12 февраля в Торгово-промышленной палате России состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма. В его работе принял участие глава ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. По мнению представителя Сахалина, совет рассмотрел ряд актуальных для СРО вопросов:
· «Саморегулирование» в аудиторской деятельности. Анализ ситуации. Уроки для других сфер деятельности;
· Организация работы Совета над поправками в 315-ФЗ;
· О проведении VI-й конференции «Практическое саморегулирование» в апреле 2019 года и создании ее оргкомитета.
Модераторами заседания выступили вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин и председатель Совета Константин Апрелев. По их словам, предыдущий год принес много нового в части страхования гражданской ответственности за неисполнение договорных обязательств, в законодательство об аудиторской деятельности и в туристическое законодательство.
В своём приветствии Дмитрий Курочкин призвал экспертов Совета не останавливаться на достигнутых успехах, подчеркнув, что именно умение находить актуальные проблемы и способы их решения всегда являлось «визитной карточкой» этого общественного формирования.
В первой части заседания участники обсудили вопросы состояния и перспектив развития системы регулирования и саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере туризма. Как известно, Минспорттуризм предлагает обязать всех туроператоров создавать саморегулируемые организации.
Свое мнение по этому поводу высказали вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко, начальник правового управления компании «Магазин горящих путевок» Инна Руденская, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Никита Трофимов, представитель ООО «Компании ТЕЗ ТУР», адвокат Сергей Топурия. Все они сошлись на том, что в настоящее время введение саморегулирования в туристической отрасли практически невозможно из-за отсутствия базовых стандартов деятельности всех участников туристической деятельности в России. До настоящего времени в России нет даже определения многим терминам, в том числе, что такое въездной и выездной туризм. Какие отличия и особенности они имеют? В процедурных вопросах, в вопросах налогообложения, в вопросах построения саморегулирования?
По мнению Игоря Бухарова, «в вузах необходимо готовить специалистов по оценке туристического потенциала регионов, а не «продавцов путевок». Сергей Топурия подчеркнул, что ранее сотрудники турагентств получали необходимое образование в профильных институтах, изучали критерии качества и потребительские свойства продаваемого продукта. Однако, в настоящее время, турагентсва не уделяют должного внимания образованию и квалификации своих сотрудников.
Спикер скептически отнесся и к компенсационным фондам СРО, в которые взносы должны вносить непосредственно члены СРО. «Если человек выезжает за рубеж, почему он самостоятельно не может оплатить взнос в некий фонд? Создание СРО – это очередная попытка навязать операторам дополнительные финансовые обязательства за других туроператоров, которые после окажутся банкротами».
Более того, участники заседания признали, что диалог с органами государственной власти в части дальнейшего развития саморегулирования в туристической деятельности уже не просто не складывается, а откровенно зашел в тупик. В качестве иллюстрации этого тезиса специалисты привели работу над поправками в 315-ФЗ. Суть в том, что текст, предложенный Минэкономразвития, не устроил профессиональное сообщество и не прошел согласование в правительстве. В то же время вариант, подготовленный экспертами ТПП, был внесен в Госдуму, а затем направлен на согласования в кабинет министра, где получил предсказуемый отрицательный отзыв от Минэкономразвития. И сейчас правительство РФ ждет новый вариант текста от последнего. Вероятно, чтобы внести его уже от своего имени.
Участники заседания Совета оценили работу рабочей группы для подготовки универсального стандарта страхования ответственности членов профессиональных объединений за причинение вреда третьим лицам, созданной в декабре 2018 года.
«Уже состоялось первое заседание этой рабочей группы. Страхование профессиональной деятельности и страхование предпринимательской деятельности – это совершенно разные виды страхования, и именно на этом базисе будет строиться работа группы», – поделилась руководитель группы Мария Воронина.
Президент СРО «Экспертный совет» Алексей Каминский дал развернутый анализ ситуации в аудиторской деятельности. Его выводы поддержала президент СРО «Аудиторская ассоциация Содружество» Ольга Носова. «В 2012 году было пять аудиторских СРО. После взятого курса на укрупнение саморегулируемых организаций в аудиторской деятельности, осталось только две СРО на всю страну. Созданные сейчас условия не позволяют СРО аудиторов эффективно выполнять свои функции – контроль качества деятельности членов СРО, при количестве членов более 10 тысяч не может работать на должном уровне», — отметила она.
По мнению председателя Совета Константина Апрелева, ценности добросовестной конкуренции жизненно необходимы современному российскому бизнесу. В этой связи дилемма «мечта или реальность» в отношении саморегулирования должна быть решена в пользу второго члена дихотомии.
«Особенно актуальна мысль о том, что «проблемы построения саморегулирования в одной из сфер деятельности могут разрушить всю систему саморегулирования в России», – прокомментировал генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой». Валерий Мозолевский обратил внимание собравшихся, что «в России, по-прежнему исполнительные органы власти и предприниматели занимаются самодеятельностью и никак не используют существующие нормативные документы и имеющийся опыт других. Первое:
– упрямо всё пытаемся строить саморегулирование, мало понимая, что это такое, не выстраиваем систему саморегулируемых организаций в области экономики, как одно из приоритетных направлений административной реформы в РФ, что Президент России ещё в июне 2003 года поручил в своём Указе № 824;
– предварительно не изучили все Распоряжения и Постановления Правительства РФ в развитие данного Указа Президента;
– не опираемся на существующие постановления Конституционного Суда РФ и Международного Суда по правам человека, в части построения саморегулируемых организаций и их объединений, исполнения ими публично (общественно) значимых функций, соотношения между исполнительными органами власти и СРО;
– не учитываем вопросы недопустимости конфликта интересов между членами СРО и между СРО в сферах экономики, недопустимости конкуренции между СРО за своих членов, что ведёт к коммерциализации и криминализации саморегулирования, как сейчас в России;
– не вошли во взаимодействие со специально созданной правительственной Комиссией по проведению
административной реформы в РФ (исполнения Указа Президента РФ);
· Второе:
– мы все занимаемся опытами, однако упрямо не хотим использовать мировой опыт построения и развития системы саморегулируемых организаций, который имеет уже многовековые традиции и правила в различных сферах экономики».
Члены Совета констатировали, что создаётся устойчивое мнение, что государство взяло курс на лишение саморегулирования функций самостоятельности регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, и превращение системы СРО в инструмент контроля деятельности членов СРО, который был бы полностью подконтрольным органам государственной исполнительной власти. Участники мероприятия сдаваться не намерены. Помимо рассылки разъясняющих писем во все инстанции, запланирован ряд мероприятий: в Общественной палате РФ (конец марта – начало апреля), VI — я конференция «Практическое саморегулирование» (17 апреля 2019 года, город Москва) и Парламентские слушания в Государственной Думе РФ по этой тематике (май-июнь 2019 года). Валерий Мозолевский выразил согласие войти в рабочий орган по организации Конференции ТПП РФ в апреле текущего года и заявился в качестве выступающего на ней.
Для успеха лоббистской деятельности экспертам рекомендовано строго придерживаться правительственной концепции совершенствования механизмов саморегулирования, которая предусматривает обязательное наличие компенсационных фондов СРО и национальных объединений СРО.