Навигация
Сахалинстрой: основная причины некачественного ремонта жилых домов на Сахалине — отсутствие надлежащего строительного контроля.
Сахалинстрой: основная причины некачественного ремонта жилых домов на Сахалине — отсутствие надлежащего строительного контроля.

Общественный контроль Ассоциации «Сахалинстрой» завершил проверку 5 муниципальных округов Сахалинской области, где фонд капитального ремонта с 2017 года проводил ремонт многоквартирных жилых домов. Из фото, видео и актов осмотра очевидно, что ситуация везде одинакова – не соблюдается технология исполнения строительных работ, применяются не проектные, дешевые материалы. В домах, где шли работы по ремонту внутренних систем теплоснабжения, многие собственники отмечают значительное ухудшение предоставляемых услуг отопления. Зимой 2017/2018 жители многих многоквартирных домов чувствовали себя крайне некомфортно.

Пытаясь разобраться, в чем причина подобного брака – сложившаяся практика, некомпетентность или халатность заказчика – Фонда капитального ремонта Сахалинской области — общественный контроль Ассоциации «Сахалинстрой» и Контрольный Комитет Ассоциации познакомились со структурой фонда, его штатным наполнением, расстановкой сотрудников, организацией деятельности.

Как показали результаты проверки, фонд не надлежащем образом выполняет основную функцию технического заказчика. Напомним, согласно законодательству, технический заказчик должен постоянно вести строительный контроль за выполнением всего комплекса ремонтных работ. Но чаще всего работники Фонда появляются на объектах уже при приёмке законченных видов работ, когда увидеть ряд нарушений, сделанных строителями при ремонте, или предотвратить применение ненадлежащих строительных материалов, уже невозможно. В случаях, если работы на объектах становятся предметом разбирательства, фонд выходит на эти объекты с контрольными замерами выполненных объемов работ. После этого «сидит» в судах, доказывает свою правоту. Из-за подобного подхода эксплуатирующие организации, а также муниципальные образования региона вынуждены массово вести претензионную работу по объектам капитального ремонта, выполненным фондом в предыдущие годы.

Также работники Фонда, как правило, не проверяют порядок ведения подрядчиком входного контроля материалов на строительную площадку, ход и технологию выполнения работ, полноту и соответствие ежедневных записей в Журналах работ. Так в последних нет записей и объяснений причин применения некачественных материалов и изделий, в том числе не предусмотренных проектной документацией. Нет контроля наличия на строительных площадках Стандартов НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов. А сам Фонд, как член Ассоциации «Сахалинстрой», до настоящего времени не принял эти стандарты, как обязательные к применению, что противоречит требованиям Градостроительного Кодекса РФ и внутренним документам Ассоциации.

Такая организация работы по контролю неэффективна, противоречит установленным правилам и, как следствие, ведёт к некачественному выполнению работ.

Выявилась и еще одна проблема. В Фонде для осуществления строительного контроля имеется 10 работников. Они в обязательном порядке должны иметь соответствующую квалификацию и быть зарегистрироваными в Национальном Реестре специалистов по организации строительства. Однако, из 10 работников Фонда в Реестре зарегистрировано только трое специалистов. Почему в реестр не вошли оставшиеся семь сотрудников? Значит они не соответствуют квалификационным требованиям и опыту работы, которая требуется для выполнения данной функции (организация работ и ведение строительного контроля со стороны технического заказчика).

Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что в таком случае, функцию строительного контроля необходимо частично передавать на подряд для исполнения постоянного, эффективного и достаточного строительного контроля за ходом исполнения контрактов.

Считаем участившиеся случаи некачественного исполнения работ при строительстве или при капитальном ремонте объектов на территории области, в том числе, при проведении капитального ремонта многоквартирных жилых домов за счёт средств жильцов и бюджета области (муниципалитетов) являются следствием непонимания роли, места и ответственности государственных и муниципальных технических заказчиков, в том числе Фонда капитального ремонта МКД, а также Управляющих компаний, которым собственник, застройщик (область, муниципалитет или собственники квартир) передали эти функции или права.

Напомним, именно технический заказчик строит или капитально ремонтирует объект по заданию застройщика или собственника. Он же выбирает и нанимает подрядчика и несёт полную ответственность за свой выбор при осуществлении закупки. Технический заказчик обязан создать все условия подрядчику для выполнения контракта качественно и в срок. И, главное, он наделён особыми правами контроля за выполнением работ изыскателями, проектировщиками и строителями. В вопросах контрольной деятельности заказчик не ограничен сроками и частотой контрольных мероприятий.

К сожалению, большинство собственников и руководителей застройщиков не учитывают, что именно упомянутые технические заказчики несут перед ними всю полноту ответственности (финансовую, гражданскую, административную, уголовную). И первый и основной ответчик за качество и сроки исполнения контракта и за возможный ущерб третьим лицам – технический заказчик или сам собственник.

Общественный контроль Ассоциации продолжит контроль выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов на территории области и обращается к жителям ремонтируемых жилых домов проявлять интерес к организации и ведению капитального ремонта их собственности. Привлекать к дополнительному контролю специалистов управляющих компаний и муниципалитетов, а также предлагаем обращаться в Ассоциацию «Сахалинстрой» со своими предложениями и замечаниями.

                                                                                                                                              Общественный КОНТРОЛЬ Ассоциации «Сахалинстрой»