Из « первых рук» и «в глаза в глаза» 17 июля обсудили вопросы формирования комфортной городской среды, особенно безбарьерного пространства, проектировщики г. Южно-Сахалинска, специалисты управления дорожного хозяйства и благоустройства и МКП «Горархитектуры» г. Южно-Сахалинска, заказчики и подрядчики на рабочем совещании в Ассоциации «Сахалинстрой».
Пока мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин и главные архитекторы города и области поднимали глобальные вопросы градостроительства, принципы создания комфортной среды и взаимодействия власти и общества на первом сахалинском «Урбанистическом форуме» в областной столице, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский провел семинар для заказчиков и подрядчиков – прямых исполнителей благоустройства города и дорожной инфраструктуры.
Идея семинара для заказчиков и строителей родилась в ходе проекта Ассоциации «Сахалинстрой» «Общественный контроль. Волонтерство и наставничество в строительстве». Главный наставник проекта Валерий Мозолевский, показывая на практике студентам строительных специальностей типичные проектные и строительные ошибки при обустройстве скверов, придомовых территорий, детских игровых и спортивных площадок, пришел к выводу, что необходимо достучаться в первую очередь до заказчиков (технических заказчиков), которые управляют данными проектами.
Именно заказчик отвечает перед руководством города за исполнение проектов, начиная от проектирования строительства работ и заканчивая его сдачей в эксплуатацию. И необходимо строить дороги, тротуары, обустраивать дворы грамотно и в соответствии с мировыми стандартами, формируя комфортную безбарьерную городскую среду. Поэтому основным вопросом семинара стали нормативные требования Российских Сводов правил и государственных стандартов по организации городских пространств.
Презентацию на эту тему Валерию Мозолевскому подготовила студентка 3-курса строительного техникума и активная участница наставнического проекта Ассоциации Надежда Бурима. Во время летних каникул Надежда и еще двое студентов -волонтеров работают в Ассоциации «Сахалинстрой» под руководством квалифицированных наставников в качестве помощников старших инспекторов в отделах контроля и общественного контроля в строительстве.
В первую очередь Валерий Мозолевский сделал акцент на выполнение технических норм обустройства тротуаров и всех видов пешеходных переходов для передвижения людей с ограниченными возможностями на колясках, которые сейчас практически не соблюдаются по всей России. Так в рамках расчета индекса качества среды 82% российских городов с населением свыше 100 тыс. человек по оценке на 2017 год, имеют неблагоприятную среду. Поэтому далее последовал детальный разбор. Так подъём с дороги на тротуар должен быть не более 2,5 сантиметров на метр длины.
Поперечный уклон тротуара не может быть более 2-х сантиметров на метр ширины тротуара, а для комфортной среды – максимум 1 см на метр ширины тротуара. Между проезжей частью дороги (улицы) и переходом через улицу на тротуар не должно быть барьера. В крайнем случае, не более 14 миллиметров. Инвалид на коляске не должен преодолевать барьеры по пути движения по городу. Общественные места (торговые центры, больницы, кинотеатры и др) не должны иметь пороги между входом и помещением для свободного перемещения маломобильных групп населения.
Затем перешли к благоустройству дворов. В качестве лучшей практики Валерий Мозолевский продемонстрировал примеры городской инфраструктуры в Новосибирске. При этом сахалинские строители решили, что представленные фотографии придомовых территорий в Новосибирске – это дизайн -проект с применением фотошопа. Однако, Валерий Мозолевский убедил коллег, что это реальные объекты. И программа безбарьерного городского пространства помимо Новосибирска успешно реализуется и в Тюмени. Где дворовые территории – это обособленные безопасные для жителей территории с подземными парковками, детскими площадками и зелеными насаждениями.
Мировую практику организации комфортного безбарьерного пространства Валерий Мозолевский показал в презентации на примере городов в Англии. Это на одном уровне с дорогой переходы через улицы, безбордюрные проезды и безпороговые входы в магазины и социальные здания, парковки, привокзальные пространства, тротуары, а также примеры обеспечения безопасности пешеходов.
В итоге семинара Валерий Мозолевский пообещал проектировщикам и подрядчикам инициировать у мэра Южно-Сахалинска организацию поездки в соседнюю Японию с целью обмена опыта по вопросам строительства городской инфраструктуры.
После теории Валерий Мозолевский предложил строителям выйти из офиса и посмотреть, как выполняется ремонт перекрестка между улицами К. Маркса и Чехова по заказу Департамента городского хозяйства. Работы ведутся с нарушениями норм и правил, особенно в части создания безбарьерной среды для пешеходов и малобильных граждан, для которых этот перекресток просто непроходим.
А ведь в соответствии со сводами правил по эксплуатации зданий и сооружений эксплуатирующая организация – Департамент городского хозяйства г. Южно-Сахалинска в ходе периодических осмотров перекрестка и тротуаров, прилегающих к нему, должен был составить акт обследования и ведомость дефектов. И на основании акта решить, как именно ремонтировать, чтобы привести тротуары и перекрестки в соответствии нормам комфортной среды обитания.