Навигация
Валерий Мозолевский принял участие в заседании Общественного совета при Минвостокразвития
Валерий Мозолевский принял участие в заседании Общественного совета при Минвостокразвития

13 июня в Москве состоялось заседание Общественного совета при Минвостокразвития России, участие в котором принял Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. 

В заседании приняли участие специалисты министерства во главе с заместителем министра по развитию Дальнего Востока А.В. Крутиковым, уполномоченные по защите прав предпринимателей субъектов ДФО, представители общественных организаций («Деловая Россия», «Опора России» и другие), представители коммерческих организаций и СМИ.


На заседании Совета всеми региональными бизнес-омбудсменами были подняты острые вопросы, которые реально тормозят развитие дальневосточных регионов, разрушают малый и крупный бизнес в разных отраслях экономики, являются действительным препятствиями улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в ДФО, несмотря на принятие множества законодательных и нормативных новаций.


Серьезность и глубина обсуждения затронутых вопросов была продиктована необходимостью  выявления и формулирования основных болевых точек-препятствий развития в преддверии планируемого совместного совещания Коллегии Минвостокразвития и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Хабаровске 29 июня для формирования повестки дня этого заседания и приглашения на него заинтересованных представителей предпринимательского сообщества.


Выступающими были затронуты многие системные проблемы, которые необходимо представить Генеральному прокурору России для решения. В их числе:

— Нерешаемые вопросы при выделении земельных участков для ведения бизнеса, особенно в отношении оборонных структур;


— Продолжающиеся задержки расчетов за выполненные государственные и/или муниципальные заказы, особенно, что касается расчетов монополистов, в том числе Спецстрой, Газпром и подобных структур;


— Большие проблемы с таможенными органами в Приморском крае и в Амурской области при оформлении импорта, в частности строительных конструкций, изделий;


— Неисполнение судебных решений по взысканию задолженности государственных и муниципальных органов и у монополистов;


— Отсутствие ответственности чиновников и органов власти за нанесенный ущерб бизнесу, в том числе отсутствие компенсации бизнесу ущерба, при появлении большого объема дополнительных работ при исполнении контрактов, из-за чего подрядчики получают вместо прибыли, ущерб от выполненных контрактов;


— Нелегальное предпринимательство наносит большой ущерб легальному предпринимательству;


— Непомерные тарифы на тепло и на электроэнергию, особенно в Чукотском АО;


— Платежи по системе «Платон» и дополнительные платежи за использование большегрузных автомобилей уничтожают транспортный бизнес в районах ДФО с его огромными расстояниями перевозок;


— Ограничения при использовании тахографов в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, представляет своего рода опасность для жизни водителей, особенно зимой, когда необходимо пользоваться «окнами» хорошей погоды и невозможностью останавливаться на отдых  «в поле» при температуре наружного воздуха ниже минус 40 градусов, а сами маршруты часто составляют многие сотни километров. Вынужденное неисполнение норм, предписанных в этом случае ведомственными нормами, влечет огромные штрафы и разорение водителей и транспортных компаний.


— Продолжающиеся многократные внеплановые проверки всевозможных контрольных инстанций, продолжающиеся «маски-шоу» против бизнеса, поднятие «шума в прессе» до предъявления вины, из-за чего фактически останавливается финансирование бизнеса банками и его разорение. При этом, организаторы этих «представлений» не несут никакой ответственности и никто не компенсирует бизнесу нанесенный их действиями ущерб.


Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» предложил для рассмотрения на совместной Коллегии следующие вопросы:


1).  О продолжающейся недобросовестной конкуренции при закупках изысканий, проектирования и строительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые составляют более 60% общей территории России и о необходимости решения всего комплекса вопросов, связанных с исполнением положений Федерального закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на всей территории Дальневосточного федерального округа. 


Особую остроту, кроме надбавок и северных коэффициентов к заработной плате, имеет обязанность работодателей оплачивать большие дополнительные отпуска, проезд работника и неработающих членов его семьи один раз в два года к месту проведения летнего отпуска и обратно, а также дополнительная оплата часа за каждый день работающим женщинам.


