Навигация
«Надоевший всем» на Сахалине вопрос о формировании НМЦК в контрактах в сфере строительства пора закрыть
«Надоевший всем» на Сахалине вопрос о формировании НМЦК в контрактах в сфере строительства пора закрыть

Считает генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Глава области Валерий Лимаренко поддержал позицию Ассоциации, что сметная стоимость предполагаемых к исполнению работ должна быть полной и точной, а начальная максимальная цена закупки (контракта) на строительство соответствовать требованиям федерального закона № 44-ФЗ и нормативным документам. Данную позицию руководитель Ассоциации озвучил в региональной прокуратуре.

В конце мая текущего года Валерий Мозолевский вместе с начальником аналитико-правового отдела Ассоциации Анастасией Артюхиной обсудили наболевшую тему длительных нарушений порядка определения начальной максимальной цены контрактов (НМЦК) в Сахалинской области в случаях недостаточности выделенных бюджетных средств при отсутствии должного финансового контроля при проведении закупок заказчиками с представителями общественных организаций области и руководством региональной прокуратуры.

Вячеслав Шайбеков

29 мая на заседании Общественного Совета по защите прав предпринимателей при прокуратуре Сахалинской области ее руководитель Вячеслав Шайбеков отметил, что Ассоциация ставит правомерные вопросы о необходимости соблюдения требований законности в планировании и реализации проектов строительства на территории области, особенно при формировании НМЦК в закупочной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или снос объектов капитального строительства.

 

Генеральный директор Ассоциации Валерий Мозолевский обратил внимание участников Общественного Совета, что согласно нормативным документам до проведения закупки никто не может снижать сметную стоимость предлагаемых к исполнению строительных работ, определённую в соответствии требований градостроительного законодательства. НМЦК, определённая с использованием утверждённой сметной документацией, может снижаться исключительно участниками конкурентной процедуры по определению исполнителя.

 

Поэтому 31 мая текущего года по поручению прокурора области Вячеслава Шайбекова прошло еще одно рабочее совещание с начальником управления по надзору за исполнением законности, соблюдением прав и свобод граждан областной прокуратуры Андреем Кучиным.

– Мы выступаем против того, что некоторые недобросовестные заказчики неправильно (неквалифицированно) формируют свои заявки на бюджетное обеспечение закупки. Потом, когда надо проводить закупку, они формируют НМЦК и, если не входят в выделенный бюджет, то применяют незаконный и надуманный понижающий коэффициент, – пояснил суть проблемы Валерий Мозолевский.

 

Генеральный директор Ассоциации показал взаимосвязь федерального закона № 44-ФЗ, Постановления Правительства России от 11.09.2015 года № 964 и Приказа Минстроя России от 29.12.2019 года № 841 «О порядке определения НМЦК в строительстве ….», которыми регулируется порядок определения начальной максимальной цены контрактов в строительной деятельности за счёт бюджетных средств.

 

Далее Валерий Мозолевский обратил внимание участников совещания, что по содержанию автомобильных дорог есть утверждённый приказ Министерства транспорта Сахалинской области от 26.02 2024 года № 1-3.09-141/24, где четко прописано, что необходимо изменить объемы или виды работ под выделенные средства. Не снижать сметную стоимость, а уменьшить объемы работ. Данный региональный приказ дублирует Постановление Правительства России (от 26.10.2020 № 1737), где прописаны действия заказчиков при недостаточности выделенных лимитов бюджетных средств на выполнение работ.

– Оказалось, что постановление Правительства России в отношении федеральных дорог и приказ Минтранса Сахалинской области в отношении региональных и межмуниципальных дорог есть, а вот подобных муниципальных распорядительных документов нет. Региональное Правительство выделяет средства из областного бюджета на ремонт и обслуживание муниципальных дорог, а правил их использования почему-то нет. Такое же положение и с определением НМЦК при подготовке и проведении закупок социальных объектов, входящих в АИП области, в некоторых муниципалитетах, – продолжил Валерий Мозолевский.

 

Например, объект в пгт. Смирных – спортивный комплекс для занятий зимними видами спорта и мотокросса. Сметная стоимость около 400 млн. рублей. При расчёте НМЦК к сметной стоимости заказчик применил (округлённо) индексы инфляции – на время от расчёта сметной стоимости до начала торгов и прогнозный индекс дефлятор на срок строительства – вместе это около 5%. Получилась надбавка к сметной стоимости около 20 млн. рублей. Таким образом, НМЦК в соответствии требованиям закона № 44-ФЗ – 420 млн. рублей.

 

Что дальше делает заказчик? Заказчик незаконно применяет надуманный понижающий коэффициент 0,95 и в итоге НМЦК приводит к сметной стоимости, не более. Как это должно называться? Некомпетентность, безграмотность или халатность при формировании заявки для включения этого объекта в адресно-инвестиционную программу Сахалинской области (АИП). Вроде по форме все учли, определили НМЦК, а потом сбросили до «голой» сметной стоимости. У них недоработка при формировании или при необходимости внесения изменений в бюджетную заявку? А почему из-за этого подрядчики должны нести убытки? Ведь объём работ заказчик не уменьшил? Кто компенсирует эти затраты подрядчику -20 миллионов? – привел случай из практики Валерий Мозолевский.

 

По мнению руководителя Ассоциации, чтобы подобного не происходило, заказчики должны правильно подавать бюджетные заявки в АИП (адресно-инвестиционную программу) или своевременно вносить необходимые изменения (поправки), что предусмотрено соответствующим Постановлением Правительства Сахалинской области. Для этого требуется регулярная работа муниципальных заказчиков с руководством муниципалитетов и с ГРБС Правительства Сахалинской области. В Сахалинской области нормативно установлен контроль за формированием АИП, а также за формированием НМЦК (п.п.1.4.5, части 1 Общие положения Постановления Правительства области от 14 мая 2014 года № 221).

 

Андрей Кучин

В финале совещания стороны договорились о плотном взаимодействии в рамках данного вопроса.

В этот же день 31 мая Валерий Мозолевский на рабочей группе в Правительстве Сахалинской области по поддержке предпринимательства обратился к заместителю председателя правительства Антону Зайцеву:

«Надоевший всем» вопрос по НМЦК пора закрыть. Губернатор и заместитель Правительства Сергей Олонцев его закрыли, а в Правительстве и в муниципалитетах еще нет. Необходимо провести совещание в минэкономразвитии с приглашением министерства финансов на предмет исполнения Федерального закона № 44-ФЗ, постановлений Правительства России и Приказа Минстроя России № 841. Нужно наконец-то регламентировать действия государственных и муниципальных заказчиков при недостаточности выделенных лимитов бюджетных средств на выполнение работ при подготовке заявок в АИП или в других случаях».

P.S. 6 июня по поручению Антона Зайцева в министерстве экономического развития Сахалинской области состоялось совещание с участием представителей министерства финансов Сахалинской области и Ассоциации «Сахалинстрой» по вопросу ценообразования государственных (муниципальных) контрактов. Продолжение следует.