Навигация
«Старый опыт» мешает сахалинским заказчикам проектировать и строить безопасную пешеходную инфраструктуру для островитян
«Старый опыт» мешает сахалинским заказчикам проектировать и строить безопасную пешеходную инфраструктуру для островитян

Региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства поддержало предложение Ассоциации «Сахалинстрой» разработать и утвердить методические рекомендации по проектированию и выполнению работ по строительству, реконструкции или капитального ремонта дорожной инфраструктуры при прохождении автомобильных дорог общего пользования через населённые пункты Сахалинской области с учётом требований создания безбарьерной среды.

IMG_7064.JPG

Такое решение было принято на инициированном Ассоциацией «Сахалинстрой» совещании. Областной Минтранс отреагировал на поручение заместителя Правительства области Сергея Олонцева и на письма-обращения Ассоциации «Сахалинстрой» о нарушениях по итогам проверок выполненных работ по капитальному ремонту автодорог Южно-Сахалинск – Оха 32+300 км – 35+470 км и к Южно-Сахалинскому аэропорту (от примыкания её к проспекту Мира). И.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Ри Гир Сон пригласил представителей и руководителей областной Госэкспертизы, Госинспекции строительного надзора, управления автомобильных дорог, проектных организаций, муципалитетов «Город Южно-Сахалинск» и «Городской округ Долинский», чтобы решить, как устранить выявленные Ассоциацией и участниками проекта «Общественный контроль в строительстве: Профессионализм. Волонтёрство. Наставничество» нарушения на обследованных пешеходных переходах через дороги и прилегающие территории, тротуаров, ограждений. При этом рассмотрели нарушения сводов правил, ГОСТов Российской Федерации, ведомственных документов Минтранса России в части создании опасной для пешеходов инфраструктуры в населённых пунктах области.

IMG_7060.JPG

Травмоопасные участки для пешеходов находятся на участке дороги Южно-Сахалинск -Оха в районе поселка Сокол. Фактический уклон тротуаров, которые организованы с дороги на прилегающие территории, достигает в отдельных местах 170 промиллей, что соответствует 17 сантиметров по высоте на метр длины. Это сверхопасно для пешеходов, особенно в зимнее, весеннее и осеннее время.

Сокол.png

Закругленные съезды.jpg

Огражения съезд с другой стороны.JPG

Также Общественный контроль Ассоциации и студенты строительного техникума зафиксировали грубые нарушения при сопряжении проходящей практически через все населённые пункты области дороги с прилегаемыми к дороге территориям – проезды во дворы индивидуальных жилых домов, шинномонтажных мастерских, придорожных магазинов, торговых центров, местными проездами и другими земельными участками, что препятствует безопасному передвижению пешеходов.

Аналогичная по нарушениям, но более печальная картина на подъездной дороге к аэропорту Южно-Сахалинска, которая проходит через населенный пункт Хомутово.

2. WhatsApp Image 2020-09-28 at 12.45.01.jpeg

Дорога к аэропорту.png

6. закругленный съезд, нет перехода.jpeg

10 .Закругленный.JPG

– Когда Общественный контроль Ассоциации вместе со студентами вышли на «большую дорогу», то ожидали, что госзаказчик – министерство транспорта – реализует проекты дорожной инфраструктуры по нормам комфортной городской среды с применением принципов «универсального дизайна». После инспекционных проверок мы все еще ожидаем соответствующую реакцию, чтобы были исправлены «кричащие моменты», опасные для населения. Тем более, что студенты – участники образовательного проекта Ассоциации – разработали альбом типовых решений по организации пешеходных переходов, перекрестков, примыканий. Есть своды правил и ГОСТы, где регламентируются пересечения и примыкания дорог. Но наши заказчики, проектировщики и подрядчики правила организации примыканий дорог необдуманно применяют и к сопряжениям с прилегающими территориями. Например, школа по улице Деповская в 25 микрорайоне, где разворот к воротам школы выполнен радиусом из бордюров 6-8 метров, хотя автомобиль заезжает на территорию школы 2 -3 раза в день. При этом тротуары часто упираются в ограждения дворов, школ или идут «в никуда».

