Навигация
Три взгляда на строительное саморегулирование. В Совфеде обсудили ключевой законопроект об ужесточении ответственности СРО
Три взгляда на строительное саморегулирование. В Совфеде обсудили ключевой законопроект об ужесточении ответственности СРО

В Совете Федерации состоялось заседание на тему «Совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли». Участие во встрече приняли сенаторы, представители Минстроя России, Ростехнадзора, НОСТРОЙ, НОПРИЗ и саморегулируемых организаций. Ключевым вопросом стал  законопроект № 779131-8 о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, который ужесточает ответственность СРО. Подробности читайте в материале ЗаНострой.РФ.

 

 

Председателем заседания был назначен заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский. Открывая встречу, он заявил, что работая над законопроектом, устанавливающим право Национальных объединений по согласованию с Минстроем России разрабатывать и утверждать общие стандарты деятельности СРО, предусматривающий упрощённый порядок исключения ассоциаций и союзов из Государственного реестра саморегулируемых организаций, и введение постоянного мониторинга работы СРО, необходимо найти компромисс и не «перекрутить гайки», так как в целом система саморегулирования в строительстве доказала свою работоспособность.

 

 

В законодательстве закреплены концептуальные принципы работы саморегулирования, а детализировать и доработать конкретные механизмы регулирования доступа подрядчиков на рынок СРО должны на уровне стандартов деятельности, но не самостоятельно, а в тесном контакте и под присмотром профильного ведомства.

 

Взгляд чиновников. Три претензии к СРО

 

С основным докладом выступил директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский. Он напомнил, что основная задача саморегулирования состоит в том, чтобы обеспечить допуск на рынок добросовестных и соответствующих всем установленным требованиям компаний в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. Последние фундаментальные изменения законодательства в этой части происходили в 2016 году.

 

Проведённый мониторинг, по словам чиновника, показал, что назрели определённые изменения, которые следует внести в нормативную базу, связанную с саморегулированием в строительной отрасли. Это и привело к внесению минувшей осенью в Государственную Думу упомянутого законопроекта.

 

Власть со своей стороны видит следующие проблемы, которые пытается решить путём законодательных ужесточений.

Во-первых, сейчас не установлен баланс между требованием законодательства к саморегулируемым организациям очищать отрасль, и с этой целью исключать недобросовестные компании и не принимать к себе таковых, – с экономическими интересами СРО не исключать их, а напротив, набирать как можно больше членов, независимо от того, каковы они есть. Ведь члены делают взносы, на которые саморегуляторы и существуют. Кроме этого, если СРО исключает своего участника, то она должна решить вопрос, что делать с контрактами экс-члена. Вероятно, ей придётся выплатить какие-то компенсации, штрафы или пени, что нанесёт ущерб её компенсационным фондам.

 

Тем самым исключение (или же неприятие нового) участника влечёт для СРО целый блок экономических последствий. Но, с другой стороны, система саморегулирования должна очищать рынок от неблагонадёжных компаний. И это противоречие нужно разрешить.

 

Вторая проблема состоит в том, что большинство саморегулируемых организаций просто физически не знают о тех контрактах, которые их члены заключают. Соответственно, СРО не имеет данных о сумме этих договоров, о контрагентах подрядчиков и о том, как исполняются заключённые контракты.

 

Происходит это потому, что действующее ныне законодательство и правовое регулирование позволяет подрядчику просто не сообщать такую информацию в СРО. В результате заключённые членами контракты находятся вне зоны контроля саморегулируемой организации, что повышает риск выплат из компфондов по ним.

 

Третья проблема связана с нестыковкой ряда эффективных инструментов, используемых в саморегулировании. Олег Вадимович отметил, что ныне действует Национальный реестр специалистов, однако он не интегрирован с Единым реестром членов СРО, где есть информация по всем компаниям, работающим в отрасли. Поэтому понять, есть ли у включённого в реестр Нацобъединения подрядчика специалисты НРС, пока невозможно.

 

Также в отношении компаний, внесённых в реестры Нацобъединений, возникают сложности относительно подтверждения их опыта работы на рынке. Докладчик отметил, что в реестре нужно отражать и применение мер дисциплинарного воздействия в отношении компаний, чтобы все заинтересованные лица могли быстро получить информацию о деловой репутации компании.

 

Взгляд Нацобъединений. Запрос на расширение

Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров в своём выступлении отметил, что система саморегулирования в строительстве, проектировании и изысканиях с трудом, но работает. В ней много недостатков, и задача обсуждаемого в рамках совещания законопроекта состоит в том, чтобы часть имеющихся недочётов устранить.

 

Однако вместить всё сразу в один законопроект невозможно, поэтому глава Нацобъединения отметил ряд аспектов, над которыми нужно будет продолжить работу. Прежде всего Анвар Шамухамедович напомнил, что если какая-то организация выходит из СРО по собственной воле, то, согласно действующему законодательству, она в течение года не имеет права вступить в другую саморегулируемую организацию. Одновременно с этим, если компанию исключают из СРО из-за грубейших нарушений российского законодательства, то она имеет право уже на следующий день вступить в другие ассоциацию или союз.

