Навигация
Не исключено, что вторая волна коммерциализации не за горами
Не исключено, что вторая волна коммерциализации не за горами

Валерий МОЗОЛЕВСКИЙ,


Генеральный директор Ассоциация «Сахалинстрой» (Южно-Сахалинск)


 

И снова продаю – покупаю?


Половина переходного периода позади. Первичные данные об объеме компенсационных фондов СРО строителей определены, уведомления поданы – процесс регионализации, плохо ли, хорошо ли, но запущен и поставлен на рельсы. По этим направлениям есть понимание происходящего. В настоящее время, из-за передвижения некоторых СРО главной задачей которых, по моему мнению, является «окучивание» членов коммерческих квази-СРО в субъектах Федерации, ситуация с выстраиванием добросовестной конкуренции везде только накаляется. Теперь мы будем думать совместно с исполнительными органами власти в субъектах Федерации, что с этим делать и как выстраивать с ними отношения.

builder.png


На втором этапе переходного периода главнейшей является задача по созданию и ведению Национального реестра специалистов, организующих строительство. При работе с документами для него возникает тревожное ощущение, что здесь коммерциализация повторится, с той


лишь разницей, что торговать будут не свидетельствами, а документами на специалистов, как и прежде – не существующих. К нам и к нашим членам уже идут настойчивые звонки о заключении соглашений или договоренностей по обеспечению наших членов необходимыми специалистами и необходимыми «выписками» из реестров. Такое опасение основано главным образом на предложении о том, чтобы заявления от специалистов в Национальный реестр принимали сами СРО.


Мы считаем, что заложенный поправками в градостроительное законодательство процесс очищения саморегулируемого сообщества от коммерческих и криминальных квази-СРО, мягко говоря, несовершенен. А на фоне активной миграции «осколков» межрегиональных СРО в регионы говорить о каких-либо результатах по очищению рядов СРО строителей безрассудно. При делегировании государственных функций всегда существует риск злоупотреблений. А если говорить об уже скомпрометировавшем себя СРО-сообществе, то в возможности злоупотреблений сомневаться не приходится.


Ведь никто даже не проанализировал причины перезагрузки саморегулирования. Мы опять наступаем на те же грабли, что и при переходе от продажи лицензий к такому же распределению свидетельств о допусках в 2009 году, с теми же фигурантами и лоббистами. К участникам добавились и представители «новой волны» коммерсантов. Во все времена и во всех странах подобное поведение было строго преследуемо, и характеризовалось не иначе как злостное злоупотребление правом и доверием государства. Или, может, кто-то считает, что вчерашние квази-СРО  — лавки по продаже свидетельств – с 1 июля как по волшебству станут добросовестными и заслуживающимидоверия настолько, что могут претендовать на прием документов от специалистов для передачи в Национальное объединение строителей?


В сложившейся ситуации мы не имеем права искусственно создавать излишние «перевалочные пункты» по движению документов, тем более, что это противоречит требованиям Градостроительного кодекса и нормам Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вместе с тем существует серьезное опасение, что для этих целей квази-СРО уже подготовили рекрутинговые службы.


Профессионал против самодеятельности По моему мнению и мнению моих коллег, достоверность сведений о специалистах, которые вносятся в Национальный реестр, должна подтверждаться нотариусами, что соответствует мировой и российской практике. Их деятельность твердо


регламентирована и в общей массе не вызывает подозрений в масштабной недобросовестности. У нотариусов есть возможность заверять документы электронной цифровой подписью и направлять их через интернет получателю, поэтому нет никаких сомнений в оперативности процесса наполнения реестра в том случае, если все заявления специалистов будут проводить через кабинеты нотариусов.


Но если гипотетически предположить, что Национальный реестр специалистов будет наполняться исключительно силами СРО строителей, то ни о какой оперативности и достоверности речи быть не может. Хотя бы по той причине, что специалисты живут по всей стране, зачастую за тысячи километров от офисов СРО, расположенных  преимущественно в столицах субъектов Федерации, и потому для них подать документы через СРО весьма проблематично.


В России насчитывается более 8 000 нотариусов, которые рассредоточены по всей территории страны. При том, что в Национальный реестр необходимо внести около 150 000 специалистов, нагрузка в среднем на одного нотариуса составит не более 20 специалистов. Если эту процедуру вести через СРО, тогда нагрузка в среднем на одно СРО составит свыше 600 дел, а освоить такой объем невозможно даже за три месяца. Преимущества передачи заявлений и необходимых копий документов в Национальный реестр и в СРО через нотариат


1. Полная легитимность при формировании и ведении Реестра.