Или северный участок на улице Ленина, где сплошь и рядом построили заезды с дороги к жилым домам, закопав в ноль 40 -сантиметровый гранитный бордюрный камень. На одном участке мы посчитали, что в землю закопали 200 тысяч рублей. А можно было сделать, как прилегающую территорию с нулевыми съездами тротуаров без лишних трудовых и финансовых затрат, – обратился к участникам строительства дорог генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.

Ленина.png

Проблемы «улучшения пешеходной инфраструктуры вдоль дорог общего пользования», представленные студентами, профессионалы дорожного строительства услышали. Были, конечно, попытки доказать свою правоту. Проектировщики ссылались на нормы в своды правил, забывая, что в нормах указаны значения показателей «ДО». И не учитывали, что в Сахалинской области реализуется программа создания комфортной городской среды, а также, что зимняя температур на острове ниже ноля градусов. А последний фактор создает особые ограничения на организацию пешеходной комфортной инфраструктуры.

IMG_7067.JPG

Валерий Мозолевский призвал проектировщиков искоренить пассивную позицию исполнителя и работать в команде:

– Министерство, заказчик, проектный институт должны задать вопрос, почему ОДМ не вписывается в задание на проектирование. Старый опыт не учитывает нужды населения? Вы говорите, что сделали по нормам? Мы вам показали, что вы запроектировали, не думая о нуждах жителей: детей, пожилых людей, беременных женщин, матерей с детьми и с колясками, инвалидам всех категорий. Вы же сами жители Сахалина, и когда проектируете и строите, помните, что наша задача – сделать безбарьерную комфортную городскую/поселковую среду для всех жителей. Никому не дано знать, с какими ограничениями по передвижению, может быть завтра, столкнется каждый из нас. Министерству транспорта и дорожного хозяйства нужно принять волевое решение. Из имеющихся норм, правил, новых стандартов комфортной городской среды, используя наработки нашего Проекта, необходимо сделать Правила (методические рекомендации) проектирования, строительства и эксплуатации пешеходной инфраструктуры населённых пунктов Сахалинской области (с учётом требований Комфортной городской среды, используя правила универсального дизайна).

Считаем, что нормами в Сахалинской области должны стать при устройстве пешеходных переходов через дороги:

 ·       Продольные уклоны тротуаров – до 25 мм на метр длины тротуара (до 25 промилей);

·       При высоте бордюра над уровнем асфальта дороги 150 мм минимальная длина подъёма с площадки перехода — 6-ть метров;

·       Максимальный поперечный уклон тротуара в любой точке, особенно площадка перехода на тротуаре) не может быть более 10 мм на метр ширины тротуара;

·       Перепад между асфальтом дороги и асфальтом тротуара, или пандуса на тротуар, ЗАПРЕЩЁН. Применяется «правило нулевого перепада»;

·       При сопряжении дороги с прилегающими территориями тротуары вдоль дорог оканчиваются пандусами строго на всю ширину тротуара и сопрягается с прилегающей территорией «с нулевым перепадом».

Примыкание или прилегающая.png

Руководитель ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» Евгений Мусохранов подтвердил, что функция его организации — контролировать исполнение норм и законодательств.

IMG_7068.JPG

– Я не могу заставить проектировщика что-то переделать, ссылаясь на конкретные нарушения. Например, в жилом доме в Санаторном меняют крышу на совмещенную плоскую. Говорю, что через 2-3 года потечет, а аргумент проектировщика: «Где написано, что запрещено?». Поэтому нужно делать нормативы, правила для Сахалина, используя лучшие российские и зарубежные практики, которые я смогу учесть при экспертизе».

IMG_7071.JPG

И.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области согласился, что при проектировании и строительстве нужно учитывать потребность всех людей при движении по тротуарам и, конечно же, необходимо организовывать безбарьерную пешеходную среду. Он поручил «Автодору» исправить, что возможно, особенно, что создаёт опасность жителям на тротуарах и на переходах, и в дальнейшем совместно с муниципалитетами согласовывать проектирование дорожной инфраструктуры с учетом требований комфортной городской среды. Валерий Мозолевский конкретизировал, что необходима дорожная карта по устранению выявленных нарушений по всем указанным участкам дорог области. Проверить другие поселения вдоль «главной дороги области», и также сделать дорожную карту по переделке опасных участков тротуаров в населённых пунктах. И выразил готовность организовать обучающий семинар для проектировщиков и подрядчиков при поддержке областного Минтранса.