>>
Щебенку научились считать, а зарплату - социальный ресурс государства - нет
15.09.2020

Щебенку научились считать, а зарплату - социальный ресурс государства - нет

Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский выступил на круглом столе «Ценообразование в строительстве», который состоялся 10 сентябре в Санкт- Петербурге в рамках деловой программы XIX Всероссийского съезда строительных СРО.

Модерировал круглый стол президент НОСТРОЙ Председатель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологического и ценового аудита Общественного Совета при министерстве строительства России, президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Моз4.png

Руководитель сахалинской СРО Валерий Мозолевский поднял на дискуссионной площадке по ценобразованию три острых вопроса:
- о заработной плате в строительной отрасли, о фонде зарплаты в сметной документации и в смете контракта;
- о демпинге при проведении закупок в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
- о порядке проведения капитального ремонта в многоквартирных домах без отселения.

– Почему мы применяем или планируем применять ресурсный метод только к строительным материалам, оборудованию, изделиям? Мы знаем, сколько стоит бетон, научились считать щебенку, но не контролируем выплаченную зарплату, расходование фонда оплаты труда (ФОТ) в строительстве. Почему зарплата в строительстве в России при исполнении контрактов за счёт бюджетных средств, не является выделенным из бюджета ресурсом, который нельзя изменять также, как и другие вещи в проектной документации? Ведь это важнейший социальный ресурс, который выделяет заказчик из бюджета в соответствии с положениями Трёхстороннего Соглашения в строительной отрасли, к которому все присоединяются по определению. Почему за рубежом зарплата в государственных и муниципальных контрактах является социальным обязательством заказчика перед строителями, а в России зарплата в смете используется как запасной вариант для возможного снижения начальной максимальной цены контракта при закупках? – начал задавать вопросы руководству НОСТРОЙ и представителям минстроя РФ Валерий Мозолевский.

Моз 1.png


Он обратил внимание аудитории, что накладные расходы и сметная прибыль в сметной документации рассчитываются от величины ФОТ в смете. Поэтому, по  его мнению, оплата накладных расходов и сметной прибыли должна выплачиваться пропорционально  выплаченного фонда зарплаты при исполнении контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства. Подрядчик не имеет право снижать объём реально выплачиваемой зарплаты, заложенной в смете, так как в данном случае имеет дело с выполнением социальных обязательств государства (муниципалитета).

Второй вопрос касался давней проблемы - неисполнение Федерального закона от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», положений Трудового Кодекса РФ и поручений Президента России В.В. Путина:
• по итогам заседания Госсовета 17.05.2016 года, поручение Пр-1138ГС, п.2»з»:

 «Представить предложения по внесению в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменений, направленных на противодействие демпингу при проведении конкурсов и аукционов на проектирование и строительство объектов капитального строительства».
• по итогам заседания Госсовета 5 апреля 2018 года, поручение Пр-817ГС, 1, в):
1. Правительству Российской Федерации:
• в) представить в установленном порядке предложения:
об обеспечении преимуществ при осуществлении государственных и муниципальных закупок организациям, представляющим своим работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством гарантии и компенсации;

Моз.png


В Российской Федерации 62% территории – это Крайний Север и приравненные к нему местности. Не нужно мерять всю страну по условиям в Москве. Эта проблема не решена ни на Сахалине, ни в Якутии, ни в Мурманске, ни в других северных регионах, в которых постоянно уменьшается количество населения. Когда местные подрядчики выходят на торги, то часто проигрывают на аукционе. Например, подрядчику из Самары, которому не надо выплачивать своим работникам северные льготы и надбавки к зарплате, дополнительные отпуска, "женские часы" и прочие компенсации. Поэтому такой подрядчик "с материка"  просто демпингует, сбрасывая эти все или часть льгот и начисленные на них накладные расходы и сметную прибыль с максимальной цены контракта на торгах. А это минимум 20% НМЦК. При этом, выиграв аукцион, при выполнении работ на северных территориях, "материковская" организация незаконно получает полную оплату вместе с северными льготами и надбавками в ФОТ,  минимум 50 % дополнительных средств в накладных расходах и в сметной прибыли.

