По сообщению информационного агентства SAKHALIN.INFO, 1 октября сахалинские депутаты рассмотрели постановление об обращении областной думы к губернатору Сахалинской области Валерию Лимаренко по вопросу оказания содействия в разрешении конфликтной ситуации, сложившейся в связи с расторжением контракта с ООО «Сахалинская механизированная колонна №68». Предприятие стало генеральным подрядчиком строительства нового аэровокзала в Южно-Сахалинске, а с начала 2019 года — заложником развернувшейся вокруг объекта истории с перепроектированием и привлечением инвесторов
.
На сегодняшний день уже направлено уведомление о расторжении контракта с «Мехколонной» в одностороннем порядке. Официальная причина — нарушение сроков выполнения работ. На последнем инвестиционном совете правительство заявило, что отказывается спасать сахалинскую крупную компанию, но губернатор дал поручение своим подчиненным в поиске мирного урегулирования данного вопроса. Глава региона также попросил представителей социального блока правительства позаботиться о строителях, которые в случае банкротства «Мехколонны» останутся без работы.
Заместитель председателя думы Александр Ивашов пояснил, что депутаты просят губернатора отозвать уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке. В обращении содержится важная юридическая сторона вопроса. Так как уведомление направлено 21 сентября в рамках Федерального закона №44, то есть определенный срок на отзыв. Если завтра (2 октября) оно не будет отозвано, все правоотношения с компанией прекратятся, поэтому депутаты предлагают сохранить их для поиска мирных решений. В противном случае останется только один путь — суд, который сложно назвать мирным, а судебные разбирательства затянутся на долгие годы.
От имени «Мехколонны» в думе выступил Валерий Мозолевский — руководитель ассоциации «Сахалинстрой», в которую входит компания-строитель нового аэровокзала.
— В прессе говорится, что это спор между двумя хозяйствующими субъектами. Абсолютно не так. Это спор между правительством Сахалинской области и «Мехколонной», потому что государственный контракт — это не контракт между двумя коммерческими организациями. В адресной инвестиционной программе вы утвердили этот объект, от имени правительства подписали госконтракт. Все время кому-то хочется все лучше и лучше — меняется законодательство, меняется все. Сегодняшний проект подрядчику не передали в работу еще весной, когда повторная экспертиза прошла положительное заключение, и поэтому он остановился. По старому проекту делать нельзя, новый не передавали. Но даже не в этом вопрос. Он же закупил оборудование на сотни миллионов рублей. А сегодня куда это оборудование? Навесить ему как, извините, индейцы зубы мамонта или что? Потому что аэропорт сегодня не хочет это оборудование принимать. А у него есть еще заказы, где он заплатил авансы, и поставщики уже в суды подали на то, чтобы он заплатил и забрал это оборудование. В понедельник был инвестиционный совет. Губернатор сказал, что нужно в любом случае спасти рабочих. Но там сегодня 600-700 человек. Я не думаю, что будет возможно их спасти. Аэровокзал — это проект инвестиционной привлекательности Сахалинской области. Это самый большой аэропорт после Урала во всей России. Это знаковый объект, по нему будет оцениваться, что такое Сахалинская область. Другие инвесторы и нормальные подрядчики будут бояться идти сюда, потому что если мы «своих» вот так потоптали ногами… Нужно думать не только на инвестиционном совете, а еще в думе о поднятии имиджа Сахалинской области. Вы помните, как «Трансстрой Сахалин» угробили на муниципальных государственных контрактах — психбольница, детский сад в Охе. То есть «крупняк» весь уходит. Тогда кто здесь останется? А «Мехколонна», кроме того, была единственной компанией с Сахалина, кто мог участвовать в аукционе строительства аэропорта, и в конкуренции с компаниями с материка победила. То есть мы ее предаем. Мало того, сейчас претензии предъявляет «Сбер». Компания взяла кредитную линию на 1 миллиард 300 миллионов рублей. И есть еще один банк, где организация взяла кредит на 200 миллионов рублей. Банковская гарантия висит. Но «Мехколонна» также реконструирует очистные сооружения Южно-Сахалинска семь лет, и там опять новые работы, потому что надо все емкости переделывать. А кто эти очистные сооружения подхватит? И эти суды будут идти до Верховного суда не три года, и будет клеймо на Сахалине висеть. Эта организация всегда спасала Сахалин, когда проходили ураганы, тайфуны, после которых ложились электрические сети. Они и зимой, и в дождь, и в ветер выходили ремонтировать. Кто это будет делать? Других организаций для этого нет, — выступил Валерий Мозолевский.
Сахалинские депутаты поддержали обращение. Александр Ивашов добавил, что счет идет на часы, и попросил представителя ПСО в думе незамедлительно передать обращение главе региона.
«Сахалинская механизированная колонна №68» — крупный подрядчик нефтегазовых проектов и госзаказа на Сахалине. В 2017 году компания стала генеральным подрядчиком возведения нового аэровокзала в Южно-Сахалинске. Примерно через полгода к стройке стали возникать первые вопросы, связанные с использованием несертифицированного металла из Южной Кореи, а также самим ходом стройки. В начале 2019 работы на объекте были полностью заморожены, а после сменилось руководство заказчика объекта государственного АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск». К концу лета стало понятно, что стройка возобновится нескоро, у «Мехколонны» начались финансовые трудности. Первоначально власти заявляли о намерении спасти строителя, но потом риторика сменилась. Компания лишилась контракта на объект, а позже оказалась участником судебного процесса, на кону в котором 134 миллиона, которые область хочет отсудить в качестве штрафа. Позже выяснилось, что сумма гораздо больше — около 250 млн рублей. «Мехколонна» готовится к митингу.