Руководитель ООО «Шадан» Владимир Тишков обратился к Правлению и генеральному директору Ассоциации «Сахалинстрой» с предложением усилить работу с Правительством Сахалинской области и федеральными органами власти в части защиты законных прав и интересов подрядных организаций-строителей области. Тишков рекомендовал Ассоциации организовать региональную рабочую группу с участием представителей профильных министерств, ведомств и островных СРО для оперативного решения проблем строителей и предотвращения разорения и банкротства строительных организаций Сахалина.
Владимир Тишков
На заседании правления Ассоциации 30 июня текущего года Владимир Тишков в очередной раз обозначил краеугольные проблемы, которые ведут к развалу строительного комплекса на Сахалине:
• заказчики практически никогда не рассматривают и не планируют все мероприятия, направленные на учёт и оплату комплекса подготовительных работ для развёртывания строительства (капитального ремонта) объектов и всех других затрат, в соответствии приложения № 9 приказа минстроя РФ № 841/пр. минстроя РФ;
• заказчики не обеспечивают своевременное исправление недостатков проектной документации и инженерных изысканий (технических обследований зданий и сооружений) и своевременную оплату выявленных дополнительных работ и затрат;
• хронически не разрешаются застарелые вопросы и проблемы ценообразования в строительстве и понимания особенностей сметного нормирования на Сахалине;
• позорно низкая зарплата в строительной сфере деятельности, особенно при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Необходимо немедленно повышать заработную плату в отрасли и, наконец-то решить проблему законной выплаты северных льгот и надбавок к зарплате и проездов в отпуск сахалинским строителям.
По словам Владимира Тишкова, в строительном комплексе до сих пор нет слаженной системы и взаимодействия между заказчиком и подрядчиком. Так служба заказчиков совершенно не проводит входной контроль полноты и качества изыскательской, проектной и рабочей документации, ссылаясь, что ПСД для строительства прошла государственную экспертизу, а для капитального ремонта — в сахалинском Центре ценообразования. Хотя Центр не делает экспертизу рабочей документации. Не сверяет объёмы работ, которые проектировщик закладывает в Локальный сметный расчет, не проверяет технологические решения проектировщиков, даже если они есть. Центр проверяет только достоверность применённых проектировщиком расценок, которые зачастую не соответствуют принятым в рабочей документации конструктивным и технологическим решениям. Вот почему, когда строители выходят на объект и проводят на месте входной контроль представленной заказчиком изыскательской, проектной и рабочей документации, то, например, при 240 пунктах работ в локальных сметных расчётах выявляется до 170 пунктов, требующих изменений по объёмам работ и/или по неправильно принятым расценкам, а также изменений к конструктивным решениям рабочего проекта.
– И когда мы указываем заказчику на все замечания и требуем вносить изменения в выданную проектную документацию, то начинается непонятная нервотрёпка и «кишкомотание»: «ничего не знаем», «документация прошла экспертизу», «Вы видели документацию, когда шли на аукцион». Складывается впечатление, что мы имеем дело не со специалистами технических заказчиков, а с работниками некоей передаточной площадки, не более. Все мы – и проектировщики, и заказчики, и подрядчики, и представители ГРБС делаем одно общее дело. И учитывая, что у строителей опыта в технологии каждого вида работ значительно больше, чем у нанятых проектировщиками сметчиков — многостаночников, тогда и проектировщикам, и заказчикам необходимо прислушиваться к строителям и оперативно реагировать на наши предложения или требования. Сейчас на деле все они стремятся оставаться в стороне, а подрядчики — «крайние». после «сбагривания» им некачественной и неполной проектной документации. Такое безответственное отношение со стороны технических заказчиков и проектировщиков к определению начальной максимальной цены контракта, которая, как правило, не соответствует действительности, длится на протяжении многих лет, и ситуация усугубляется. Всё это говорит о низкой профессиональной квалификации инженерно-технического персонала как у службы проектировщика, так и у служб технических заказчиков, которые являются уполномоченными организациями Правительства области и/или муниципалитетов, – выступил Владимир Тишков перед членами правления Ассоциации «Сахалинстрой».
Владимир Тишков считает, что положение можно исправить. Для этого необходимо министерству строительства области провести мониторинг всех проектных групп, выполняющих заказы сахалинских заказчиков, запросить отчёт в СРО проектировщиков, в статистике и в налоговой — какие специалисты, особенно сметчики, в штате по образованию и опыту работы у этих проектировщиков. И сразу станет ясно – с кем приходится работать. И по итогам анализа, возможно, многих лишить допуска к выполнению проектирования по заказам сахалинских заказчиков.
– Дополнительно технические Заказчики должны документально принимать проектную документацию, оценивать её полноту и качество, указывать, кто именно из их сотрудников выполнял входной контроль проектной документации. Тогда после ее проверки техническим заказчиком будет виден результат и профессиональные знания. Это, соответственно, поднимет уровень ответственности каждого сотрудника технического заказчика.
За подобные допущенные ошибки в проектной документации, а именно: пропущенные объёмы работ, неправильно применённые расценки и т.д., заказчик должен удерживать с проектных организаций определённые суммы за грубые нарушения и недостатки, которые произошли по их вине. Только в этом случае проектировщики будут более ответственно относиться к расчету стоимости строительства/капитального ремонта и к выдаче своей проектной документации», – предложил Владимир Тишков.
Члены Правления Ассоциации согласились с аргументами члена Ассоциации – руководителя ООО «Шадан».
Затем генеральный директор Ассоциации Валерий Мозолевский сообщил участникам заседания, что 1 июля на заседании рабочей группы инвестиционного Совета при Правительстве Сахалинской области будет представлен проект Регламента действий участников проектов по строительству при выявлении подрядчиком необходимых к исполнению дополнительных работ или затрат при исполнении контракта. Коллегиальный орган управления Ассоциации одобрили положения данного документа.
Кроме того, Мозолевский обратил внимание членов Правления, что используемая Правительством области цифровая платформа строительных сервисов до настоящего времени не стала рабочим инструментом Проектного управления участников инвестиционно-строительной деятельности области, особенно в части взаимодействия Управляющих проектами с участниками проектов. Сейчас она служит в большей части исключительно для контроля исполнения контрактов на уровне Правительства области. Ассоциация будет настаивать на всех уровнях без промедления переходить на проектное управление в строительстве. Для этого нужно немедленно создавать соответствующую Проектную команду с участием всех заинтересованных лиц.