Неверные технические решения по проектированию подвальных помещений в зданиях или сооружениях на подтопляемых территориях Сахалинской области, как правило, приводят к значительным изменениям проектов на стадии строительства. Что становится причиной срыва сроков реализации контрактов и значительных финансовых потерь. Что и происходит сейчас при строительстве Дома культуры в селе Новотроицкое Анивского района.
20 февраля текущего года зампред регионального правительства Сергей Олонцев проверил ход строительства данного объекта и «забраковал» действия технического заказчика – УКС «Анивского округа». Он потребовал провести аудит технических решений в проектной документации в части обеспечения безопасной эксплуатации подвального помещения: недопущения проникновения грунтовых вод и обеспечения допустимого уровня влажности в подвале.
Напомним, что в конце января строительную площадку Дома культуры посетила большая выездная комиссия в составе депутатов Областной Думы, руководителей региональных министерств строительства, культуры и архивного дела, администрации Анивского района, подрядчика — компании «Армсахстрой» (члена Ассоциации «Сахалинстрой») и специалистов Ассоциации «Сахалинстрой».
По итогам посещения большинство областных парламентариев разместили в своих социальных пабликах «бодрые» посты о том, что Дом культуры распахнет свои двери уже в сентябре этого года. За кадром же остались спорные и серьезные вопросы по гидроизоляции подвальных помещений, а также по отсутствию до настоящего времени технического задания и проекта оснащения зрительного зала на 250 мест мебелью, инженерными системами освещения, звуко и видеооборудованием.
Тогда во время инспекции глава Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский и опытный хозяйственник, бывший вице-мэр, а ныне депутат областной Думы Александр Гринберг в унисон убеждали заказчика, что принятое решение о внутренней гидроизоляции подвала спорное и не спасет от проникновения воды и влаги. Кроме того, предложенные проектные решения по гидроизоляции стен подвала изнутри с устройством гидроизоляции полов со стяжкой поверх неё толщиной от 50 до 300 мм, практически неисполнимы из-за выполнения к настоящему времени всех инженерных работ по водоснабжению, теплоснабжению, электротехническим работам, по обустройству вентиляционных систем, выполнению слаботочных систем, а также уже смонтированных противопожарных дверей во всех помещениях. Тогда эксперты- строители настаивали, что необходимо делать наружные гидроизоляцию стен и дренажную систему с возможным монтажом специальной насосной станции для выброса грунтовых вод за территорию этого объекта.
Но, как говорится: «Нет пророка в своем отечестве», пока на объект 20 февраля не приехал куратор строительной отрасли – заместитель председателя Правительства региона Сергей Олонцев, и не «спустил заказчика и подрядчика с небес на землю».
Проверка началась с информационного стенда объекта.
— В вашем графике в четырех очках ничего не увидишь, бумаги жалко? Это было самое простейшее замечание зампреда к графику работ.
На вопрос Сергея Олонцева: сколько специалистов компании – подрядчика прошли обучение в «Школе заказчика объектов капитального строительства» ответ был — ни одного. Что, впрочем, и объясняло, почему информационный стенд оказался вовсе неинформационным.
Спустившись в проблемный подвал, после осмотра зампред Олонцев вынес вердикт о принятом заказчиком необоснованном техническом решении:
— Вода как есть, ее не обманешь! Обносить, делать канаву, ставить насосы, делать наружную гидроизоляцию будет в 10 раз дешевле, чем демонтировать все инженерные сети в подвале. Кто делал проект защиты внутренних помещений с устройством внутренней гидроизоляции? Какое техническое задание заказчик поставил перед проектировщиком? Где оно?
Руководитель отдела капитального строительства Городской округ «Анивский» Максим Шибаров отчитался, что решение принимал УКС и оплата устройства гидроизоляции планируется в рамках дополнительных работ. При этом в смете на устройство изоляции отсутствуют работы по демонтажу всех упомянутых инженерных систем подвала и решения по противопожарным дверям в помещении.
–Я вам ни копейки не дам на реализацию этих решений. Вы – заказчики этого объекта – приняли неверное техническое решение по – несите за него финансовую ответственность!
Уважаемые коллеги, у меня всплывали бетонные кессоны по 40 тонн весом из-за того, что никто водопонижение не предусмотрел. Водичка все выдавит, и у проектировщика должно быть как «Отче наш», что воду надо отводить от здания. Ваше неправильное техническое решение при проектировании ведет к значительному удорожанию работ. У вас нет проекта, вы просто «закопаете» огромную сумму денег без достижения необходимого результата, – резюмировал Сергей Олонцев.
В итоге зампред поручил областному министерству строительства организовать проведение технического аудита проектного решения по защите помещений он грунтовых вод, в том числе и решения по внутренней гидроизоляции подвала.
Далее в ходе проверки строящегося здания у куратора отрасли Сергея Олонцева появился большой список вопросов по исполнению этого контракта. По его мнению, большой вопрос будет ли сдан этот объект в 2023 году?
Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский считает, что «такой пинок» участникам проекта необходим:
— «Печально, что заместитель председателя правительства, который должен выполнять роль куратора портфеля проектов, вынужден работать «кнутом или пастухом» для министерства строительства области, муниципального заказчика и подрядчика. Ассоциация который год побуждает своих членов – учиться проектному управлению в строительстве и использовать возможность обучения в «Школе заказчика». Мы готовы оказывать помощь и консультации техническим заказчикам муниципалитетов, которые часто неадекватно реагируют на наши предложения», — подвел итог инспекции Валерий Мозолевский.
P.S.
- Поясняем, что подрядчик ООО «Армсахстрой» заключил контракт на достройку Дома культуры в мае 2023 года. И сегодня технический заказчик не может понудить предыдущего подрядчика ООО «Сахалин-Инжиниринг» (он же и проектировщик) исправить брак проектирования и выполнения работ на данном объекте.
2. После расторжения предыдущего контракта появились два новых проектировщика. Один на ведение авторского надзора, а второй выполнил проект на изоляцию наружных стен и пола подвала изнутри, без гарантии исключения протечек грунтовых вод в будущем.
Нерешённые до настоящего времени техническим заказчиком и министерством строительства области, как ГРБС и куратора этого проекта, проблемы с подтоплением подвальных помещений грунтовыми водами тормозит и срывает графики выполнения работ новым подрядчиком. Это может послужить причиной срыва сроков ввода в эксплуатацию важного социального объекта для жителей села Новотроицкое.
3. Данный пример ещё раз доказывает правильность требований Ассоциации о передаче прав строительства и реконструкции всех объектов адресно-инвестиционной программы (АИП) области областному государственному техническому заказчику – «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области».
Муниципальные УКСы (отделы строительства) должны реализовывать исключительно муниципальные программы по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (ведения), не больше».
Губернатор области Валерий Лимаренко полностью поддерживает мнение Ассоциации и дал соответствующие поручения, исполнение которых задерживается.
Основные причины подобных частых изменений проектов строительства по мнению генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой»:
- грубое пренебрежение требованиями правил проектного управления реализацией проектов строительства на начальных этапах реализации, а именно:
на этапах инициации проектов,
инженерных изысканиях,
проектирования,
- отсутствие грамотного контроля со стороны министерства строительства Сахалинской области при принятии технических решений при размещении проектов строительства на территориях с особыми гидротехническими условиями (подтопляемые территории, изменяющиеся уровни грунтовых вод в краткосрочных и длительных периодах,
- не привлечение на этих этапах реализации проектов всех интересантов для выработки грамотных решений,
- недостаточная квалификация специалистов государственной экспертизы проектов в Сахалинской области.