Доступная комфортная среда в Южно-Сахалинске пока больше на словах, а не на чертежах. Однако, мэрия Южно-Сахалинска запланировала в текущем году реконструировать и сделать безбарьерными 14 пешеходных переходов в центре областной столицы. В середине мая команда образовательного Проекта Ассоциации «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество» провела экспертизу рабочей документации, которую представил заместитель директора МКП «Горархитектура» Ярослав Тюняев, а также «полевые» исследования объектов предстоящей реконструкции.
По планам муниципалитета до осени текущего года должны быть реконструированы пешеходные переходы через улицы и на перекрестках проспекта Победы, улицах Чехова, Амурская и Дзержинского города Южно-Сахалинске. С первого взгляда в чертежах Валерий Мозолевский и студенты, определили практически по всем представленным адресам несоответствие требованиям сводов правил и стандартам безбарьерной среды проектируемой транспортной инфраструктуры города.
– Рабочий проект (или чертежи) в первую очередь разрабатываются для использования их рабочими, а не для заказчика или руководителя подрядной организации. Исполнитель должен правильно его прочитать и четко понять, что и как он будет делать. По рабочим чертежам проектировщик делает спецификацию необходимых материалов и конструкций, а сметчики осмечивают работы. Если чертёж неверный, недостаточно полный и/или непонятный, то и работа пойдет наперекосяк. Когда вы работаете над подобными решениями, то для начала нужно понять, зачем и для кого мы делаем эти переходы и вообще комфортную городскую среду? – задал одни из первых вопросов Ярославу Тюняеву руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.
Доводы проектировщика, что он ориентировался на своего 83-летнего деда, пожилых людей и инвалидов, заставили Валерия Мозолевского удивиться представленному проекту, который явно не соответствует безопасному передвижению пожилого человека. Поэтому еще раз напомнил, что безбарьерная комфортная среда для всех — от мала до велика, включая детей, молодежи с наушниками и с гаджетами в руках, беременных женщин, мамочек с колясками, люди с чемоданами и сумками на колесах, пожилых людей, для всех инвалидов, особенно на колясках.
В чертежах Валерий Мозолевскиц порекомендовал прочерчивать пешеходный переход с уровня проезжей части дороги на тротуар, а не наборот. По его мнению, необходимо учитывать состояние пешехода, мамочки с коляской или инвалида на коляске при пересечении проезжей части, особенно в месте соприкосновения дороги с тротуаром или переходом на тротуар. В этом месте никакого препятствия не может быть.
При организации комфортной среды продольный уклон тротуара или перехода не может быть более 25 миллиметров на метр пути (для нормальной среды – не более 50 мм на метр пути). Таким образом при высоте бордюра 150 мм (15 см) длина уклона подъёма (спуска) не может быть меньше 6-ти метров для создания комфортной среды для пешеходов. Кроме того, поперечный уклон тротуара для организации комфортной среды пешеходам и коляскам, не может превышать 10 мм (1 см) на метр ширины тротуара (для нормальной среды – не более 2-х см на метр).
Исходя из приведенных расчётов, если тротуар идёт вдоль дороги вплотную, в месте пешеходного перехода необходимо делать пониженную площадку тротуара шириной 4-е метра на всю ширину тротуара, как бы продолжая пешеходный переход с подъёмом 1 см. на метр ширины тротуара. Таким образом организуем площадку ухода пешехода с коляской без малейших препятствий с проезжей части дороги. На этой площадке пешеход или колясочник разворачивается и уходит/уезжает вдоль по тротуару с подъёмом максимум 25 мм на метр подъёма (6-ть метров подъёма). Для организации такого безопасного и комфортного перехода также необходимо проектировать установку дорожных (не парковых) бордюров вдоль дальней кромки тротуара на всю ширину перехода (4 метра) плюс по 6 метров в обе стороны, то есть всего 16 метров в месте перехода с дороги на тротуар. Иначе подрядчик не сможет грамотно выполнить данный узел, если с другой стороны расположилась зелёная зона.
В итоге Ярослав Тюняев согласился пересмотреть чертежи, и все решения довести до стандартов комфортной среды.
Но команда студентов-участников проекта Ассоциации «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество» не стала тянуть время, и 13 мая вышла с наставниками Ассоциации проинспектировала фронт будущих строительных работ.
Начали обход с перекрестка улиц Карла Маркса и Амурская. Наставники проекта обозначили перед студентами существующие и проектные ошибки: ненужные бордюры при повороте, высокие уклоны тротуаров. Все переходы данного перекрёстка подлежат перепроектированию и кардинальной реконструкции.
Следующие переходы на перекрестках улиц Чехова и Буюклы, Чехова и Карла Маркса, Дзержинского и Буюклы продемонстрировали типичные, а порой невообразимые ошибки и разрушения ненужных бордюров, там, где по строительным нормам их не должно быть. Сверив рабочие чертежи планируемого ремонта и реальную картину, команда проекта Ассоциации «Сахалинстрой» решила подготовить новые чертежи с нулевым перекрестками, нормальными уклонами тротуаров, комфортными и удобными пешеходными переходами.
По мнению Валерия Мозолевского, «обнуление бордюров на перекрестках позволит выполнить нормы комфортной безбарьерной среды и существенно снизит стоимость строительных работ. Часть новых рабочих чертежей переходов взялись выполнить студенты строительного отделения политехнического колледжа СахГУ, которые сейчас проходят учебную практику в Ассоциации. Для этого они используют программу Autocad, установленную на компьютерах Ассоциации. Предложения команды Ассоциации будут предметом обсуждения с проектировщиками муниципалитета в ближайшее время.
Учитывая критическую ситуацию в понимании участников проведения реконструкции пешеходных переходов в городе, генеральный директор Ассоциации и руководство города договорились как можно быстрее провести семинар для проектировщиков, специалистов службы заказчика, специалистов и бригадиров подрядчиков по технологии и правилам выполнения работ при организации комфортной среды при реконструкции дорожной инфраструктуры и благоустройства города. Это станет первым шагом на пути организации качественной комфортной городской среды. Строительный контроль будут вести студенты и специалисты Ассоциации, реализующие образовательный Проект Ассоциации «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество».