Участники «Строительной платформы» проекта «Вселенная возможностей» встретились со специалистами проектно-конструкторского отдела ведущего застройщика Сахалинской области ООО СКФ «Сфера» (член Ассоциации «Сахалинстрой»). Главный инженер проекта, начальник отдела Наталья Полтавская и инженер-конструктор Алена Чернявская провели для старшеклассников Южно-Сахалинска экскурс в профессию проектировщика.
Напомним, что Ассоциация «Сахалинстрой» третий год курирует в профориентационном проекте для школьников старших классов строительное направление, помогая организовывать экскурсии на профильные предприятия и встречи с экспертами.
Инженеры-конструкторы компании ООО СКФ «Сфера» Наталья Полтавская и Алена Чернявская помогли ребятам больше узнать о профессии инженера-проектировщика и специальностях в сфере проектирования: конструктор, архитектор, проектировщик электроснабжения, проектировщик водоотведения и т.д.
Если коротко, то архитектор создаёт облик здания, вписывает его в определённый стиль окружающей среды, разрабатывает интерьеры и внешний вид будущих объектов и изображает всё это на бумаге или в информационной системе. После создания и прорисовки эскизного архитектурного проекта, в дело вступают инженеры-конструкторы и проектировщики. Полноценный архитектурный проект разрабатывается параллельно или после работы конструктора.
Цель инженера-проектировщика — разработать проект или выполнить рабочие чертежи по различным разделам проекта. Он совместно с архитекторами формирует концепцию и начинку будущего объекта. Подбирает материалы, учитывая их технические, экологические и иные характеристики. Инженер-проектировщик определяет, какие материалы использовать, а инженер-конструктор отвечает за надёжность и устойчивость, соответствие требованиям механической и иной безопасности будущего объекта, подбирает подходящие конструкторские решения, которые отвечали бы архитектурной концепции этого объекта.
Инженеры-проектировщики выполняют разработку и технические расчёты всех наружных и внутренних сетей инженерно-технического обеспечения объекта: водоснабжение, канализацию, электроснабжение, вентиляцию, кондиционирование, сетей связи, управления, интернета, расположение всех разводок труб и кабелей. А после инженер- технолог ПТО (производственно-технического отдела) составляет ведомость объёмов работ (ВОР).
Ответственный представитель проектной организации в качестве специалиста авторского надзора контролирует весь процесс строительства от фундамента до внутренней отделки на соответствие ими разработанной проектной и рабочей документации.
Проектная документация, разработанная в соответствии задания на проектирование, и с использованием материалов инженерных изысканий — это основа будущего жилого дома, социального или промышленного объекта.
Данный этап планирования будущего проекта строительства объекта весьма ответственен, так как именно при изысканиях и проектировании необходимо выявить будущие риски реализации проекта и не допустить при строительстве изменений в проекте. Так как вносить изменения на этапе строительства дорого и трудоемко.
Допущенные ошибка на стадии проектирования, например, в расчетах на несущую способность, приводит в лучшем случае к крупным финансовым потерям, в худшем — к человеческим жертвам.
— Поэтому необходимо постоянно учиться, чтобы быть в тренде сегодняшнего дня, в курсе регулярных нововведений в сфере градостроительного законодательства и нормирования. Я много лет в профессии, и казалось бы, знаю все своды правил (СНИПы) вдоль и поперек. Однако, каждый раз убеждаюсь в обратном, время постоянно ставит перед нами новые задачи. Теперь, вы понимаете, что проектировать и уметь рисовать в 3D – разные вещи. Проектированию нужно учиться в профильном вузе.
Профессия инженера-проектировщика несмотря на высокую ответственность, творческая и более чем востребованная на рынке труда. Если вы ее выберете, то будете работать не только в офисе, но и выезжать на стройку, общаться с разными специалистами. И профессиональное выгорание вам точно не грозит, потому что каждый раз новые проекты, встречи с интересными людьми и разные задачи, — рассказала ребятам главный инженер проекта, начальник отдела проектирования ООО СКФ «Сфера» Наталья Андреевна Полтавская.
Молодой специалист, инженер-конструктор Алена Чернявская (выпускница Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра) поделилась со старшеклассниками своим опытом выбора специальности:
Алена Чернявская (третья девушка слева направо)
— Так как я окончила художественную школу, то многие, в том числе и родители, советовали поступать на «архитектуру». Но я самостоятельно решила, что инженерная специальность даст мне фундаментальные знания в строительстве и более широкие возможности, поэтому выбрала отделение ПГС (Промышленное и гражданское строительство). Кстати, обучение ПГС включает курс архитектуры.
Далее Алена Чернявская рассказала ребятам, что инженер-конструктор контролирует и отвечает практически за весь процесс реализации проекта строительства объекта капитального строительства — от разработки проектной документации и рабочих чертежей до конечного результата.
Успешное выполнение проекта зависит от совместной работы всей команды разработки проектной и рабочей документации каждого отдельного проекта объекта капитального строительства.
Для примера Алена показала школьникам информационную 3D модель школы, выполненной в отечественной программе Renga.
— В этом конструктиве 6 блоков. На непосвященный взгляд – это большой тетрис. Чтобы его сконструировать – собрать, каждому элементу необходимо задать его свойства. Например, прочность бетона, рассчитать нагрузку на все важные и несущие части: фундамент, каркас, балки.
50 лет назад чертежи выполняли вручную на кульмане карандашом, что требовало много времени. Сегодня, имея в арсенале электронный «умный карандаш» — информационную 3D-модель, это делается в разы быстрее. Основное требование – четкое соблюдение существующей нормативной документации – остается неизменным.
Сегодня из 3D информационной модели можно извлечь в электронном виде или распечатать на бумажном носителе любой чертеж специально для архитектора, конструктора или инженера-специалиста (электрика, сантехника, специалиста по вентиляции и пр.). Проектирование – большой и сложный тетрис, и чтобы в него играть, нужно 6 лет серьезно учиться, — завершила рассказ молодой инженер-конструктор Алена Чернявская.
Но старшеклассники долго не отпускали Алену, задавали вопросы о студенческой жизни, какой вуз лучше выбрать.
— Мы и не знали, как это сложно, но, интересно! И нам сегодня показали, что строительство – это творчество, — поделилась впечатлениями после встречи с экспертами школьница Дарья Рыбакова.