2. Снижение временных и финансовых барьеров для строителей, претендующих на включение в Реестр, за счет устранения необходимости в их личной явке в СРО строителей за сотни, а в ряде случаев за тысячи километров (согласно ст. 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», документы на бумажном носителе могут быть переданы с использованием технических средств, в том числе  информационно-телекоммуникационных сетей).


3. Сведение к нулю рисков злоупотреблений со стороны недобросовестных руководителей СРО


строителей и всевозможных посреднических организаций (документы об образовании, о стаже работы и др., заведомо находящиеся на руках у Заявителя, не являются документами, исходящими от СРО, и не являются документами, получить которые непосредственно от предприятий, учреждений и организаций, от которых исходят такие документы, «затруднительно или невозможно». СРО не является организацией, в которой находятся подлинные документы об образовании, о стаже работы Заявителей, в том числе являющихся работниками организаций в составе СРО).


4. Улучшение морального климата и повышение имиджа саморегулирования за счет выведения


из речевого оборота таких словосочетаний, как «недобросовестные (коммерческие) СРО» по причинам предоставления ими «мёртвых душ» вместо реальных специалистов.


5. Применение в качестве доказательной базы для включения в Реестр копий документов об образовании и о стаже работы заявителей, в силу закона тождественных  (равнозначных) подлинникам этих документов (в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-X (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.


Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций).


6. Сведение к нулю трудовых и финансовых затрат СРО на формирование Реестра, которые могут повлечь за собой повышение членских взносов для строительных организаций – членов СРО (согласно ст. 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» расходы по оплате услуг третьих лиц, связанные с передачей документов, оплачивает лицо, обратившееся за совершением нотариального действия).


7. Устранение необходимости в бумажном документообороте и, как следствие, в дополнительных расходах НОСТРОЯ на создание и ведение архива документов на бумажных носителях (нотариус осуществляет изготовление электронного документа на основании представленного документа на бумажном носителе в порядке, установленном ст. 103.8 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», и формирует пакет электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью нотариуса).


8. Сокращение стоимости разработки программного обеспечения и сроков запуска Реестра в эксплуатацию примерно до 3–4 недель (по сравнению с 3–6 месяцами, необходимыми для запуска Реестра в эксплуатацию за счет интеграции разрабатываемого  программного обеспечения Реестра с заведомо работоспособным программным обеспечением информационной системы нотариата).


Репутация должна быть безупречной. Сегодня необходимо самым ответственным образом подойти к определению целевой аудитории, которая будет пользоваться Национальным


реестром. Мировая практика свидтельствует о том, что саморегулируемые объединения – это не столько контролирующие, сколько информирующие организации, соответствующим образом строящие свою работу.


Ведь помимо сугубо формального отношения к созданию еще одного реестра, как к исполнению буквы закона, этот ресурс имеет ярко выраженную репутационную цель. Специалисты, заявляемые в Национальный реестр, должны быть атлантами, держащими на плечах строительную отрасль в федеральном масштабе, а не «мертвыми душами» из баз сомнительных контор, которые ранее торговали копиями трудовых книжек для получения свидетельств. Специалист по организации строительства, попавший в Национальный реестр, автоматически становится специалистом особой значимости. Потенциальный уровень его зарплаты мгновенно возрастает. И он должен дорожить своим местом в реестре, так как это его репутация, доход и уважение.


Чтобы Национальный реестр специалистов обеспечивал свою прикладную задачу, необходимо инсталлировать его, как достоверный источник информации, в систему взаимоотношений между участниками строительного процесса. Национальным реестром специалистов должны будут постоянно пользоваться саморегулируемые организации, заказчики, органы строительного надзора и контроля, строительные организации.


Анализ всех материалов, которые подготовлены по Национальному реестру специалистов на сегодняшний день, убеждают в необходимости обязательного проведения антикоррупционной экспертизы и экспертизы на потенциальную коммерциализацию всей нормативной базы по этому вопросу, и в первую очередь – вновь создаваемой в НОСТРОЕ. Только с помощью такого фильтра можно влиять на вторую волну коммерциализации саморегулирования. Для этого необходимо разработать и принять соответствующие стандарты деятельности НОСТРОЯ. Соответствующие


поправки должны быть включены в законодательство о контрактной системе, в нормативно-правовые акты по организации строительства, должны также быть типовые контракты.


Мы все должны понимать, что в  соответствии c Градостроительным кодексом РФ ответственность за полноту, достоверность, актуальность и доступность информации в этом реестре несет Национальное объединение строителей. Поэтому мы не можем допустить, чтобы какие-либо недобросовестные руководители и специалисты в СРО или в НОСТРОЕ еще раз бросили тень на наше объединение и на нашего Президента.

Статья