Считаем, что необходимо во всех субъектах ДФО при закупках товаров, выпускающих предприятиями на этих территориях, учитывать удорожающие факторы из-за необходимости исполнения указанного Федерального закона всеми работодателями. Для выравнивания и создания условий добросовестной конкуренции с производителями товаров, выпускающихся на территориях, где нет подобного обременения бизнеса, необходимо предусматривать соответствующие субсидии, снижение налоговой нагрузки или иную поддержку производителям, для выравнивания их стартовых условий с материковскими компаниями.


Что касается закупок изыскательских, проектных и строительных работ, Ассоциация считает, что необходимо вернуться к дословному пониманию и трактовке положений Федерального закона, которые направлены на привлечение квалифицированных рабочих и специалистов для проживания в районах Дальнего Востока, так как все эти льготы, надбавки и компенсации предназначены не для выплат организациям (юридическим лицам), а для выплаты конкретным работникам, работающим и проживающим в данном субъекте Российской Федерации в организации, зарегистрированной в этом же субъекте.


Поэтому все эти затраты должны быть изъяты из затрат подрядчика в сводном сметном расчёте (со всех локальных смет также) и должны быть перенесены в раздел «затраты заказчика», которые выплачиваются подрядчику ежемесячно после представления зарплатных документов, а также  документов для компенсации  дополнительных отпусков, проезда в отпуск и «женского часа».   Закупки изыскательских, проектных и строительных работ проводятся исходя из НМЦК, очищенной от всех госгарантий и компенсаций – «материковская цена».  Государственные гарантии и компенсации не торгуются, а выплачиваются заказчиком подрядчику в соответствии Федерального закона.


2).  Применения в Дальневосточном федеральном округе положений по решению некоторых социальных и демографических вопросов, параллельно с закупками в строительстве, таких как создание рабочих мест, обеспечение работой местное население, привлечение квалифицированных специалистов и рабочих с материка и из-за рубежа России, путем определения верхнего предела НМЦК, к закупкам которых допускается только изыскатели, проектировщики, строители, зарегистрированные и имеющие работающий офис на территории данного субъекта ДФО. В ДФО можно было бы такой верхний предел определить для НМЦК в 500 млн. рублей для выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Изыскания и проектирование – в соответствии этой величины НМЦК в строительстве. Например: изыскания – до 25 млн. рублей, а проектирование – 50.0 млн. рублей.


3). Принятие в типовом контракте на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства обязательных положений, что юридическое лицо или ИП из другого субъекта Российской Федерации обязано до заключения контракта зарегистрировать обособленное подразделение и оборудовать офис в соответствии требований Санитарных норм и стандарта саморегулируемой организации строителей. Без исполнения этого требования, контракт с таким подрядчиком не заключается.


В настоящее время Федеральный закон РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не исполняет свою главную функцию, а именно- привлекательность субъектов ДФО для переселения и закрепления специалистов и рабочих на суровых территориях. 


Вместо того, чтобы, как в советское время и в соответствии буквы и духа закона, компенсации и гарантии представлялись (выплачивались) проживающим на территории субъекта ДФО и работающим на предприятиях (в строительных организациях, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории этих субъектов Российской Федерации, сейчас эти компенсации и льготы входят в начальную (максимальную) цену контракта при проведении закупок и выставляются на всероссийские торги. В этом случае, конечно же в выигрыше становятся материковские компании, так как их руководители не обременены выплатами этих гарантий и, кроме того, бюджетные деньги районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий выплачиваются не проживающим на наших территориях, а на материк. При этом, жители Сахалина остаются без работы, без зарплаты, а семьи, без средств к существованию. В этом случае, ни о каком инвестиционном климате говорить не приходится. 


Поэтому средства льгот и компенсаций необходимо исключать из НМЦК, приводя начальную цену закупок к материковской, а льготы и компенсации выплачивать именно работающим и проживающим на Сахалине (например), а не компаниям.


Поэтому эти средства изымаются из сводного сметного расчета на счет заказчика, который обязан ежемесячно выплачивать средства подрядчику для выплат работающим в соответствии с расчетом в соответствии с требованиями федерального и регионального закона.


По результатам заседания Общественного совета будет сформулирован протокол, определены персоналии, которые будут приглашены на Совместное заседание Коллегии 29 июня в Хабаровске, которые должны подготовить  свои выступления и кейсы фактур,  доказательств и обоснований  своей информации и  предложений.