Валерий Мозолевский спросил у представителей минстроя РФ, Главгосэкспертизы, президента НОСТРОЙ: «Неужели в министерстве строительства России, в Правительстве России нет специалистов, которые могут организовать разъяснения и необходимые документы по исполнению Федерального закона о льготах и компенсациях работающих на Северах, требований Трудового Кодекса РФ, поручений Президента России? Если кто что-то не понимает, необходимо учиться, изучать вопрос, встречаться, обсуждать проблему и находить решения».

В третьем вопросе Валерий Мозолевский поднял проблему ведения капитального ремонта МКД без отселения жильцов. Сейчас нет нормативных документов, как в этом случае должен работать подрядчик. Жилой дом ему не передаётся под охрану, он не является хозяином этой, фактически строительной, площадки. Большой риск у подрядчика в первую очередь в части обеспечения охраны труда, вопросов безопасности жителей и их детей в этих жилых домах. Какова ответственность по этим вопросам самих жителей, которые являются собственниками ремонтируемого дома и приняли решение о необходимости проведения капитального ремонта без их отселения. Однозначно не прописана ответственность Фонда капремонта в соответствии статьи 182 Жилищного в НПА по капремонту этих объектов Кодекса РФ.


Валерий Мозолевский обратил внимание, что расценки работ при исполнения капитального ремонта без отселения отсутствуют и должны быть намного выше. Либо необходимо разработать специальные повышающие коэффициенты к обычным ремонтным расценкам.

Министерству строительства России, по мнению руководителя Ассоциации «Сахалинстрой», необходимо также разработать и утвердить Свод правил «Порядок проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов без отселения жильцов», в котором должны быть все ответы на имеющиеся сегодня вопросы.

– Это три важных вопроса с точки зрения ценообразования, на которые члены Ассоциации «Сахалинстрой» должны услышать ответы от министерства строительства России. Давайте встречаться и решать их на базе Минстрой России, НОСТРОЙ, Главгосэкспертизы проектной документации. Площадок достаточно. Считаю, что время писем прошло, необходимо работать «глаза в глаза» и отвечать за бездействие или за волокиту в принятии важнейших вопросов развития строительных подрядных организаций – завершил Мозолевский.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков «клубочек вопросов» руководителя сахалинской СРО «раскатал» с позиции НОСТРОЙ, с которой Валерий Мозолевский не согласился.

Глушков.png 

Так например, по размеру заработной платы и использования ФОТ в сметной документации в строительной отрасли президент НОСТРОЙ сослался на трехстороннее соглашение, согласно которому работодатель должен выполнять социальные обязательства перед работником, оплачивая его труд не ниже минимальной величины заработной платы. По его мнению, подрядчик должен использовать первоначальную максимальную цену контракта для определения величины стоимости работ, а все внутренние затраты распределять, как ему удобно внутри проекта.

– С Минстроем мы можем регламентировать минимальный уровень зарплаты труда, заложенный трехсторонним соглашением, - прокомментировал Глушков. При этом он не уточнил, кто это «мы». Ведь НОСТРОЙ и есть объединение СРО строителей, а не отдельное министерство.
Вопрос по северным льготам и надбавкам, по его мнению, напрямую связан с конкурсными процедурами, которые диктуют ФЗ-44 и ФЗ-223. При этом он ничего не смог сказать о выполнении требования Трудового Кодекса РФ, федерального закона «О северных льготах и компенсациях» и о необходимости выполнения поручения Президента Российской Федерации по этому вопросу.

– С капремонтом вопрос сложный. Для его проведения используются накопление граждан. И уровень расценок не отражает фактические затраты и не привлекает крупные строительные компании. Это проблема на всей территории России. Об этом нужно отдельно говорить, как сделать привлекательным капремонт для крупного и среднего строительного бизнеса, который работает профессионально и качественно. Практически во всех регионах маневренного фонда для отселения нет. Поэтому вопросы охраны труда и безопасность жителей этих домов требуют проработки. В этом я согласен с Валерием Павловичем, - отметил Антон Глушков. При этом он не сказал, почему и в этом случае, крайними, оказываются подрядчики.

Руководитель Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский согласился, что вопросы требуют решения и выразил готовность подготовить и провести необходимые обсуждения на площадке министерства строительства России.

    




Возврат к списку