Документы 29 регионов России, позволяющие корректировать цену строительного госконтракта из-за роста стоимости строительных материалов, выложены на специальной странице сайта ФГИС «ЦС».
По состоянию на утро 9 сентября, ровно через месяц после подписания постановления правительства России №1315 о возможности корректировки стоимости федеральных строительных контактов, 29 регионов приняли соответствующие пакеты документов для объектов, финансируемых из регионального бюджета.
В числе таких регионов в последние дни появились те, где количество бюджетных объектов достаточно большое: это Краснодарский край, Ростовская область, Севастополь, Республика Чувашия и т.д.
Отметим, что в конце августа Минстрой России ставил задачу пересчитать все госконтракты, попадающие под федеральное и региональные постановления, до 6 сентября с.г,, однако уже очевидно, что такого не произошло. На сегодняшний день в главгосэкспертизу на повторную экспертизу сметной стоимости контракта поступило всего около 10 проектов — из нескольких сотен таковых.
При этом нужно напомнить, что пересчет госконтракта из-за роста цен является возможностью, но не обязанностью как федеральных, так и региональных госзаказчиков. Исходя из этого, президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин советует подрядчикам активно настаивать на пересчете таких контрактов и не бояться негативной реакции заказчика:
— После выхода регионального нормативного акта о возможности изменения цены контракта в связи со значительным ростом цен на строительные ресурсы, подрядчику необходимо подготовить Расчет размера увеличения цены контракта с подтверждающими документами в соответствии с порядком по приказу Минстроя №500/пр и выходить на Заказчика с письменным предложением об увеличении цены контракта и заключении Дополнительного соглашения, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и региональный нормативный акт.
Павел Горячкин
В случае отсутствия согласия заказчика на увеличение цены контракта:
— убеждать и настаивать, очень;
— предложить расторжение контракта по соглашению сторон;
— принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при соблюдении процедуры одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, регламентированной частями 19-22 статьи 95 Закона о контрактной системе 44-ФЗ.
Отмечу, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае существенных изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (договора).
Решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в силу пункта 3 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик в соответствии со статьей 450 данного Кодекса вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.
Подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 данного Кодекса.
Напомню, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.
Таким образом, ГК РФ и Закон № 44-ФЗ содержат механизм расторжения контракта, учитывающий интересы как заказчика, так и подрядчика, в том числе в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
Постановка вопроса и угрозы заказчика о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при данных обстоятельствах представляется юридически несостоятельной, а контрольный орган в сфере закупок принимает решение о включении или невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) исходя из всех обстоятельств дела».
Источник Агентство новостей «Строительный Бизнес»