Навигация
«Сахалинстрой» внес ряд предложений на встрече с главой Минвостокразвития России во Владивостоке
«Сахалинстрой» внес ряд предложений на встрече с главой Минвостокразвития России во Владивостоке

«Сахалинстрой» внес ряд предложений на встрече с главой Минвостокразвития России во Владивостоке

Новый глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов 7-го июня 2018 года провел одну из первых рабочих встреч с руководителями региональных подразделений общероссийской общественной организации «Опора России» в ДФО в свете реализации Указа Президента России от 7 мая сего года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В актуальном разговоре по многим горячим темам поддержки организаций малого и среднего предпринимательства Дальневосточного федерального округа, от предпринимателей Сахалина участвовали: руководитель дирекции по развитию Дальнего Востока «ОПОРА РОССИИ», уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области А.С. Коваленко и член совета регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» в Сахалинской области, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.

              34585823_1701221559974321_820029013379514368_n.jpg                                                               
От имени более 380 строительных компаний Сахалинской области, руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» поднял четыре важных для одной из ведущих отраслей экономики региона и страны вопроса.

Первый вопрос касался темы искоренения недобросовестной конкуренции при участии в закупках в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что позволило бы создать дополнительные условия для закрепления жителей в ДФО и в привлечении квалифицированных специалистов на территорию ДФО.
Президент РФ Владимир Путин по итогам прошедшего Государственного Совета 5-го апреля 2018 года по вопросу развития конкуренции, в перечне поручений от 15 мая сего года № Пр-817ГС дал указания правительству России внести предложения по обеспечению преимуществ при осуществлении закупок организациям, предоставляющим своим работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством гарантии и компенсации, — напомнил Мозолевский.
Как известно, при разработке проектной документации в состав затрат в сметной стоимости включаются надбавки и районные коэффициенты к зарплате, а также затраты на дополнительные отпускные дни в виде льгот и госгарантий работающим и проживающим на Крайнем Севере и приравненным к ним местностях. В тоже время у организаций, зарегистрированных за пределами районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, отсутствуют данные расходы и они не должны получать эти средства, как бы для компенсации указанных дополнительных расходов. Поэтому иннообластные организации при участии в муниципальных и государственных закупках находятся в преимущественном положении. При участии в закупках они имеют возможность резкого снижения начальной (максимальной) цены аукциона и выигрывать право на заключение контрактов. Кроме того, необходимо учесть, что Сахалинские организации обязаны своим работникам и членам их семей компенсировать затраты на проезд в отпуск и обратно. Источника этих затрат в сметах вообще не предусмотрено.
При проведении, например, электронного аукциона, например на проектные работы, «материковские» компании чаще всего становятся победителями потому что, могут предложить более низкую цену, чем например сахалинские проектные компании, — отметил руководитель «Сахалинстроя». При этом, сахалинские заказчики противоправно выплачивают таким подрядчикам северные льготы и компенсации. А это уже нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, которые предусмотрены на компенсации только работникам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера.

34646027_1701221499974327_7241255122355879936_n (1).jpg

По убеждению Валерия Мозолевского, необходимо исключить все северные гарантии и компенсации из начальной максимальной цены контракта, и выплачивать такие расходы работодателям по фактически произведенным ими затратами конкретным работникам этих организаций. Это позволит создать условия для повышения уровня зарплаты работников, будет решён вопрос «обеления» заработной платы работникам, будет способствовать улучшению социально-демографической ситуации, обеспечению закрепления и прироста квалифицированных кадров и развития экономики территорий Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.
Валерий Мозолевский, учитывая, что районы Крайнего Севера и приравненных к ним территории занимают более 60% территории России, а все регионы ДФО относятся к ним и составляют более половины этих районов, предложил министерству по развитию ДФО стать организатором со стороны субъектов России по взаимодействию с Правительством по этому вопросу и назначить ответственного представителя министерства для взаимодействия с Правительством России и с субъектами Российской Федерации этих районов, а также с Ассоциацией по выработки конкретных предложений по этому вопросу.

Второе предложение касалось избыточного требования Градостроительного кодекса РФ об обязательном наличии двух специалистов, организующих работы в сфере строительства вне зависимости от категории строительных организаций. Они должны соответствовать трем критериям: наличие заключенного трудового договора по месту основной работы, статус главного инженера или главного архитектора проекта с должностными функциями, поименованными в Градостроительном Кодексе, и должны быть включенными в соответствующий национальный реестр специалистов.
Однако, необъяснимо почему, одинаковые требования к наличию таких специалистов предъявляются и к индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, которые только планируют осуществлять строительную деятельность и только вступают в саморегулируемую организацию (СРО) и к действующим организациям микробизнеса, малого бизнеса, равно как и к организациям среднего и крупного бизнеса в строительстве. У кандидата в члены СРО должно быть не менее двух специалистов, гласит ст. 55.6 ГК РФ. То есть, эти требования одинаковы для всех уровней бизнеса – как крупных, так и микропредприятий, но это же абсурд и непонимание существующего положения в строительном бизнесе — отметил Мозолевский.
По его мнению, для членов СРО имеющих первый и второй уровень ответственности (КФ ВВ и/или КФ ОДО – до 500 миллионов рублей) и работающих, как правило, не с полной загрузкой, особенно в первые три – четыре месяца каждого начала года, — это неоправданное обременение. Второй специалист им не всегда требуется, но для соответствия требованиям к членству СРО такой работник должен быть принят в штат. Это зачастую приводит к покупке «мертвой души» такого специалиста у посредников, предложения которых наводнили интернет
Мозолевский предлагает для представителей микро — и малых предприятий (до 800 млн. рублей годового оборота) в строительстве установить количество таких специалистов по формуле «не менее одного». Это позволит снизить административную нагрузку на подрядчиков и не допустит коммерциализацию саморегулирования для микро и малого бизнеса.
Одновременно, по его мнению, необходимо законодательно установить необходимость наличия отдельного специалиста по организации строительства на каждом строящемся/ремонтируемом объекте в данной строительной организации.
То-есть, необходимо уйти от простой обязанности иметь не менее одного или двух специалистов по организации строительства, так это чистая формальность, а установить обязательное наличие специалиста по организации строительства на каждом объекте. Сколько одновременно задействованных объектов строительства или капитального ремонта – столько должно быть и специалистов по организации строительства. Контроль за этим и со стороны СРО и со стороны заказчиков и ГИСН. Это должно быть отражено на информационных щитах при въезде на стройплощадки, и в журналах работ, и в исполнительной документации, и в организационных нормативных документах (СП, СТО НОСТРОЙ и пр.). При этом это будут реальные поверяемые живые специалисты.

