Помимо транспортной логистики по доставке строительных материалов на Курилы существует и проблема состояния автомобильных дорог на островах. По грунтовому участку автомобильной дороги Курильск – Горное на острове Итуруп в осенне-весенний период практически невозможно и даже опасно перевозить тяжелые инертные материалы – щебень и скальный грунт. По инициативе Ассоциации «Сахалинстрой» на заседании рабочей группы «Качество дорожных сетей» в правительстве региона рассмотрели вопрос содержания дороги на острове Итуруп.
Первое заседание рабочей группы в 2025 году состоялось 22 января под председательством нового зампреда Романа Остапенко. Теперь он будет курировать вопросы транспорта, строительства и лесного хозяйства в областном правительстве. Сергей Олонцев занял должность советника губернатора. Участники совещания поздравили Романа Васильевича с назначением и так совпало, что и с его Днем рождения. Затем приступили к работе.
Роман Остапенко
Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский ввел нового зампреда в курс дела. В прошлом году подрядчик – член Ассоциации «Сахалинстрой» из-за провалов в грунте не смог своевременно доставить в село Горное острова Итуруп щебень и грунт в рамках капитального ремонта дворовой территории группы жилых домов:
– Легкие грузы для отделки фасадов и капремонта жилых домов по морскому отливу еще завезли, а когда начали завозить щебень, то выяснилось, что перевозчику нужно платить в 3 -6 раз больше, чем заложено в смете. Туда никто не хочет ехать по разбитой дороге, где, как говорят жители, «только танки смогут пройти», а по песчаному берегу при отливе тяжелые машины могут затонуть, – пояснил Валерий Мозолевский.
Этот вопрос был заявлен еще в ноябре прошлого года. Тогда зампред Сергей Олонцев поручил министерству транспорта подготовить подробный доклад о текущем состоянии данной автомобильной дороги от Курильска до села Горное, где проживает около 300-от жителей.
Руководитель ГКУ «Управление Сахалинавтодор» Вадим Думанский доложил, что 10 км дороги имеет асфальтобетонное покрытие, на остальных 49 км – грунтовое. Нормативным требованиям соответствует всего лишь 19,5 км, что составляет всего 32%. На этой дороге расположено 6 старых «железных мостов» общей длиной 360 погонных метров, и все они находятся в неудовлетворительном состоянии.
Вадим Думанский справа
Вадим Думанский признал, что проблема текущего содержания автомобильной дороги существует. Курильский МУП «Жилкомсервис» не имеет технической возможности обеспечить полный комплекс работ по содержанию дороги. Единственный функционирующий щебеночный карьер (ООО «Гидрострой) расположен на удалении 47 км. Обслуживающее эту дорогу муниципальное предприятие 3 года подряд не выполняет объемные работы по содержанию и периодическому восстановлению земляного полотна, не осваивая бюджетные средства.
– Решить вопрос о приведении дороги в нормативное состояние можно в рамках реконструкции. Общая стоимость вместе с асфальтированием оставшихся участков по ценам 2025 года составляет около 22 миллиардов рублей. В настоящее время средств на восстановление этой дороги в бюджете Сахалинской области не предусмотрено, рассматриваются разные варианты, но речь о реконструкции в ближайшее время не идет.
Чтобы изменить ситуацию по содержанию данной дороги, предусмотрены финансовые средства в размере – 45 млн. рублей в текущем году, 51 млн. рублей в 2026 году и 60 млн. рублей в 2027 году, – проинформировал Вадим Думанский.
Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Жоголев рассказал, что изначально по ремонту дороги на острове Итуруп был расчет на федеральные средства в рамках Курильской программы. К сожалению, на эту дорогу из федерального бюджета не было выделено ни рубля.
– По вопросам финансирования из областного бюджета мы принимаем решение о приоритетах выделения средств на капитальные ремонты дорог по интенсивности движения по ним. На Западном побережье Сахалина, где проживает более 70 тысяч человек, начиная от Невельска и заканчивая Шахтерском, для ликвидации глубоких разрывов на автомобильной дороге необходимо порядка 40 миллиардов рублей. Я не хочу сравнивать, но приоритет очевиден. Безусловно, мы будем содержать дорогу на Курилах, и постараемся улучшить ситуацию, – прокомментировал министр.
Максим Жоголев
Валерий Мозолевский согласился, что сегодня это очень сложный вопрос – организовать качественное проживание людей в селах на Итурупе и обслуживание дороги. Поэтому эти трудности муниципалитет, как технический заказчик, должен предусмотреть при заключении контрактов на строительство или на капитальный ремонт муниципального имущества в таких посёлках, учитывая состояние дорог и расстояния от карьеров и порта.
Также руководитель Ассоциации обратил внимание Романа Остапенко на проблему исполнения контракта по строительству/ремонту дороги общего пользования в городе Александровск -Сахалинский.
До настоящего времени муниципальный заказчик не обеспечил качественную разработку проектной документации и не представил необходимый объём материалов инженерных изысканий в соответствии СП 47 и ранее принятых решений на рабочей группе касательно проведения гидрогеологических изысканий для строительства /капитального ремонта дороги- улицы Аболдина, которая местами идёт параллельно с действующей речкой, с учётом прохождения вблизи газовой разводки.
– Считаю, что в данном случае ГРБС — министерство транспорта — не исполняет свою работу по обеспечению выполнения планов развития и создания комфортной среды жителям этого муниципального образования. Контракт на капитальный ремонт этой улицы с выходом в порт был заключён ещё осенью 2022 года. Весной 2023 года он был приостановлен в связи с несоответствием проектной документации и до настоящего времени никто не знает, что и когда будет готово. Подрядчик член – нашей Ассоциации – терпит убытки и судится с заказчиком. Почему и за что? – выступил Валерий Мозолевский.
Министр транспорта и дорожного хозяйства области Максим Жоголев пригласил Валерия Мозолевского в рабочем порядке обсудить проблему до конца января текущего года.