Навигация
Губернатор Валерий Лимаренко услышал «боль сахалинских строителей»!
Губернатор Валерий Лимаренко услышал «боль сахалинских строителей»!

Глава области 6 июля на площадке нового аэровокзала в Южно-Сахалинске встретился с членами саморегулируемых организаций строителей Ассоциаций «Сахалинстрой» и «СпецСтройРеконструкция». Большая часть трехчасового разговора с застройщиками и представителями подрядного бизнеса была посвящена вопросам ценообразования в строительстве, в частности формированию начальной максимальной цены контрактов (НМЦК).

 

Диалог строителей с региональными властями прошел в формате оживленной дискуссии. Тон задал глава области Валерий Лимаренко, предложив строителям перед официальной частью совершить экскурсию по новому зданию аэропорта Южно-Сахалинска. Официально воздушные ворота Сахалина для пассажиров планируют открыть 7 августа текущего года.

Официальную часть мероприятия начал министр строительства области Алексей Колеватых. Он поделился с коллегами планами развития строительного комплекса в регионе:

 

— Задел — это площадки для строительства до 10-ти млн. кв. метров жилья в ближайшие 15 лет в рамках инвестиционных проектов и программы расселения ветхого и/или аварийного жилья. Их можно увидеть на инвестиционной карте Сахалинской области. Мы хотим, чтобы наши сахалинские строители активно строили. Площадку под 120 тыс кв метров сейчас осваивает застройщик ПИК, участки под 180 тыс кв метров свободны! Мы хотим, чтобы на них построили вы! Определяйтесь! – обрисовал ближайшие перспективы профильный министр.

Далее губернатор Валерий Лимаренко презентовал участникам встречи комплексное развитие промышленных территорий по ул. Украинской в г. Южно-Сахалинске и перспективы развития региона через инвестиционные проекты.

Однако, строители живут днем сегодняшним, поэтому они озвучили перед главой области насущные проблемы.

 

Зам. генерального директора АО «Сахалин-Инжиниринг» Виктор Альперович (член Ассоциации «СпецСтройРеконструкция») начал с самой острой проблемы – отток инженеров-строителей с сахалинского строительного рынка:

— Факт налицо – конкуренция. Москва предлагает нашим «линейщикам» 200 тысяч рублей в месяц на руки. Мы не можем по зарплате за них бороться.

 

Его поддержал генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Он отметил, что в строительстве есть 2 категории – застройщики -инвесторы и подрядчики. Именно последним предстоит реализовывать «планов громадье», представленные руководителем области.

 

— У строителей- подрядчиков и их рабочих две основные проблемы – весьма низкий уровень оплаты труда рабочих в смете проекта и поэтому, изначально низкая заработная плата и часто нищенские социально-бытовые условия на строительных площадках. Например, на Курилах. У нас есть приказ минстроя РФ об осуществлении строительно-монтажных работ вахтовым методом. При освоении Сахалинского шельфа иностранцы показали пример организации вахтового метода строительных работ. А наши рабочие при строительстве больших объектов часто живут «где попало»! Где спят, где моются, где и чем питаются?

Почему нищенская зарплата? По статистике: в мае средняя зарплата в строительстве на Сахалине составила 84 тыс. рублей. Но на всех объектах люди работаю по 10-11 часов. И вот за этот труд они получают в месяц в среднем 80 тыс рублей. А если соотнести с материком, выделить из этого материковскую зарплату, то они даже 40 тысячи рублей в месяц не получают, — выступил Валерий Мозолевский.

Причина низкой заработной платы рабочих — строителей по словам руководителя Ассоциации «Сахалинстрой» в том, что за основу берётся средняя зарплата прошлого периода, а при формировании величины оплаты труда рабочих на следующий год северные процентные надбавки принимают в размере чуть больше 22%. Хотя на юге острова надбавки составляют 50%, в Охинском, Ногликском районах и на Курилах – 80%. Мы получили письмо из министерства труда РФ, где указано, что в этом расчёте необходимо применять максимальные размеры процентных надбавок, — дополнил руководитель «Сахалинстрой».

 

Зампред правительства Сергей Олонцев возразил, что утверждены 5 ценовых зон на Сахалине. И индексы на северных Курилах достаточно высокие. И во всех проектах, которые проходят экспертизу заложены деньги на вахтовый метод.