Третье предложение, по словам Мозолевского, позволит справедливо распоряжаться финансами СРО.
Доход от размещения средств компенсационного фонда СРО должен поступать в бюджет саморегулируемой организации, — заявил руководитель «Сахалинстроя».
Как известно, указом президента РФ от 23.07.2003 года развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики было определено в качестве одного из пяти приоритетных направлений административной реформы. А постановлением Конституционного суда РФ от 19 декабря 2005 года на СРО возложены публично-правовые функции.
Однако положения действующего законодательства не всегда предоставляют достаточные права саморегулируемой организации для реализации обязательных функций, а также источники дохода и формирования имущества СРО. Компенсационные фонды являются коллективным имуществом членов СРО, сформированным исходя из заранее установленных Федеральным законом размеров взносов. Средства КФ размещаются на специальных банковских счетах. СРО имеет право инвестировать и размещать деньги КФ под проценты, однако все начисляемые банком проценты за размещение, по необъяснимым причинам, должны поступать только на пополнение размеров таких КФ. Члены Ассоциации считают, что это является избыточным и неоправданным барьером для эффективного использования денежных средств саморегулируемой организации. Направления использования доходов от законного использования имущества саморегулируемой организации не должно относиться к предмету государственного регулирования. Это должно быть незыблемым правом общего собрания членов СРО — разъяснил позицию общего собрания членов Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.
По статистике, до 50% СРО размещают средства КФ под 0% и вообще не получают доход. Почему они так размещают средства комфондов – это должно волновать их членов или правоохранительные органы. Запрет же государства на право направления и расходования доходов СРО от размещения средств КФ ущемляет законные интересы и права только добросовестных саморегулируемых организаций и их членов. Мы считаем существующее положение противоестественным, играющим на руку только недобросовестным руководителям СРО, и реально ущемляет законные интересы и права членов саморегулируемых организаций.
Доход от размещения средств КФ СРО должен стать дополнительным источником формирования бюджетов СРО. Этот шаг позволит повысить уровень финансовой обеспеченности деятельности саморегулируемых организаций, комплектования необходимого штата сотрудников для выполнения публично-значимых функций, в том числе по взаимодействию с органами государственной исполнительной власти, органами контроля и надзора на федеральном и субъектном уровнях а также появится возможность не повышать членские взносы на исполнение всё возрастающих требований к СРО.
Четвертое предложение затронуло одну из острых проблем отрасли – дефицит квалифицированных и неквалифицированных кадров в строительстве. Ситуацию осложняют санкции ООН в отношении Северной Кореи. Резолюция 2371 (2017) ужесточает и предусматривает запрет странам разрешать въезд дополнительного количества северокорейских рабочих. В тоже время, высшие органы исполнительной власти субъектов федерации устанавливаются запреты на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории России на основании патентов. А это существенный фактор, ограничивающий количество рабочей силы для строительных организаций Дальнего Востока.

По словам Мозолевского, в настоящее время в строительной сфере труд иностранных работников наиболее востребован. Иностранцы занимают рабочие места, которые в основном не пользуются спросом у россиян из-за низких зарплат и тяжелых условий труда.
Таким образом, иностранные работники могут добавлять конкурентоспособности российской экономике. Поэтому главная задача состоит, в конечном счете, не в том, чтобы искусственно ограничить их право заниматься отдельными видами трудовой деятельности, а в том, чтобы установить их правовой статус на территории России. Это позволит стимулировать более полное привлечение в отрасль работоспособного населения Российской Федерации путём создания лучших условий труда и поднять уровень заработной платы, — резюмировал руководитель регионального отделения «Опоры России».

Ассоциация «Сахалинстрой», выражая мнение островных строителей о необходимости вовлечения в строительную отрасль иностранных граждан, считает необходимым, в тоже время и принять необходимые меры по разработке предложений по решению вопроса кадрового дефицита, в том числе и особо, касающихся законной и полной компенсации всех северных льгот и гарантий работающим и проживающим в каждом субъекте ДФО работникам.

В целом, по словам Валерия Мозолевского, диалог с главой Минвостокразвития Александром Козловым оказался чрезвычайно конструктивным. В нем участвовал ряд представителей Министерства, в том числе директор департамента по развитию человеческого капитала и территориального развития Григорий Смоляк, и.о. директора департамента инфраструктурных проектов Светлана Утяшева, генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Сергей Ховрал. Их собеседниками так же стали руководитель Дирекции по развитию Дальнего Востока «Опоры России» Андрей Коваленко, руководитель отделения «Опоры России» по Приморскому краю Виталий Гуменюк, его коллеги по Хабаровскому краю и Приамурью Сергей Мазунин и Борис Белобородов.
Кстати, перед этой встречей из Москвы пришла новость, что уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области А.С. Коваленко был избран руководителем дирекции «Опоры России» по ДФО.