 

Следом президент НОПРИЗ отметил проблему, связанную с субподрядными организациями. Он привёл такую статистику: из полученных Национальным объединением 5.511 жалоб на плохое качество проектных и изыскательских работ в 86% случаев оказалось, что работы были выполнены субподрядчиками, которые по закону не имеют права подписи документации! При этом наказать их невозможно, поскольку субподрядчики как бы привлечены генподрядными компаниями. Но и эти генподрядчики нередко представляют из себя инжиниринговые компании, где работает менее десятка человек, которые, однако, раз за разом умудряются побеждать в крупных тендерах, забирая себе многомиллионные контракты.

 

Такие предприятия фактически не могут выполнять строительные работы в силу своего размера – однако именно они зачастую стоят за возведением очень крупных объектов. В качестве примера спикер упомянул Красноярский и Новосибирский ледовые дворцы, в отношении которых идут непрекращающиеся судебные споры. Инжиниринговая компания, возводящая эти объекты, была исключена из одной СРО, но спустя 15 дней благополучно вступила в другую и сейчас продолжает свою деятельность.

 

Руководитель Нацобъединения подчеркнул, что не состоящая в СРО компания не несёт ответственности перед третьими лицами и государством за неисполнение взятых на себя контрактных обязательств. Поэтому он высказал мысль о том, чтобы в рамках следующего этапа совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли был рассмотрен вопрос об обязательном членстве субподрядчиков в СРО.

 

Ещё одна важная тема, которой коснулся господин Шамузафаров, связана с эксплуатацией уже построенных объектов. Сейчас к эксплуатирующей организации нет каких-либо требований относительно квалификации её сотрудников. Между тем, процесс проектирования и строительства здания занимает лишь несколько лет, а эксплуатируют его затем десятилетиями, а то и веками. Корректные действия эксплуатанта очень важны как для безопасности объекта, так и для поддержания его в нормативном состоянии на протяжении всего срока службы.

 

В завершение своего выступления Анвар Шамухамедович попросил присутствующих на встрече сенаторов поддержать предложенный законопроект № 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (о совершенствовании саморегулирования в строительстве)» в его текущей редакции.

 

С этой же позицией солидарен и вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий. Он заявил, что Национальное объединение строителей считает своей миссией согласование интересов бизнеса и государственного подхода. С точки зрения реализации этой миссии предложения, содержащиеся в этом законопроекте, ностроевцев полностью устраивают.

 

В частности, законопроект предусматривает создание системы общих стандартов организаций, обязательных для всех СРО. Разработанные и утверждённые Нацобъединением стандарты будут содержать требования к членству, основания для отказа в приёмке и исключении членов саморегулируемых организаций, перечни мер дисциплинарного воздействия, а также регламенты работы контрольных и дисциплинарных органов. При этом введение персональной ответственности руководителей СРО позволит продолжить формирование полноценной системы контроля и ответственности.

 

Взгляд саморегуляторов. Четыре проблемы строителей

Своё слово сказали и представители региональных СРО. Так, генеральный директор Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) Валерий Мозолевский предложил саморегулируемому начальству подумать не только про новые ужесточения и требования, но и о тех проблемах, которые по-настоящему волнуют российских строителей и саморегуляторов.

 

Первое предложение касалось авансирования выполнения работ. Ассоциация считает, что необходимо установить единые условия и порядок авансирования подрядных организаций, запретив государственным и муниципальным техническим заказчикам выплачивать бесконтрольно все средства аванса одним траншем.

 

Вторым предложением «Сахалинстрой» рекомендует включить саморегулируемые организации в перечень лиц, наделённых правом направлять заказчику запросы о разъяснении положений закупочной документации и подавать жалобы, соответственно необходимо предусмотреть возможность регистрации саморегулируемых организаций на электронных площадках как субъектов с отдельными полномочиями (специальный статус).

 

Третьим пунктом был упомянуто больной вопрос об избыточности требований к членам первого уровня ответственности по количеству специалистов НРС. Тема, которая поднимается уже не первый год, но от того не утратила своей актуальности. По мнению Валерия Павловича, которое, вне всяких сомнений готовы обеими руками поддержать буквально все строители, проектировщики и изыскатели страны, минимальное количество специалистов НРС должно быть снижено до одного человека.

 

Наконец, последним, четвёртым пунктом господин Мозолевский вновь поднял наболевший вопрос о «крепостном праве», которое запрещает в случае добровольного выхода вступать в другую СРО в течение года. Это ничем не мотивированное ограничением для ведения предпринимательской деятельности в сфере строительства, о котором из года в год говорят представители отрасли и которое по какой-то причине принципиально игнорируется чиновниками.