Губернатор попросил строителей представить проекты, где не отражен вахтовый метод осуществления строительно-монтажных работ в отдалённых местностях:

 

— Я за то, чтобы люди жили в человеческих условиях, соблюдали технику безопасности и кушали плотно.

 

Виктор Альперович продолжил тему формирования НМЦК (начально-максимальной цены контракта). Он пояснил главе региона, что государственная экспертиза проходит не по учету осмечивания всех строительных работ и дополнительных затрат, а лишь по правильности применения расценок. Поэтому строители в 2023 году работают по ценам 2019 — 2021 года.

 

— Второй момент – сжатые сроки проверки проектной документации (5-10 дней) при многомиллиардных контрактах.

 

-Третье. На проектном рынке идет демпинг материковских структур, которые на Сахалине строить не собираются. Поэтому 30% того, что нужно сделать на сахалинской стройке, нет в этих проектах.

 

А строитель ты делай, ты подписал контракт, представил банковские гарантии. Это можно, как шашлык нанизывать до бесконечности. Вот этими вопросами наше министерство строительство, к сожалению, не занимается, — откровенно высказался Виктор Альперович.

Губернатор предложил создать комиссию, чтобы оперативно решать подобные вопросы.

 

Однако, зам. начальника ПТО ООО «Смирныховское АТП» Татьяна Подойницына (член Ассоциации «Сахалинстрой») обратила внимание Валерия Лимаренко, что комиссия не сократит временные сроки проверки проектной документации:

-Выставили аукцион, неделю на просмотр документации и идем торговаться с «закрытыми глазами», потому что людей надо обеспечить работой. По муниципальному госконтракту дается 5 дней на просмотр проектно-сметной документации. Невозможно за 5 дней рассмотреть и получить коммерческие предложения на строительные материалы. И даже по ресурсно-индексному методу. Элементарный пример — асфальтобетонная смесь. В ресурсно-базисном методе расценка на Сахалине в пределах 9 тыс. рублей за тонну. Это цена была 2 года назад. Фактическая цена – 14-15 тыс. рублей за тонну. Откуда центр мониторинга цен строительных материалов берёт такие цены?

 

Сергей Олонцев отметил, что система ГИС ЦС в открытом доступе, и любой производитель материалов может вносить свои цены.

 

Но Татьяна Подойницына продолжила о проблемах в ценообразовании. Муниципалитеты применяют понижающий коэффициент по итогу в формуле определения НМЦК, чтобы начальная цена контракта соответствовала не смете, а выделенным лимитам финансирования. Такого искажения цены Положением о НМЦК не предусмотрено. Почему контролирующие органы не реагируют на это безобразие? Поэтому цена контракта незаконно падает до проведения закупок до 10-15 %.

 

В итоге губернатор поручил Смирныховскому АТП совместно с Ассоциацией «Сахалинстрой» направить в адрес министерства строительства Сахалинской области факты применения понижающего коэффициента для приведения НМЦК в закупочной документации на строительство и/или капитальный ремонт объектов капитального строительства до уровня доведённых бюджетных лимитов.

 

— Представьте 3 случая с января этого года. Сделаем работу над ошибками, — пообещал Валерий Лимаренко.

 

Генеральный директор ООО «СКФ «СФЕРА» Андрей Залпин (член Ассоциации «Сахалинстрой») считает, что многие проблемы ценообразования в строительстве решит одностадийное проектирование.

— Мы говорим вам об этом годы. Нужно забивать в задание на проектирование и дать соответствующее поручение госэкспертизе, тогда заказчики, проектировщики и подрядчики будут работать в одной среде общих данных. Мне нужно за 5 дней 10 миллиардный проект изучить и сказать, почем там сваи, почем там бетон. Вот женщина вынашивает и рожает за 9 месяцев, она не может это сделать за 2 недели. И нам нужно устанавливать реальные сроки инвестиционного проекта.

В итоге глава области поручил министру строительства Алексею Колеватых подготовить распорядительный документ о проведении закупок всеми областными и муниципальными заказчиками на одностадийное проектирование — разработку в одном контракте (закупке) проектной и рабочей документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (объединение стадии П – проектная документация и стадии Р — рабочая документация) с последующей передачей на государственную экспертизу всего комплекта документов.