере, не превышающем 30% цены контракта.
2. Разрешить выдачу авансовых платежей в следующих размерах:
а) от 50 до 90% суммы контракта — если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению;
б) до 50% — если денежные средства не подлежат казначейскому сопровождению.
3. В случае, если исполнение контракта осуществляется в 2022 году и последующих годах и соответствующих лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты авансового платежа в текущем финансовом году, в договоре (государственном контракте) предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года.
4. Предусмотреть возможность предоставления предоплаты на закупку оборудования, конструкций, материалов не связанных с выполнением работ до 90%, при предъявлении счета и договора с производителем (поставщиком).
5. Основные моменты для принятия решения Правительства Сахалинской области, местных администраций при внесении изменений в существенные условия контрактов, сроки, формы документов (методологическое сопровождение).

По завершению прений участники Общего Собрания единогласно поддержали выступивших лиц и приняли решения по поступившим предложениям.
РЕШИЛИ:
1. Поручить Генеральному директору Ассоциации Валерию Мозолевскому:
3.1. Принять необходимые меры по обеспечению разработки и утверждения органами государственной власти нормативно-правовых документов, регламентирующих приемку (промежуточную и окончательную) выполненных работ, при этом установить:
1) обязанность заказчика формировать перечень (реестр) видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию в соответствии с проектной документацией (приказ РД № 1128 от 26.12.2006) в представляемой на закупки проектной документации;
2) обязанность технического заказчика постоянно вести (наполнять) реестр исполнительной документации на протяжении всего срока выполнения работ по контракту и принимать исполнительную документацию по ходу выполнения работ подрядчиком с фотофиксацией фактов подготовленных работ для приёмки;
3) оформление и подписание заказчиком и подрядчиком актов на скрытые работы, смонтированные строительные конструкции, выполненные участки инженерных сетей при непосредственном их выполнения до начала последующих работ. В противном случае (при начале выполнения последующих работ до документального оформления предыдущих) — внесение заказчиком записи в журнал производства работ о запрете выполнения последующих работ, обеспечив тем самым формирование всего пакета документов исполнительной и иной документации на момент приемки каждой из предыдущих работ;
4) максимальный срок на приёмку работ за отчётный период установить 3 (три) дня с момента получения заказчиком приглашения от подрядчика на приёмку объёмов выполненных работ.

3.2. Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство о контрактной системе по отмене обеспечения исполнения контрактов в виде банковской гарантии или залога, как условия подписания контракта с членами саморегулируемых организаций строителей, в том числе и изыскателей и проектировщиков). С учетом того, что авансовый платёж, предусмотренный в контракте, выдаётся заказчиком после представления подрядчиком банковской гарантии на сумму планируемых к выдаче авансовых платежей заказчика, за исключением если условия выдачи этого авансового платежа предусматривает казначейское сопровождение.
3.3. Принять необходимые меры, вплоть до оспаривания в судебном порядке требований ГрК РФ, в части исключения абсолютно непонятных и избыточных обязательных требований, установленных положениями пункта 2 части 6 статьи 55.5, пунктами 4 и 5 части 2 статьи 55.6 ГрК РФ, и установления чётких положений о необходимости заказчикам и ГИСН вести реальный контроль за деятельностью на строительной площадке лиц, обеспечивающих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
2. С учетом ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона – 44-ФЗ, Постановлений Правительства РФ от 16.04.2022 № 680, от 29 марта 2022 г. № 505, поручить органам управления Ассоциации «Сахалинстрой» (Правлению и Генеральному директору) обратиться в Правительство Сахалинской области для проведения совещания и разработки порядка (регламента) включения условий об авансировании в действующие контракты и очередные закупки, в том числе предусмотреть:
1) До 31 декабря 2022 г. включительно приостановить действие НПА областного и муниципального уровня в части права предусматривать аванс в размере, не превышающем 30% цены контракта.
2) Разрешить выдачу авансовых платежей в следующих размерах:
а) от 50 до 90% суммы контракта — если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению;
б) до 50% — если денежные средства не подлежат казначейскому сопровождению,
3) В случае, если исполнение контракта осуществляется в 2022 году и последующих годах и соответствующих лимитов бюджетных обязательств, недостаточно для выплаты авансового платежа в текущем финансовом году, в договоре (государственном контракте) предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года.
4) Предусмотреть возможность предоставления предоплаты на закупку оборудования, конструкций, материалов не связанных с выполнением работ до 90%, при предъявлении счета и договора с производителем (поставщиком).
5) Основные моменты для принятия решения Правительства Сахалинской области, местных администраций при внесении изменений в существенные условия контрактов — это сроки, формы документов (методологическое сопровождение).